Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа
В современных условиях важным фактором успешного функционирования организаций всех типов и форм собственности является повышение эффективности их деятельности. Специфика всего комплекса проблем, с которыми сталкиваются организации в настоящее время, состоит в идеологии управления как переходе от простого функционирования к теории эффективного управления. Так как социально-экономические революции конца 1980-х гг. вызвали необходимость перехода к новой стратегии функционирования организаций, в которой основной акцент приходится на реализацию целей и функции, гибкую адаптацию к меняющимся условиям среды, быстрое внедрение инноваций и создание благоприятной внутренней среды.
По сути, конфликты в
организациях в большинстве случаев
представляют собой межличностные
и внутригрупповые
1.2. Миссия и цели организации
Организация представляет собой искусственное образование, которое состоит из определенных компонентов. Количественные и качественные характеристики этих компонентов имеют различную трактовку и определение. В одном случае в качестве основных [компонентов выделяют цели, задачи, функции организации, трудовой коллектив и административно-правовую структуру. Другое на-i правление определяет приоритетными элементами корпоративную ‘ культуру, организационное поведение, административный и финансовый ресурсы.
Эти показатели составляют сущность организации, определяя ос новные направления ее деятельности. К ним относятся миссия, цели и задачи организации. Так как они определяют основные параметры организации, они нуждаются в четком управлении. Естественно, что их формулировка и реализация является основным направлением деятельностименеджмента организации. При этом они должны быть подвергнуты анализу и управлению с позиции конфликтологии.
Заметим, что миссия, в отличие от целей и задач организации, более статична, т. е. формулируется один раз и изменяется достаточно редко. Упрощенно можно говорить о том, что миссия — это основная причина, по которой организация существует. Обычно на практике она направлена на удовлетворение какой-либо общественной потребности.
Относительно
Миссией одной организации является удовлетворение общественной потребности в качественных косметологических услугах. Применительно к другой организации — парикмахерской — миссия будет звучать примерно так же, только с некоторыми вариациями. Работая на одном рынке или же, проще говоря, располагаясь достаточно близко друг от друга, их миссии однозначно вступят в конфликт. В теории это приводит к такому побочному явлению, как конкурентная борьба.
Рассматриваемый пример типичен для практической деятельности организаций. Рассматриваемый конфликт приносит и положительные результаты — организация стремится более полно реализовать свою миссию посредством повышения качества и ассортимента услуг.
Вместе с миссией в организации присутствуют и определенные цели. В отличие от первой, они более часто вступают в конфликт не только с целями других организаций, но и собственных сотрудников. Цели представляют собой более мелкие направления деятельности организации.Как говорят, он играет на публику. Конформизм не приводит к формированию открытых конфликтов. В своей массе— это скрытые, или внутренние, психологические конфликты. Опасность подобных конфликтов заключается в том, что они могут проявиться тогда, когда их меньше всего ожидают. Поэтому руководитель должен отслеживать конформистские позиции индивидов по отношению к группе на предмет наличия скрытых конфликтов.
Формы отношений группы и индивида редко встречаются в чистом виде, а на практике тесно переплетаются.
В отделе снабжения было принято, что его сотрудники каждые выходные играют в футбол. Это неписаное правило уже вошло в привычку и никогда не обсуждалось. Каждый уик-энд сотрудники собирались вместе на футбольном поле. Новому сотруднику, пришедшему в отдел, не нравилась играть в футбол. Он считал, что это пустая трата времени, ему было интереснее посмотреть телевизор или почитать книгу. Он озвучил свою позицию всему отделу. Накануне выходных и после них весь отдел подтрунивал над его нежеланием заниматься спортом. Когда же во время перерыва обсуждались вопросы количества забитых мячей, новичок чувствовал себя не в своей тарелке.
Как видно из приведенного
примера, вероятность возникновения
конфликта между индивидом и
группой достаточно велика. Здесь
новичок занял позицию
Взаимоотношения личности и организации сложны и многогранны. Важно то, что они оказывают взаимное влияние друг на друга. Здесь приходится иметь дело с различными целями и ценностями, поэтому вероятность формирования процессов конфликтов достаточно велика. Для того чтобы взаимодействие личности и организации было спокойным, взаимовыгодным и эффективным, не только руководитель, но и новичок должен обращать свое внимание на процессы конфликтов и адекватное ситуации управление ими.
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ
3.1. Функции конфликта
Сегодня конфликт является наиболее
часто встречающимся процессом
в организации. Рассмотрение конфликта
с позитивной и негативной стороны
невозможно провести, не изучив природу
и значение его функций для
социальных субъектов — организаций.
