Типология и специализация предприятий питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

з рынка общественного питания Республики Беларусь.
В ходе работы были:
Целью данной курсовой работы является изучение типология и специализации предприятий питания как в международной практике, так и в Республике Беларусь, краткий анали
1.Изучены типы предприятий питания, получившие развитие в международной практике;
2. Дана характеристика типов предприятий питания в РБ
3. Определены направления совершенствования типологии предприятий питания.
4. Изучен рынок общественного питания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТИПОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ 5
1.1 ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ, ПОЛУЧИВШИЕ РАЗВИТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1 КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ 20
2.1 РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ 20
2.2 АНАЛИЗ РЫНКА БЫСТРОГО ПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ресторан.docx

— 118.70 Кб (Скачать файл)

      Объемы  промышленной переработки общепит  не удовлетворяют.  Сейчас нельзя ждать от промышленности всех видов полуфабрикатов. Естественно, для этого необходимо сырье. В последнее время  с этим проблемы. Причем сырье необходимо высокого качества. Беларусь сотрудничает и с промышленностью, многие регионы работают на мясных и рыбных промышленных полуфабрикатах. С овощами труднее - в основном работаем на неочищенных овощах.

      Одно  из препятствий на пути создания предприятий быстрого питания - отсутствие хорошего отечественного оборудования. Но это не значит, что нужно всесторонне развивать его производство. Минторг рассчитал, что целесообразно выпускать в Беларуси, а что закупать за рубежом. Но министерство уже планирует работать с Белорусским институтом информатики и радиоэлектроники в плане создания нового теплового оборудования для общепита. Эта работа рассчитана на два года. По словам представителей министерства, "часть средств выделяется из госбюджета, часть - средства предприятий". Осваивая кредит Российской Федерации, Минторг работает с Шебекинским заводом по выпуску оборудования для развития производства в Беларуси хлебобулочных изделий. 4 предприятия уже приобрели российскую технику. Часть кредита идет на совместный с "Белваром" выпуск печей. Будет организовано совместное производство небольших печей (кондитерских, булочных), которые можно использовать именно для выпечки мелкоштучной кондитерской, булочной продукции. Ею будут обеспечиваться и предприятия быстрого питания.

      Формирование рынка быстрого питания в Беларуси уверенно набирает темп.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В  настоящее  время  наблюдается  рост   количества   предприятий общественного питания, предоставляющих услуги населению  в  питании  и проведении  досуга.  Существует    разнообразные   типы   предприятий, занимающихся  такого  рода  деятельностью.   Некоторые   предоставляют только услуги по питанию, другие дополняют их услугами по  организации досуга потребителей. Традиционно, к предприятиям, оказывающим и те,  и другие услуги относятся рестораны и в некоторых случаях кафе.

Тип предприятия  общественного питания - это вид  предприятия с характерными особенностями  обслуживания, ассортимента реализуемой  кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.

В РБ согласно Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания  различают:

    • Ресторан - объект общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольных, табачных и  кондитерских изделий, покупных товаров, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга;
    • Кафе  -  объект общественного питания по организации питания и досуга  потребителей  с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции;
    • Бар- специализированный объект общественного питания с барной стойкой, реализующий различные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
    • Столовая - объект общественного питания, предназначенный для приготовления и реализации с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуска их на дом;
    • Закусочная - объект общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида продуктов, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей;
    • Кафетерий - объект общественного питания, предназначенный для реализации с потреблением  на  месте  ограниченного ассортимента продукции, не требующей сложного приготовления, покупных товаров.

Услуги по организации досуга могут  включают в себя:

    • организацию музыкального обслуживания;
    • проведение концертов и других подобных мероприятий;
    • предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

Предприятия общественного питания  могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать  правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам. 
      Кроме того, для привлечения клиентов нередко предприятия общественного питания оказывают такие виды услуг, как парковка автотранспорта, вызов такси по желанию клиента, мелкий ремонт и чистка одежды, услуги по хранению и так далее. 
      Также некоторые предприятиям питания оказывают услуги по организации потребления и обслуживания, которые могут включать в себя следующие виды:

    • организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
    • организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
    • доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
    • услуги официанта на дому;
    • доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
    • организация комплексного питания и прочие.

То есть, как видим, количество видов  услуг, которые могут быть предоставлены  предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости  от типа и класса последнего.

