Типы менеджеров, решаемые ими задачи в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:43, шпаргалка

Краткое описание

М-р– это лицо, занимающее пост. дол-ть, наделенное полномочиями и
обладающее ответ-тью в области принятия решения в пределах своей
компетенции. Спецификой труда м-ра явл. конечный рез-т его деят-ти-
принятое решение. Содержанием труда м-ра явл. орг-ция реал-ции принятых
решений.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора2.docx

— 92.07 Кб (Скачать файл)

цели (стратегич., оператив., соц.), структура орг-ции (орг-ция,  управление,

пр-во)

1.Понятие  мен-та, его основные категории.

М-т - это  область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-

ции и  их достижения путем рационального  использо-вания  имющихся  ресурсов.

Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии,  т.е.  согласо-ванного  и  эфф.

функционир-ия всех внутр. и внешн.  элементов  орг-ии.  На  содержание  м-та

оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие  тенденции  в  развитии  орг-ии;

специф. национ. факторы развития экономики.

Совр.  тенденции  в  развитии  орг-ции:  1)Развитие  традиц.  орг-ии   имело

поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью,  большое  значение  иммел

прошлый опыт .  М-т  характер.  практ.мышления.  Соврем.  орг-ция  характ-ся

прерывностью  в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения  опыта.

В менед-жере ценится ситуационное  мышление  (оценивать  ситуацию  и  искать

решения для данной сит.) Задача  менеджера  –создать  повто-рение  жизненных

циклов  орг-ии.  2)Традиц.  орг-я  характер.  прозрачностью  всех  процессов,

опред-ью технологии, низким уровнем риска. Реш.  проблем  носили  дискретный

хар-р.  Совр.орг-ия  характер-ся  закрытостью  проце-ссов,   их   неопрд-ью,

имеется тенденция к росту риска,  решения  проблем  носит  системный  хар-р.

3)Осн.  в развитии трад. орг-ии являлось  ее  внутр.  динамика.  Орг-ия  слабо

зависела  от  влияний  среды,  м-т  в  орг-ии  ориентировался  на  отдельные

задания, отд. группы исполнителей. В  соврем.  резкое  возрастание  значения

дина-мики внешн. среды, зав-ть орг-ии от вн. среды, на первый  план  выходит

проблема  адаптации к вн. среде.

Содержание  м-та можно рассматривать в трех аспектах: как науку  и  искусство

управления; как вид деят-ти и процесс принятия управл. решения; как  аппарат

управл. деят-тью орг-ции.

Категория м-та -  наиболее  общие  и  фундаме-нтальные  понятия,  отражающие

существ. св-ва и  устойчивые  отношения  в  процессах  управл.  орг-цией.  К

основным  категориям относят: объект и субъект  м-та, ф-ции м-та,  виды  м-та,

методы  м-та,  принципы.  Объектом  м-та  явл.  орг-ция  –  как  сознательно

координируемое  для достижения  установленных  целей  сообщество  людей.  Вид

объекта: операция, проект, система. Уровень  объекта:  раб.  место,  участок,

цех, произ-во, предпр., объединение предпр. Функ-цион.  области:  инновации,

пр-во, снабжение, сбыт, персонал, финансы… Субъекты м-та,  м-ры  –  рук-тели

различного  уровня, занимающие пост. дол-ть в орг-ции  и  наделенные  полномо-

чиями принятия решения в опред. сфере деят-ти орг-ции. Различают три вида м-

та по их иерархич.  уровню:  высший,  средний  и  нижний.  На  одном  уровне

имеются различные зоны, своя гориз. структура  – функцион. области управл.

Виды  м-та – это специальные области  управл. деят-ти,  связанные  с  решением

определ. задач в управлении. Различают  общий и  функцио-нальный  менеджмент.

Общий м-т  заключается в управлении деят-тью  орг-ции в целом или  ее  самост.

хоз. единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти  орг-ции.

(напр.  персоналом,  маркетингом,   финансами).   По   признаку   содержания

различают   норма-тивный,   стратег.   и   оперативный   м-т.   Норм.    м-т

предусматривает разработку и реализацию философии  орг-ции, ее  предпринимат.

