Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:31, курсовая работа
Задачи:
- дать оценку состояния и развития институциональной основы сущности малого и среднего предпринимательства.
- дать оценку развития малого и среднего бизнеса (на примере региона – Кировской области).
- рассмотреть тенденции развития малого и среднего предпринимательства в экономике региона.
- разработать программу реформирования малого и среднего предпринимательства.
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития для малого и среднего бизнеса 6
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса 6
1.2 Теоретические аспекты стратегии роста фирм 12
1.3 Особенности стратегии роста малых и средних фирм 16
2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства 24
2.1 Оценка развития малого и среднего предпринимательства (на примере региона – Кировской области) 24
2.2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Кировской области. 32
2.3 Варианты решения проблемы развития малого и среднего бизнеса в Кировской области, оценка преимуществ и рисков 35
2.4 Программа реформирования малого среднего предпринимательства в России. 52
3 Анализ стратегии развития малого и среднего бизнеса на примере ООО «Титан» и рекомендации по его стратегическому развитию. 65
Заключение 69
Практическая часть 74
Литература 78
Матрица «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция»
Привлекательность отрасли |
Конкурентная позиция | ||||
хорошая |
средняя |
плохая |
|||
высокая |
Успех |
Успех |
Вопросительный знак |
5 | |
средняя |
Успех |
Средний бизнес |
Поражение |
||
низкая |
Доходный бизнес |
Поражение |
Поражение |
1 | |
5 |
1 |
Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey: попадание в квадрат «Средний бизнес» в среднепривлекательной отрасли со средней конкурентной позицией.
Попадание в квадрат "Средний
бизнес" не дает возможности однозначно
судить о дальнейшей судьбе СЕБ. По
отношению к ней решение может
быть принято только по результатам
анализа состояния всего
В соответствии с полученными результатами в своей деятельности фирме стоит придерживаться агрессивной рыночной стратегии. В этом случае фирма быстрее сможет завоевать нужные позиции на рынке и встать в ряд с самыми крупными и известными организациями в своем секторе.
Вообще для любого предприятия разработка и реализация целей будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформирует и стимулирует их осуществление во всей организации.
Быстрое нарастание во внешней
среде организаций, обострение конкурентной
борьбы на городском и территориальном
рынках делают особенно актуальным разработку
и внедрение систем стратегического
управления. Решение этой задачи следует
осуществлять постепенно, путем внедрения
в управленческую практику организаций
отдельных элементов
Рекомендации в области агрессивной рыночной стратегии:
1)В области маркетинга:
- интенсивный анализ рынка;
- активное изучение
- интенсивная реклама;
- участия в демонстрациях, ярмарках, презентациях, организация новых филиалов;
- усовершенствование системы
предоставления прямых и
- усовершенствование условий покупки в кредит, дальнейшее расширения ассортимента.
2)В области производства и его обеспечения:
- совершенствование службы доставки.
3)В области кадровой политики:
- повышение квалификации персонала;
- привлечение и обучение дополнительного персонала.
4)В области финансовой политики:
- вложение капитала в продукцию, которая пользуется большим спросом.
Процесс реализации стратегии состоит из пяти основных этапов.
1. Углубленное изучение
состояния среды, целей и
2. Принятие решений руководства по эффективному использованию ресурсов. Анализируются данные, полученные из соответствующих отделов, а также их оценки со стороны бухгалтерии на предмет финансового обоснования.
3. Изменение организационной
структуры. В организационной
структуре необходимы
4. Внесение необходимых изменений в жизнедеятельность предприятия.
5. Внесение изменений в генеральную стратегию. Таких изменений необходимо всячески избегать, если только изменения не приведут либо к заметному ухудшению положения предприятия (вплоть до банкротства), либо не принесут заметно больших доходов. При изменении генеральной стратегии необходимо взвесить все «за» и «против» и подходить к данному процессу очень осторожно.