Белорусский рынок общественного питания растет весьма неплохими темпами. Причем основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания» – наиболее доступный по ценам. В пик популярности и процветания рентабельность небольшого ресторана, расположенного в хорошем месте и с хорошей кухней, достаточно высока, а прибыль не опускается ниже 30%.

Однако, ресторанный бизнес в Беларуси считается одним из самых рискованных - большие затраты, конкуренция, к тому же криминальные «крыши». Даже в Европе, где этот бизнес стабильнее, чем где бы то ни было, примерно 45% проектов не переживают стартового срока в 2 года.И, тем не менее, этот бизнес - один из самых заманчивых. Хороший ресторан каждый день приносит реальные немалые деньги и по доходности уступает, пожалуй, только криминалистическому бизнесу.

В Минске последние два года число ресторанов растет не менее чем на 20%. Несмотря на моду на рестораны быстрого обслуживания, самые сильные позиции держат пивные заведения. В категорию наиболее популярных заведений попадают и кофейни. Приятные недорогие кафе, где можно выпить кофе, все больше нравятся потребителям, но их не хватает Москве. Их количество растет только в центральной части города. В остальных районах больше преобладают домашние маленькие недорогие рестораны с национальной кухней, которые рассчитаны на жителей ближайших домов.

Рынок ресторанов высокого уровня уже насыщен, и активного  роста здесь не предвидится. Среди  наиболее популярных ресторанов по-прежнему лидирует французская кухня для  гурманов, затем идет европейская  и итальянская.

По оценкам  экспертов, в ближайшее время  ресторанный бизнес ждут не самые  легкие времена. Для того чтобы ресторан окупился, нужно от шести месяцев  до трех лет, и лишь потом идет чистая прибыль. При этом существует большой  риск разориться, Инвесторам выгоднее вкладывать деньги в торговлю, сервисные  центры и производство, где риска  меньше и прибыль приходит быстрее.

 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 8 января 2004 г. №1 "Об утверждении Инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей и Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания"(по состоянию на 12 октября 2006 года)
  2. Аносова М.М., Кучер Л.С. Организация производства на предприятиях общественного питания, 2007
  3. Брозовский Д.И., Борисенко Н.М. Основы товароведения. -Издание третье, переработ. М.: Экономика,2006.
  4. Валевич Р. П., Давыдова Г. А. Экономика предприятия общепита: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйш. шк., 2007.
  5. ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 2005.
  6. Иванникова Е.И., «Барное дело», ИНФРА-М. 2006
  7. Коршунов Н.В. “Организация обслуживания в ресторане” М,  Высшая  школа 2005
  8. Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. М.: Высшая школа,2006.
  9. Кожарский В.В. Особенности создания и функционирования летних кафе. "Планово-экономический отдел" №6 2005
  10. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Б. Я. Горфинкель, Е. М. Куприянов, В. П. Прасолова др. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2006.
  11. http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a86/41983.html
  12. Кабушкин Н. И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие. Мн.: Новое знание, 2002. – 368 с.
  13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – Мн.: БГЭУ, 1996. – 284 с.
  14. http://ekat.erabota.ru/info/articles/5537/
  15. http://www.koshechkin.narod.ru/finlect/12.htm
  16. Под ред. проф. О.И.Волкова Экономика предприятия: Учебник- М.: ИНФРА-М. 2001.
  17. Ф. Котлер,  Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз Маркетинг  Гостеприимство ТуризмУчебник для вузов-2-ое изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  18. Л.Е. Стровский Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы. Учебник для вузов - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996
  19. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2006
  20. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007
  21. Абрютина М.С. Экономика предприятия: Учебник.- Дело и сервис, 2004
  22. Горшкова Л.А., Горбунова М.В. Основы управления организацией: Практикум. М.: КНОРУС, 2006.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ  К ПРЕДПРИЯТИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ  РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КЛАССОВ

Требования к предприятиям общественного  питания различных типов и  классов подразделяются по следующим  направлениям, приведенным в таблицах

Таблица 1.