поли-тики,  определение  позиции  орг-ции  в  конкурентной  нише   рынка   и

формирование  общих  стратегич.  намерений.  Стратегич.   м-т   предполагает

выработку  набора  стратегий,  их  распределение  во  времени,  формирование

потенциала  успеха  орг-ции  и  обеспечение  стратегич.   контроля   за   их

реализацией.  Оператив.  м-т  предусматривает   разработку   тактических   и

оперативных  мер,  направл.  на  практич.  реализацию   принятых   стратегий

развития  орг-ции.

Ф-ции  м-та определяют устойчивый состав  специфич.  видов  управл.  деят-ти,

характе-ризующихся   однородностью   целей,   действий   или   объектов   их

приложений. Различают: общие (формирование целей,  планирование,  орг-ция  и

контроль),  технологич.  (решения  и  коммуникации)  и  социально-психологи.

(делегирование  и мотивация).

Методы  м-та – это система правил и  процедур  принятия  управл.  решения  по

различным задачам с целью эффект. развития орг-ции.  Методы  м-та  позволяют

снизить    интуитивный    хар-р    управления,    внести    упорядоченность,

обоснованность  и  эффект.  орг-цию  в  постро-ение  и  фукцион-ние  системы

управл. орг-ции.

2. Осн.  факторы, влияющие на становление  и развитие м-та в рос. экономике.

1)Формирование  рыночного механизма и сочетание  его с госуд.  регулированием.

2)Изменение   в  структуре  потребностей  общества  в  продукции  и   услугах,

ориентация  мен-та преимуществ. на удовлетворение  потребностей  в  предметах

потребления.  3)Обострение  внутр.  конкуренции  вследствие   ограниченности

ресурсов  и  снижение  спроса  на  традицион.  отечеств.  товары  и  услуги.

4)Интернационализация   конкуренции  и  связанная   с   этим   принудительная

адаптация  к  междунар.  стандартам.   5)Усиление   социальных   и   эколог.

требований  к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эфф-ти  орг-

ции. 6)Возрастающая степень комплексности  реализуемой  продукции  и  услуг,

диверсификация  (разнообразие  деят-ти)  и  кооперация  (объед.  компаний  в

многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) Профессионализация  мен-та,  повышение  его

обществ. значимости и оценки, стремление  к  обучению  и  повышению  профес.

квалификации.

3. Принципы  эффективного мен-та.

Принципы  мен-та – это общие  закономерности  и  устойчивые  требования,  при

соблюдении  кот. обеспечивается  эффект.  развитие  орг-ции.  К  числу  важн.

относят: -п. целостности  предполагает  необх-ть  рассмотрения  орг-ции  как

целостной соц.-эконом. системы; -п. иерархической  упорядоченности  регламен-

тирует  уровень дифференциации процессов  управления в орг-ции  (распределение

властных  полномочий);  -п.  целевой  направленности   развития   определяет

приоритет целевой стратегич. ориентации орг-ции  и достижение этих целей  как

важнейший критерий эффект-ти мен-та;  -п.  научной  обоснованности  и  опти-

мальности формулирует необх-ть использо-вания  научного  подхода,  методов  и

инстр-тов  м-та  для  обоснования  управл.  решения;  -п.  рацион.  сочетания

централизации  и  децен-ции  устанавливает  требование  рацион.   разделения

управл.  процедур  и   решений   на   базе   обосно-ванного   делегирования,

полномочий,   ответственности   м-та;   -п.   демократизации    предполагает

использование  поведенч.  инстру-ментов  м-та  для  мотивации  продуктивного

сотрудничества  менеджеров.

4. Связь  фаз промышл. развития и сложно-сти  рын. окружения с  методами  мен-

та.

Методы  и формы мен-та изменялись в связи  с прохождением общества  фаз  пром.

развития:  1)фаза  массового  произ-ва  –   нач.   20в.   по   30-е    годы.

характеризовалась выпуском стандартной продукции, неогранич. рынками  сбыта,

низкой  себ-ти  прод.,  мен-т  направлен  внутрь  фирмы  на  снижение  произ.

