Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа
В современных условиях важным фактором успешного функционирования организаций всех типов и форм собственности является повышение эффективности их деятельности. Специфика всего комплекса проблем, с которыми сталкиваются организации в настоящее время, состоит в идеологии управления как переходе от простого функционирования к теории эффективного управления. Так как социально-экономические революции конца 1980-х гг. вызвали необходимость перехода к новой стратегии функционирования организаций, в которой основной акцент приходится на реализацию целей и функции, гибкую адаптацию к меняющимся условиям среды, быстрое внедрение инноваций и создание благоприятной внутренней среды.
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
В современных условиях важным
фактором успешного функционирования
организаций всех типов и форм
собственности является повышение
эффективности их деятельности. Специфика
всего комплекса проблем, с которыми
сталкиваются организации в настоящее
время, состоит в идеологии управления
как переходе от простого функционирования
к теории эффективного управления.
Так как социально-
По сути, конфликт неизбежно
связан с проблемами различного характера,
возникающими в жизнедеятельности
любой организации, а также с
конфликтными напряжениями, которые
лишь усугубляют те или иные проблемные
ситуации. Так как организации
состоят из определенного количества
людей (сотрудников), взаимодействующих
между собой, конфликтные ситуации
являются постоянным присутствующим элементом
организационной деятельности. Поэтому
для максимально полного и
актуального отображения
На сегодняшний день специфика возникновения, динамика функционирования и технологии урегулирования конфликтов являются актуальнейшей проблемой современных теорий организаций, организационного поведения, психологии управления и менеджмен- 1 та. Отсутствие единого подхода к определению сущности конфликтов на уровне организации и его оценке, существование различных концептуальных моделей, дифференциация между теоретическими и эмпирическими направлениями исследования создают проблемы при анализе данного феномена.
1.1. Понятие конфликта и его роль в организации
Сформировать обобщенное представление о роли и сущности организационного конфликта представляется достаточно сложной проблемой. Он по-разному определяется в психологии, педагогике, социологии, менеджменте, теории организаций и других отраслях знаний. Дифференциация конфликтов зависит от того, как они понимаются и какие способы управления ими предлагаются. Так, каждый из авторов зачастую выводит свое понимание конфликта и прочих категорий, необходимых для его рассмотрения. Обобщив теоретический и практический материал, важно сформулировать ряд категорий, необходимых для рассмотрения конфликта. Определение данных понятий является необходимым для последующего анализа конфликта.
В настоящее время понятие организация трактуется в следующих направлениях:
упорядоченное, согласованное взаимодействие частей целого, обусловленное специфическим строением;
совокупность процессов, ведущих к совершенствованию взаимодействия связей между элементами системы;
объединение людей, совместно реализующих цели и действующих на основе формальных правил, методов и технологий;
искусственное объединение
людей, занимающих
система, эффективно
функционирующая в условиях
организация как совокупность
юридических, правовых и
По сути, организация представляет собой целостный организм, который действует в соответствии с четко определенными целями и задачами. Именно они определяют направления работы, специфику и сущность организации.
В противовес этому в организации присутствуют цели и задачи иного порядка. Их происхождение относится к сотрудникам. Понятно, что любая организация состоит из определенного количества людей, которые являются ее сотрудниками — персоналом. Для них характерно наличие индивидуальных целей и задач, которые должны быть соотнесены с организационными.
Сотрудники (персонал), составляющие организацию, являются главным ресурсом организационной деятельности, от качества, оперативности и точности функционирования которого зависит эффективность организации в целом. На каждого сотрудника организации возлагается определенный комплекс обязанностей, он обладает кругом полномочий и компетенцией, посредством которых вносит свой вклад в достижение организационных целей.
Можно сказать, что особенностями
современных организаций
реализация потенциальных возможностей и способностей индивида;
единство интересов людей (личных, групповых, общественных);
коллективизм, объединенность, сплоченность индивидов;
единство организационных и частных (индивидуальных) интересов.