Требования к архитектурно-планировочным  решениям и оформлению предприятий  общественного питания различных  типов и классов 

 Требования к предприятиям

Тип предприятия 

 

 

Ресторан 

Бар

 

 

люкс 

высший 

первый 

люкс 

высший 

первый 

Кафе 

Столовая 

Закусочная 

1.Внешний вид предприятия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Вывеска световая с элементами  оформления

+

+

+

+

+

+

-

-

-

обычная

-

-

-

-

-

-

+

+

+

2.Оформление залов и помещений  для потребителей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Использование изысканных декоративных  элементов 

+

-

-

+

-

-

-

-

-

2.2 Использование оригинальных декоративных  элементов (светильников, драпировок  и др)

-

+

+

-

+

+

-

-

-

2.3.Использование декоративных элементов,  создающих единство стиля 

-

-

-

-

-

-

+

+*

+

3.Наличие эстрады и танцевальной  площадки 

+

+

-

+

-

-

-

-

-

4.Наличие банкетного зала, отдельных  кабин (кабинетов) 

+

+

+

-

-

-

-

-

-

5.Микроклимат 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1. Система кондиционирования воздуха  с автоматическим поддержанием  оптимальных параметров температуры  и влажности 

+

+

-

+

+

-

-

-

-

5.2 Система вентиляции, обеспечивающая  допустимые параметры температуры  и влажности 

-

-

+

-

+

+

+

-

+


* Диетические  отделения, специальные зоны для  обслуживания преподавателей, учащихся  младших классов. 

 

Таблица 2.

Требования  к мебели, столовой посуде, приборам, белью 

Требования к предприятиям

Тип предприятия 

Ресторан 

Бар

Кафе 

Столовая 

Закусочная 

люкс 

высший 

первый 

люкс 

высший 

первый 

1. Мебель: повышенной комфортности, соответствующая  интерьеру помещений 

+

+

-

+

+

-

-

-

-

стандартная, облегченных конструкций,соответствующая  интерьеру помещений 

-

-

+

-

-

+

+

+

+

1.1. Столы: мягкое покрытие 

+

+

-

+

+

-

-

-

-

полиэфирное покрытие

-

-

+

-

-

+

+

-

-

гигиеническое покрытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столы, кронштейны для приема пищи стоя

-

-

-

-

-

-

-

+

+

1.2 Кресла (диваны, банкетки и др.):

-

-

-

+

+

-

-

-

-

мягкие (в холле и вестибюле)

+

+

-

+

+

-

-

-

-

мягкие с подлокотниками в обеденном  зале

+

+

-

+

+

-

-

-

-

полумягкие 

-

-

+

-

-

+

-

-

-

1.3 Наличие столов различной вместимости  (2, 4, 6 мест и др.)

Определяется с учетом конкретных условий 

2. Столовая посуда и приборы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Металлическая посуда и столовые  приборы: из мельхиора или нейзильбера,  или нержавеющей стали 

+

+

-

+

-

-

-

-

-

из нержавеющей стали 

-

-

+

-

-

+

-

+

+

из алюминия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Фарфоро-фаянсовая посуда с монограммой  или художественно оформленная 

+3

+

-

-

+3

+ .

-

-

-

2.3.Полуфарфоровая, фаянсовая посуда 

-

-

+

-

-

-

-

+

-

2.4. Сортовая стеклянная посуда: хрусталь, художественнооформленная посуда  из выдувного стекла 

+

+

-

+

+

-

-

-

-

сортовая стеклянная посуда без рисунка 

-

-

+

-

-

-

+

+

-

из прессованного стекла

-

-

-

-

-

-

-

+4

+4

3. Столовое белье: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Скатерти белые или цветные 

+

+5

+5

+

+5

+5

-

-

-

Скатерти фирменные 

+

-

-

-

+

-

-

-

-

3.2 Салфетки индивидуального пользования  (полотняные)

+

+

+6

+

+

+6

-

-

-

бумажные салфетки

-

-

-

-

-

-

+

+

+

3.3 Смена столового белья после  обслуживания потребителя 

+

+

-

+

+

-

-

-

-

1.Может быть использован в отдельных  видах закусочных.

2.Допускается в отдельных видах  кафе 

3. В тематических ресторанах и  ресторанах с национальной кухней  классов люкс, высший и барах  класса люкс допускается использование  посуды из керамики, дерева и  т.п 

4.Допускается применение посуды  разового пользования из алюминиевой  фольги, картона и т.д. 

 

 
 
 

Информация о работе Типология и специализация предприятий питания