издержек;  2)фаза  массового  произ-ва  –  30-60-е  годы-  хар-ся   выпуском

дифференциров. прод., бурно развив. маркетинг, возрастает  внимание  м-та  к

формированию  имиджа фирм; 3)постиндустриальная фаза – от 60-х до  сегодня  –

хар-ся жесткой  конкуренцией,  быстрым  устареванием  основного  капитала  и

интернац-ция  предпр-ва, осн. внимание м-та направлено на решение  стратегич.

задач, страт. маркетинг.

 

 

 

5. Классические  концепции управления.

Тейлор  исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ.  труда  и

хронометраж. Он на практике отыскал тот V  работы,  соответствующим  образом

выполняя  кот. рабочий наиболее рационально  может отдавать свою раб. силу   в

теч.  длит.  времени.  Черты:   тесное  сотрудничество  адм-ции  и  рабочих;

расчленение операций на сост.  элементы;   введение  оплат  труда,  стимулир

рост  выработки

Эмерсон разработал 12 принципов  производ-ти.  Точность  целей  для  каждого

уровня  рук-ва,  здравый  смысл  в  анализе  новых  ситуаций,  компетентность

консультирования, дисциплина и  диспетчирование,  справедливое  отношение  к

персоналу,  быстрый  и  полный  учет,  нормы  и   расписания,   нормирование

операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.  Форд  внедрил

модель  модель  Тейлора  в  массовом  пр-ве  машин,  осуществл.   пр-ва   по

стандартным  технологиям,  непрерывные  технол.  процессы,  четкая   система

контроля  и план-ния.

Промышл. инженерия содержит систему мер  по научн. орг-ции  произ.  процессов

на основе углубленного разделения труда  и  применения  специал.  техники  и

технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея –  четкое  разделение  задач,

обяз-тей  и  компетенции  м-ров,  специализация  ф-ций,   строго   иерархич.

построение  служб,  рук-во  по  четко  установлен.  правилам,  высокая  роль

документооборота.  Админист.  школа  Файоль.  формулирует  систему  мер   по

рационализации  не только пр-ва, но и  управл.,  введение  в  практику  ф-ций

управл.:  предвидение,  орг-ция,   рук-во,   контроль.   Разделение   труда,

полномочия   и  ответ-ть,   дисциплина,   единоначалие,   единство   рук-ва,

подчинение  частных интересов общим. вознаграждение. централизация,  порядок,

справедливость,  стабильность  рабочего  места  для  персонала,  инициатива,

корпоративный дух. Психотехнич. подход.-  исследование  физиолог,  психолог.

факторов  влияния на производ-ть персонала. Школа  человеч.  отношений.  Мейо.

Идея  – изучить как формируются  соц. группы и как они становятся  производит.

сообществом.  Человек  –  соц.  животное,  решение  проблем  чел-ка  –  дело

бизнесмена. жесткая иерархия подчиненности,  формализация  орган.  процессов

несовместимы  с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея –  гл.  задача  ученых:

сбор  и  обобщение  материалов  практики  и  разработка   на   этой   основе

рекомендаций  управляющим.

6.Современные  концепции управления.

1)Сущность  новых подходов отражает концепция  м-т без иерархии,  кот.  ставит

цели: -отказ  от легитимизации  права  одностороннего  распорядительства  над

ресурсами и  инф-цией  (любой  может  получить  инф-цию);  -деперсонализация

властных   полномочий   и   отмена   дуального    принципа    «санкция»    и

«вознаграждение»;  -учреждение  автономных  групп  с   высоким   потенциалом

саморегулиров; -утверждение  гуманных  ценностей  и  форм  поведения  взамен

односторонней  ориентации  на  экон.  рез-т;  -учет  эконом.  требований   в

принятии  предпр. решений.

2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия   м-та,  нацеленная  на

устранение  потерь в пр-ве и в смежных с  ним  сферах  деят-ти.  Изготовлению

подлежит  только то  кол-во,  кот.  необходимо  к  заданному  сроку;  3)Total

Quality Control (всеобщий котроль  качества)  –  концепция  гарантированного

качества, предполаг. охват  работников  всех  произв.  звеньев  для  полноты

Информация о работе Типы менеджеров, решаемые ими задачи в организации