Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:02, курсовая работа
з рынка общественного питания Республики Беларусь.
В ходе работы были:
Целью данной курсовой работы является изучение типология и специализации предприятий питания как в международной практике, так и в Республике Беларусь, краткий анали
1.Изучены типы предприятий питания, получившие развитие в международной практике;
2. Дана характеристика типов предприятий питания в РБ
3. Определены направления совершенствования типологии предприятий питания.
4. Изучен рынок общественного питания.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТИПОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ 5
1.1 ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ, ПОЛУЧИВШИЕ РАЗВИТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ 20
2.1 РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ 20
2.2 АНАЛИЗ РЫНКА БЫСТРОГО ПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Требования к архитектурно-
Состав помещений для
Кафе и закусочные, в отличие от ресторанов и баров, которые подразделяют на три класса, на классы не подразделяют.
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
То есть,
как видно из приведенного списка,
классификация предприятий
- ассортимент реализуемой продукции и
сложность ее приготовления;
- техническая оснащенность предприятия
общественного питания;
- квалификация персонала;
- качество и методы обслуживания;
- виды предоставляемых услуг[11].
На предприятиях общественного питания Российской Федерации должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:
- санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;
требования
к безопасности продовольственного
сырья и продуктов – в
- экологической безопасности – СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;
- электробезопасности – СНиП 11-4.
Архитектурно-планировочное
Предприятия всех типов и классов должны быть оборудованы системами водоснабжения (хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего), канализации, вентиляции, отопления, электроосвещения, телефонной сети.
В соответствии с заданием на проектирование
здания или группы помещений предприятий
питания могут быть дополнительно
оборудованы: устройствами кондиционирования,
внутренней телефонной связью, установками
звукофикации и усиления речи, установками
сигнализации и оповещения об опасности,
системами автоматизации и
Проектирование этих систем следует вести с учетом требований соответствующих нормативных документов в строительстве, действующих на данной территории.
Размещение производственных помещений и оборудования в них должно обеспечивать последовательность проведения технологического процесса производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарных норм и правил.
Сырье и продовольственные товары,
используемые для производства кулинарной
продукции, а также условия ее
производства, хранения, реализации и
организации потребления должны
отвечать требованиям соответствующей
нормативно-технической
Условия обслуживания при предоставлении
услуг должны соответствовать требованиям
действующей нормативной
Торгово-технологические и холо
Производственный и
Существуют также требования к системе вентиляции. Система вентиляции во встроенных, встроенно-пристроенных предприятиях питания к зданиям различного назначения должны проектироваться раздельными с системами этих зданий; возможно их присоединение к узлам управления этих зданий.
Предприятия питания, встроенные или встроенно-пристроенные в жилые здания, должны оборудоваться обособленной вентиляционной системой с выбросом выше конька жилого дома.
Системы вытяжной вентиляции должны
проектироваться
- помещения для потребителей (за исключением уборных и умывальных);
горячих цехов и моечных;
- производственных (за исключением горячих цехов и моечных), складских (за исключениемохлаждаемых камер: для хранения овощей и фруктов, мяса и рыбы, пищевых отходов) и административных помещений;
- уборных, умывальных и душевых;
- охлаждаемых камер для хранения овощей и фруктов, мяса и рыбы;
- охлаждаемых камер для хранения пищевых отходов.
В предприятиях питания на 50 и менее мест приточную вентиляцию обеденного зала и горячего цеха допускается проектировать как единую систему.
При оборудовании системой вентиляции предприятия питания – пышечной производительность вентиляционного зонта над пышечным оборудованием должна быть не менее 300 м3/час, если вентиляция выходит непосредственно на улицу, и не менее 700 м3/час, если вентиляционная система присоединена к системе здания.
В международной практике рестораны могут быть классифицированы в соответствии с их месторасположением, сегментной аудиторией, классом и типом пищи и сервиса.
Основными типами ресторанов являются следующие.
Городские рестораны. Расположенные в городах, они либо предлагают разнообразный набор блюд, либо специализируются в предоставлении обедов и/или ужинов; работают в определенные часы и имеют многочисленную клиентуру.
Рестораны самообслуживания. Этот вид ресторана связан с быстрым обслуживанием у стойки и относительно низкими ценами за счет того, что в них не предусмотрено обслуживание официантом за столиками. Они расположены в деловых, центральных районах, и их посетители – люди, у которых мало времени для принятия пищи. Такие рестораны отличаются особой планировкой, мебелью, они по особому декорированы и окрашены. Впервые появились в Америке.
Вокзальные
рестораны. Они расположены на
железнодорожных, автобусных
Вагоны-рестораны. Имеются в основном в поездах дальнего следования. Часы работы ограничены.
Рестораны на теплоходах. Бывают
разной классности в
Рестораны
для автотуристов. Еще один тип
американского ресторана.
Вегетарианские рестораны. Основными продуктами здесь являются овощи; мясо или рыба отсутствуют. Данный тип ресторана возник в результате сегментации рынка по мере изменения потребностей населения.