Заключение
К основным категориям, определяющим экономическую сущность предпринимательства, относятся:
- использование инвестиционных механизмов;
- инновационность в управлении, технологиях, взаимодействии и т. д.;
- финансовое, кредитное и
материально-техническое
- общая ценовая политика;
- стимулирование и мотивация
труда наемных работников
Широко используемое понятие «малые и средние предприятия» (МСП) в подавляющем большинстве случаев означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Налицо суженная трактовка этого понятия (как правило, малое предпринимательство, малый бизнес и т. д.), и она приводит при международных сравнениях к занижению показателей развития этого сектора в 4-5 раз. В мире в категорию МСП обычно относят любые предприятия с числом занятых до 250 (либо до 500 человек в некоторых странах). Поскольку законодательного понятия среднего предприятия в России буквально до 1 января 2008 года не было, то сокращение МСП употреблялось «автоматически» по аналогии с тем, как это делается во всем мире, где, действительно, выделяется группа малых и средних предприятий. Данные о средних предприятиях в показателях российского сектора МСП не отражаются (за единичными исключениями), а группируются с крупными предприятиями.
Практически во всех странах существует своя классификация предприятий, которая делит экономическую деятельность на малый, средний и крупный секторы экономики. Но, как правило, малый и средний секторы экономики объединяют в одну группу при разработке законов и программ развития и поддержки.
Изучение зарубежного опыта показывает, что непременным условием успеха в развитии малого и среднего бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она должна осуществляться в различных формах: стимулировании производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлении налоговых льгот, дотаций, льготном банковском кредитовании, создании информационно-консультативных и научно-технических центров, развитии системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль здесь играет принятие и исполнение специального законодательства.
Основным документом, регулирующим деятельность предпринимательских структур на территории РФ, является Федеральный закон от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 года.
Новый Закон устанавливает
два критерия отнесения предприятий
к субъектам малого и среднего
предпринимательства. Во-первых, это
средняя численность
К важнейшим направлениям развития малых форм хозяйствования отнесено:
Во-первых, производство товаров
народного потребления и
Во-вторых, производство комплектующей продукции и оказание услуг для головных, как правило, крупных предприятий.
В-третьих, инновационное направление.
В-четвертых, можно отметить
направление, которое связано с
использованием ограниченных локальных
источников сырьевых материалов (например,
в промышленности строительных материалов,
в переработке
В-пятых, направление, связанное с малосерийным производством продукции для местных нужд.
В-шестых, производство некоторых видов машин и оборудования, изготовляемых небольшими сериями, которое можно наиболее эффективно осуществлять именно на небольших предприятиях (станки, научные приборы и т. п.).
В-седьмых, определенные сферы строительства, ориентированного на сооружение небольших по объему работ и пространственно рассредоточенных объектов (в небольших городах, сельской местности, дорожном строительстве).
В-восьмых, оказание услуг населению. Особое значение развитие этого направления должно иметь в небольших и удаленных от крупных городов населенных пунктах.
В-девятых, оптовая и розничная торговля.
В-десятых, общественное питание.
В-одиннадцатых, многие виды производства, торговли и услуг, специально ориентированных на малые формы хозяйствования.
В основе повышения
- выбору инновационного пути развития;
- расширению производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечению условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса;
- использованию местных источников сырья и отходов крупного производства.
- приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания и т. д.
Значительное повышение
роли малого бизнеса как сектора
экономики обусловлено
В основе развития малого и среднего бизнеса находится стратегия, которая в условиях современной России должна пройти различные этапы, в связи с чем необходима разработка программы реформирования малого и среднего предпринимательства, которая включает:
1. Совершенствование стратегии
и тактики взаимодействия
2. Совершенствование
3. Совершенствование механизмов, обеспечивающих малым и средним предпринимательским структурам доступ к финансовым ресурсам.
4. Снижение административных
барьеров на пути развития
малого и среднего
5. Активное взаимодействие
предприятий малого и среднего
бизнеса с региональными
6. Создание институтов частногосударственного партнерства.
7. Государственную поддержку
модернизации и технического
оснащения предприятий малого
и среднего бизнеса с
8. Поддержку инновационной деятельности.
Практическая часть
Вариант 2
1. Из практики бизнеса
Гостиничная сеть «Хилтон» известна во всем мире гостиницами, расположенными в центральных районах крупных городов. Огромные конференц- и банкетные залы, большие холлы и внутренний интерьер, а так же высококвалифицированный персонал, позволяют отнести гостиницы к разряду шикарных. Руководство сети «Хилтон» никогда не строило гостиницы бизнес-класса и ниже.
Приверженность руководства «
Чтобы выйти из сложившейся ситуации,
было принято решение о
Информация о работе Стратегия развития для малого и среднего бизнеса