Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:31, курсовая работа
В современных условиях важным фактором успешного функционирования организаций всех типов и форм собственности является повышение эффективности их деятельности. Специфика всего комплекса проблем, с которыми сталкиваются организации в настоящее время, состоит в идеологии управления как переходе от простого функционирования к теории эффективного управления. Так как социально-экономические революции конца 1980-х гг. вызвали необходимость перехода к новой стратегии функционирования организаций, в которой основной акцент приходится на реализацию целей и функции, гибкую адаптацию к меняющимся условиям среды, быстрое внедрение инноваций и создание благоприятной внутренней среды.
Многие считают, что конфликты наносят вред организации. Но нельзя рассматривать протекание процесса конфликта в организации как абсолютно негативное явление. Можно утверждать, что большое количество процессов конфликта является негативным, также негативным является их полное отсутствие.
Когда в организации нет конфликтов, то она перестает развиваться и начинается ее стагнация. Конфликт — это наличие какого-либо противоречия, которое нужно преодолеть. В результате повышается профессионализм, развивается человек и сама организация. Следовательно, отсутствие у сотрудников конфликтов в процессе выполнения трудовой деятельности указывает на то, что их не интересует трудовой процесс, а работу они рассматривают только как временное место пребывания. Также полное отсутствие конфликта между целями организации и сотрудника говорит о том, что сотрудников не интересуют цели организации, и они не воспринимают данную работу как постоянную.
Отсутствие конфликтов говорит
о том, что в организации есть
проблемы, а также оказывает
При управлении процессами конфликтов руководителю важно не перегнуть палку. Он должен понимать, что, полностью ликвидировав конфликты в организации, он затормозит или вообще исключит возможность ее развития.
Наличие большого количества
конфликтов в организации не оказывает
благоприятного воздействия на ее деятельность.
Получается, что сотрудники постоянно
участвуют в конфликтах, а на выполнение
своих непосредственных обязанностей
у них нет времени. А от этого
организация испытывает только убытки.
Руководителю следует учитывать, что
некоторые конфликты могут
Что касается количества процессов конфликта, то здесь руководитель должен найти золотую середину: с одной стороны, они не должны оказывать негативного воздействия на организацию, а с другой — должны способствовать организационной деятельности.
Следует использовать простую формулу эффективного управления процессами конфликтов, заключающуюся в том, что процессов конфликтов должно быть столько, сколько необходимо для развития и повышения эффективности организации.
Нахождение такого баланса зависит от опыта и профессионализма руководителя, который должен наладить управление процессами конфликтов таким образом, чтобы они формировали ситуацию, способствующую развитию и совершенствованию организации.
Конечно, нельзя представить
организацию без конфликтов, которые
присутствуют в ней постоянно. Их
регулирование относится к
Процессы конфликтов, которые протекают независимо от реализации целей и задач организации, нельзя признать оказывающими только положительное влияние. Соотнесение процессов конфликта с интересами организации позволяет ей выйти на новые рубежи функционирования и развития. Невозможно себе представить ситуацию, в которой действия руководителя, направленные на решение лишь конфликтов, приносящих большие убытки организации, принесли положительный результат. Это можно сравнить с латанием трубы, которая сильно изношена и в ней постоянно возникают новые дыры. Многие руководители начинают решать конфликты только тогда, когда они начинают вредить организации. Им не кажется важным и необходимым постоянно управлять всеми процессами конфликтов организации. А ведь именно подход к конфликту в его динамическом состоянии как к процессу позволяет построить актуальную систему управления процессами конфликтов в организации. Основной целью существования такой системы является результат, заключающийся в повышении эффективности функционирования организации путем умелого управления процессами конфликтов.
4.1. Процесс конфликта и его структура
Процесс конфликта является сложным и многогранным, он занимает одно из основных мест в организационной деятельности. Во многих организациях процессами конфликтов не управляют, они протекают независимо от целей и задач организации, а также без ведома руководителя. Отсутствие контроля над процессом конфликта оказывает негативное влияние на всю организацию. То, что конфликт никем не управляем, говорит о том, что в любое время он может принять негативную для организации форму.
Управление процессами конфликтов
помогает достигать цели и задачи
организации, что невозможно осуществить
без целенаправленного
Структура процесса конфликта — это основополагающие элементы процесса конфликта, функционирующие взаимосвязано.
Многие теоретики и практики считают, что понятие структура процесса конфликта является не совсем верным. Структура — это только каркас процесса конфликта, который не может быть им самим. Структуру конфликта составляют элементы, а также существующая взаимосвязь между ними.
Элемент структуры конфликта — это составляющая часть конфликта, которая уже не может быть разделена на более мелкие составляющие, оказывающая непосредственное воздействие на структуру конфликта, а также сам процесс.
Структуру конфликта составляет большое количество элементов, но можно выделить основные из них: участники конфликта, зона противоречия, причины, люди сочувствующие и люди, оказывающие непосредственное воздействие, а также внешняя и внутренняя среда организации. Здесь конфликт рассматривается как процесс, протекающий в организации независимо от руководителя. Он не подвержен согласованию с целями и задачами организации.