Закупочные. Их можно причислить к тем ресторанам, в которых приготовление блюд не занимает длительного времени. Посетителям могут подаваться и напитки. Обычно, имеется как минимум одно дежурное блюдо.
Этнические рестораны. Развитие индустрии этнических ресторанов неразрывно связано с туризмом, эмиграцией и широким освещением в культурной и публицистической прессе различных кухонь народов мира, привлекающих как своей самобытностью и разнообразием, так и приверженностью к натуральным и экологически чистым продуктам. Большинство национальных кухонь привлекают современных людей благодаря тому, что пища, веками употребляемая народами разных стран, является здоровой, содержащей большое количество клетчатки, с низким содержанием сахаров и искусственным компонентов. Как правило, этнические рестораны специализируются на том или ином виде национальной кухни – китайской, японской, аргентинской и т.п.
Рестораны при гостиницах[5, c.99-100].
Однако
помимо типов и классности предприятия
общественного питания могут
различаться по таким признакам,
как ассортимент реализуемой
продукции, место нахождения и контингент
посетителей.
Так, например, кафе по ассортименту реализуемой
продукции подразделяются на кафе-мороженое,
кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей
могут быть представлены как кафе для
молодежи или детское кафе.
Бары по ассортименту
реализуемой продукции могут быть следующих
видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар
и так далее.
Определенные различия имеют и столовые.
По ассортименту они могут быть представлены
общего типа или диетическими, по месту
расположения – общедоступными или закрытого
типа, например, столовая на территории
завода, предназначенная для организации
питания только своих сотрудников. Кроме
того, столовые можно условно разделить
на столовые, изготавливающие и реализующие
продукцию собственного изготовления
и раздаточные столовые, реализующие готовую
продукцию, получаемую от других предприятий
общественного питания[11].
Также можно выделить другую, более общую классификацию, а именно, по уровню обслуживания (при советской власти учет этих показателей выливался в так называемые "наценочные категории", зарубежный аналог подобной классификации – это количество "звезд", присваиваемых тому или иному ресторану).
Звездность
- это агрегированный показатель, выводимый
на основании таких факторов как
местоположение, уровень цен, профессионализм
обслуживания, количество официантов
на определенное количество посадочных
мест, наличие дополнительных сервисов
– хорошей системы
Самый престижный знак отличия в ресторанном деле – три звезды. Его присуждают гастрономические эксперты знаменитого путеводителя "Мишлен". Раз в полгода все трехзвездочные заведения подвергаются строжайшим проверкам и теряют свои звезды, если эксперты обнаружат малейшее отклонение от золотого стандарта высокой кухни.
Кроме этого, условно принято разделение ресторанов на "фешенебельные" (стоимость ужина на 1 чел. превышает 100 $), рестораны "среднего класса" (стоимость ужина на 1 чел 30 – 40 $), рестораны системы "фаст-фуд" [5, c.99-100].
Бары по версии Международной Барменской ассоциации могут быть классифицированы следующим образом.
Коктейль-бар. Все коктейль-бары должны предлагать большой выбор напитков, включая коктейли и миксы. Эти бары имеют в наличии широчайший ассортимент различных сортов напитков и, конечно, предлагают отличный уровень обслуживания, также во многих барах клиентов обслуживают за столиками. В некоторых барах продается пиво, в том числе и разливное. В других – безалкогольные напитки, такие, как чай и кофе. Персонал работает под началом бар-менеджера или старшего бармена.
Барная
стойка должна быть
Сервис-бар - Бар-раздача
Главной задачей этого типа бара является обслуживание посетителей посредством третьего человека, например, официанта или официантки. В большинстве случаев бар-раздача не виден посетителям, но не всегда. Большинство таких баров предлагают полный ассортимент напитков, включая вино в бутылках, ведь в работе ресторана продажа вина является основной функцией бара-раздачи, и он, таким образом, служит продолжением винных подвалов. Бар обычно стационарный, как и машинное оборудование в нем, и подключен к водоснабжению и канализации так же, как и коктейль-бар. Однако, поскольку бар обычно укрыт от взоров посетителей, ему не требуется отделка очень высокого уровня. Обычно в работе бара-раздачи в обращении находятся не деньги, а квитанции на заказы.
Винный бар
Винный бар обычно предлагает только вино или родственные вину напитки, хотя в некоторых из них также подается пиво. Крепкие напитки и коктейли здесь не предлагаются. Такой бар обычно является баром-рестораном или снэк-баром и предлагает большой выбор горячих и холодных блюд, а в некоторых случаях продажа напитков является задачей, подчиненной основному бизнесу, которым является подача пищи, хотя и в более простом виде, чем в ресторанах. В барах такого типа обычно имеется стационарное машинное оборудование, а также бар подключен к централизованному водопроводу и канализации.
Информация о работе Типология и специализация предприятий питания