Это возможно осуществить с помощью
определения понятия функция, выявления
ее роли непосредственно для конфликта
и определения его
Под функциями в большинстве
случаев понимается определенная совокупность
действий, выполняемых циклично, с
повторением в организации. Также
понятие функции дополняется
направленностью определенной деятельности,
которая может совпадать с
явными и скрытыми целями организации
и участников конфликта. Данные цели
проявляются по истечении определенного
промежутка времени и могут оцениваться
как благоприятные или
С теоретической точки
зрения установлено разделение функций
конфликта на две большие группы
— положительные и
В одной организации отдел по управлению персоналом состоял в основном из людей, возраст которых превышал тридцать лет. Коллектив давно сложился, в нем наблюдались четко определенные нормы поведения, ценности и организационная культура. В основном он состоял из женщин. Единственным представителем мужского пола был старший инспектор по кадрам. В рамках этого коллектива конкуренции не наблюдалось, и в некоторой степени можно сказать, что он если не стагнировал, то и не развивался. В связи с развитием производства руководителем организации было принято решение о расширении отдела по управлению персоналом, в связи с этим на работу был принят сотрудник — молодой и амбициозный мужчина. После его вступления в новую должность между ним и старым сотрудником возникла напряженность. Постепенно их конкуренция приобрела масштабы конфликта, который проявлялся в попытках доминировать и добиться лучших результатов. В этой ситуации руководителем было принято решение о невмешательстве в процесс конфликта. Он решил отследить процесс его протекания. По итогам прошедшего совместного месяца работы выявилось, что производительность старого инспектора по кадрам увеличилась более чем в два раза. Налицо положительные результаты конфликта, которые возникли в результате здорового желания превосходства над конкурентом. При этом конфликт мог принести и нежелательные последствия: противоборство между двумя сотрудниками парализовало бы деятельность всего отдела по управлению персоналом.
В подобных ситуациях руководителю можно рекомендовать не стремиться незамедлительно урегулировать конфликт, так как в конечном итоге он может принести положительные результаты.
Объясняется это спецификой
конфликта в организации, для
которой определение
Достаточно упрощенно можно говорить о том, что положительные функции конфликта направлены на конструктивные организационные изменения. Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов среди конструктивных функций выделяют следующие:
устранение противоречий в функционировании коллектива, возникающее в силу несовершенства деятельности организации, ошибок в управленческой деятельности;
познание участниками
конфликта друг друга, возможность
более глубоко оценить
ослабление психической напряженности, которая является реакцией участников на конфликтную ситуацию;
развитие личности и межличностных отношений;
улучшение качества деятельности, повышение авторитета участника в случае его победы.
К положительным функциям
конфликта относят также его
способность объединять людей в
команду, что выступает как средство
активизации организационной
Отдел маркетинга одной из
крупных компаний не отличался особенно
сплоченным коллективом. Основную роль
при этом играли различный возраст
сотрудников, а также их профессиональные
знания и умения. Коллектив в процессе
работы никак не складывался, результатом
чего становилось снижение эффективности
и результативности работы всего
отдела маркетинга. К тому же между
сотрудниками происходили различного
рода локальные межличностные
Основным при использовании конфликта в целях создания коллективизма в организации является постоянное отслеживание его процесса, а также результатов. Следует учитывать, что конфликт в любое время может выйти из-под контроля и не только не привести к положительным результатам, но и вызвать негативные последствия. Все это должно быть учтено в полной мере при искусственном создании конфликта.
Каждый индивид в процессе
конфликта раскрывает свои скрытые
психологические особенности. Основными
движущими силами здесь являются
подсознательные потребности. Положительное
влияние конфликта на сотрудников
и организацию в целом
При осуществлении управления организацией как негативные функции, так и позитивные должны в полной мере учитываться. От масштабности и значимости конфликта зависит функционирование организации в дальнейшем, поэтому изучению и анализу отрицательных функций отводится большое значение. Например, Э.А. Уткин к негативным функциям относит:
большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
увольнение сотрудников,
снижение дисциплины, ухудшение социально-
представление о побежденных группах как о врагах;
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
после завершения конфликта возникает ситуация, в которой происходит уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников;
сложное восстановление деловых отношений.
Однако негативное воздействие конфликта на организацию с помощью данных функций не ограничивается. Последствиями конфликта может быть плохое настроение, применение насилия, разрушение межличностных отношений, возникновение болезней, ухудшение качества индивидуальной деятельности, закрепление социальной пассивности личности. Негативное влияние конфликта заключается в нарушении системы отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы. Возникновение конфликта может свидетельствовать о наличии в организации проблем, различных по содержанию и направленности, — от конфликта чьих-либо интересов до организационной несостоятельности.