Участниками процесса конфликта являются люди, а применительно к организации — сотрудники, противоречие между которыми вызывает возникновение конфликта и которые оказывают непосредственное воздействие на процесс конфликта. Выделить их достаточно просто — так, удалив их из процесса конфликта, он перестанет существовать. Участниками конфликта могут быть два сотрудника или несколько. Сущность процесса конфликта говорит о том, что конфликт — это противоречие, а противоречие может возникнуть между двумя людьми и более. Поэтому число участников конфликта не может быть менее двух, так как в этой ситуации конфликт не мог бы возникнуть.
Зона противоречия — это
та область, в которой происходит
противоречие между сотрудниками. Это
не только место выяснения отношений,
но и все действия, которые осуществляются,
чтобы обладать приоритетным правом
на реализацию чего-либо. Зона противоречия
может быть представлена как взаимоотношение
сотрудников по поводу процесса конфликта.
Такое соприкосновение
Причины конфликта выступают
главными основаниями, без которых
невозможно зарождение процесса конфликта,
а также его существование. Причинами
конфликта могут быть как борьба
за реализацию своих приоритетов, так
и простая психологическая
Сочувствующие люди в процессе
конфликта не занимают главенствующего
значения, но это не значит, что они
не оказывают влияния на процесс
конфликта, также как на футбольном
матче болельщики могут оказать
и оказывают влияние на матч. Сочувствующими
можно назвать сотрудников, которые
не принимают непосредственного
участия в процессе конфликта, но
они имеют четко
Внешняя и внутренняя среда
организации оказывает пусть
и опосредованное, но важное влияние
на процесс конфликта. Внешняя среда
— это все то, что окружает
организацию. На внешнюю среду нельзя
повлиять существенно. Внутренней средой
организации являются люди, которые
работают в ней, происходящие производственные
процессы, т. е. все то, что составляет
саму организацию. То, что внешняя
и внутренняя среда оказывают
влияние на процесс конфликта, послужило
основанием для внесения их в структуру
конфликта. Если в организации за
возникновение конфликта
Все описанные элементы структуры
процесса конфликта пребывают в
сложной взаимосвязи и
Взаимосвязь между выделенными элементами структуры процесса конфликта является сложной и зависит от специфики организации, конфликта, его участников и многих других факторов.
Опишем идеальную ситуацию процесса конфликта.
Внешняя и внутренняя среда оказывает непосредственное влияние не только на сам процесс конфликта, но и в отдельности на каждый его элемент. Например, если сотрудники не соприкасаются в процессе трудовой деятельности, то и возможность зарождения конфликта между ними исключается.
Причины конфликта взаимосвязаны с его участниками, а также с зоной противоречия. Причины могут изменяться в зависимости от действий конкретного участника конфликта или от их совместного влияния, полученного в зоне противоречия.
Сочувствующие люди оказывают
непосредственное действие на *зону противоречия,
они могут трансформировать даже
специфику соприкосновения
Приведенная идеальная структура процесса конфликта достаточно условна и на практике в таком виде редко встречается. Руководству организации приходится иметь дело с разными по структуре конфликтами, но понимание технологии структурирования конфликта — это важная предпосылка формирования эффективной системы управления процессами конфликтов.
Основным в приближении практической деятельности к идеальной структуре является включение в нее такого элемента, как целенаправленно воздействующее лицо. Под целенаправленно воздействующим лицом понимается сотрудник, осуществляющий управление процессом конфликта в соответствии с целями и задачами организации. Именно он занимает важное, а порой приоритетное место в процессе конфликта, возводя его в ранг управляемого.
В теории и на практике выделяют
много разнообразных
В зависимости от количества
элементов структуры выделяют простые
и сложные конфликты. Показателем
для отнесения конфликта к
той или иной группе является количество
его участников. Если их больше двух
и они между собой
Чтобы осуществить управление процессом конфликта, руководитель должен выделить его. Когда конфликт протекает в явной форме в организации и достаточно просто выделить его элементы, он считается открытым. Если невозможно точно выделить элементы конфликта, в случае его протекания в неявной форме, структура конфликта определяется как латентная или скрытая.
Приведенная классификация конфликтов не является однозначной. Руководитель не может использовать весь теоретический арсенал управления процессами конфликтами. Действовать приходится здесь и сейчас, а правильно это или нет, покажет время.
В одной организации между двумя менеджерами отдела по организации производства начался конфликт. Его причины заключались в том, что один из менеджеров не вовремя предоставил информацию, необходимую другому для написания очередного отчета. В результате менеджер, который не смог в срок написать отчет, всеми возможными способами пытался навредить подведшему его коллеге. Весь отдел разделился на два противоборствующих лагеря. Один поддерживал менеджера, который не предоставил информацию: Он же не обязан этого делать. Другая половина отдела посчитала, что это неправильно и нужно делиться информацией, т. е. напрямую поддержала менеджера, которого вызывали на ковер к руководству. Сложившаяся ситуация конфликта оказывала не совсем положительное влияние на продуктивность и эффективность работы отдела. В результате начальник отдела вызвал к себе участников конфликта и потребовал объяснить ему причины происходящего. Он предупредил участников, что если конфликт не будет решен, то они оба лишатся премии. Отреагировав на указание начальника отдела, менеджеры прекратили конфликт. К тому же им очень не хотелось лишаться премии.