Деятельность сотрудников в рамках организации не происходит автономно, так как организация является результатом коллективного труда. Во многом преимущество такой формы совместной деятельности людей, как организация, заключается в том, что человек, входящий в состав коллектива, более успешно достигает своих целей, чем в индивидуальном порядке. Конечно, взаимодействие членов организации должно быть сбалансировано и скоординировано для того, чтобы существовать как стабильная внутренняя среда. Однако в организации в большинстве случаев возникают проблемы вследствие недостаточного взаимодействия и скоординированного функционирования сотрудников организации. Одной из причин того, что сотрудники работают неэффективно, увольняются из организации, руководители теряют контроль над персоналом, производство приостанавливается и возникает угроза самому существованию организации, являются конфликты.
В литературе конфликт трактуется неоднозначно, а иногда и противоречиво. Обратимся к этимологии данного слова. Так, слово конфликт (лат. conflictus) переводится как столкновение. Основываясь на исходном значении этого термина, понимание конфликта должно включать действие, ориентированное на столкновении противоборствующих сторон.
В отечественной научной
литературе наиболее полное определение
конфликта, на наш взгляд, дал Шайхутдинов,
который выделяет следующие способы
использования понятия
конфликт как объект исследования;
конфликт как область специализации научных методов;
конфликт как механизм, искусственно создаваемый организаторами для интенсификации мышления и деятельности;
конфликт как эталон, позволяющий увидеть то, что невозможно при нормальном течении дел;
конфликт как случившееся,
по отношению к которому надстраиваются
различные технические
Однако это определение
не отражает сути и всех основных черт
конфликта как понятия
конфликт — ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное проведение другой;
конфликт — поведение, основным направлением которого является поражение, ослабление или подавление оппонента;
конфликт — противоречие между людьми;
конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне доказать свои взгляды;
конфликт — это несогласие
между двумя или более
конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Суммируя приведенные
высказывания, можно определить конфликт
как динамически
Субъекты конфликта — отдельные индивиды или группы индивидов, имеющие свои личные цели, которые разнятся с целями организации. В зависимости от степени участия в конфликте, выделяют следующих основных участников конфликта6:
основные участники — это главные действующие лица на арене — оппоненты;
группа поддержки — люди, которые могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход;
другие участники — могут лишь оказать эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.
Другой важнейшей
Предмет конфликта — существующая или воображаемая проблема или ситуация, посредством которой стороны вступают в противоречие.
Объект конфликта — ресурсы организации (материальные, человеческие, организационные, социальные, духовные), цели конфликтов организации, ценности, приоритеты.
Можно говорить о том, что в возникновении конфликтов определяющее значение играют так называемые конфликтогены, т. е. Слова, действия (или бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта.
На практике широко распространены следующие три основных типа конфликтогенов:
стремление к превосходству;
проявления агрессивности;
проявления эгоизма.
По сути, психологическими
составляющими конфликта
Традиционно в организации конфликт ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, противоборством, т. е. конфликт предстает как явление негативное. Этот подход к определению сущности конфликта характерен для основоположников теории менеджмента и управления персоналом и называется дисфункциональным. Основное направление значений конфликтов в организации основывалось на подходах к эффективности организационной деятельности при отсутствии конфликтов благодаря отлаженному механизму системы управления, четко определенных задач, процедур, должностной субординации.
Школа человеческих отношений
в отношении исследования конфликтологического
направления также опиралась
на отрицательный характер конфликта
в рамках организации. Так, конфликт
рассматривался как признак неэффективной
деятельности организации и плохого
управления. Однако не исключалась
возможность появления
С точки зрения современного
менеджмента, конфликты являются не
только необходимым элементом
Однако конфликт не всегда
оказывает положительное
Роль и значение конфликта
в организации определяется тем,
насколько эффективно им управляют,
а также в какой степени. От
этого будет зависеть функциональность
или дисфункциональность