Управление оборотными средствами на предприятии ОАО «ГАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Роль оборотных средств,эффективное ихиспользование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование оборотных средств. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования оборотных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика ОАО «ГАЗ» и его хозяйственной
деятельности
Историческая справка и основные виды деятельности…………………...4
Организационно-правовая форма и организационная структура……... 10
Анализ финансовых показателей………………………………………… 13
2. Теоретические аспекты формирования и управления оборотными средствами предприятия

2.1. Экономическая сущность и состав оборотных средств……………….. 25

2.2. Методы управления дебиторской задолженностью…………………… 25

2.3. Методы управления запасами…………………………………………… 29

2.4. Особенности управления денежными средствами…………………….. 33
3. Управление оборотными средствами на предприятии
ОАО «ГАЗ»

3.1. Анализ динамики и структуры оборотных средств, показателей

деловой активности…………………………………………………………… 40

3.2. Рекомендации по управлению оборотным капиталом………………… 46
Заключение…………………………………………………………….………. 53
Список литературы………………………………………………………………66

Вложенные файлы: 1 файл

борис курсовая декабрь.docx

— 128.89 Кб (Скачать файл)

 

     Объем производимой продукции непосредственно  влияет на величину незавершенного производства: чем больше производится продукции при прочих равных условиях, тем больше будет размер незавершенного производства. Изменение состава производимой продукции по-разному влияет на величину незавершенного производства. При повышении удельного веса продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится, и наоборот.

 

     Себестоимость продукции прямо влияет на размер незавершенного производства. Чем ниже затраты на производство, тем меньше объем незавершенного производства в денежном выражении. Рост себестоимости продукции влечет увеличение незавершенного производства.

 

     Объем незавершенного производства прямо  пропорционален продолжительности производственного цикла. Производственный цикл включает: время производственного процесса, технологический запас, транспортный запас, время накопления полуфабрикатов перед началом следующей операции (оборотный запас), время нахождения полуфабрикатов в запасе для гарантии непрерывности процесса производства (страховой запас). Продолжительность производственного цикла равна времени с момента первой технологической операции до приемки готового изделия на складе готовой продукции. Сокращение запасов в незавершенном производстве способствует улучшению использования оборотных средств за счет сокращения длительности производственного цикла.

 

     Для определения нормы оборотных  средств по незавершенному производству необходимо знать степень готовности изделий. Ее отражает так называемый коэффициент нарастания затрат.

 

     Все затраты в процессе производства подразделяются на единовременные и нарастающие. К единовременным относятся затраты, производимые в самом начале производственного цикла, - затраты сырья, материалов, покупных полуфабрикатов. Остальные затраты считаются нарастающими. Нарастание затрат в процессе производства может происходить равномерно и неравномерно.

 

     Определение закупок предприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов производится по следующему алгоритму:

 

     а) на основании рассчитанной величины потребности и времени ее возникновения анализируется предложение существующих поставщиков предприятия;

 

     б) при наличии нескольких поставщиков  аналогичного ресурса предпочтение отдается поставщику с большим рангом контракта. Ранг контракта определяется индивидуальными для каждого предприятия параметрами: ценой ресурсов, отсрочкой платежа, качеством ресурсов, стабильностью поставок и т.д.;

 

     в) при возникновении ограничений  предложения поставщиков анализируется возможность закупки у них в предыдущие месяцы и при ее наличии производится закупка для образования сверхнормативных остатков, обеспечивающих будущее удовлетворение потребности;

 

     г) при отсутствии явно указанных поставщиков  ресурсов делается допущение, что ресурс может быть приобретен в тот период, когда в нем возникла потребность, в нужном количестве и по базовым ценам.

 

     Решению проблемы организации оперативного контроля и управления запасами материальных ресурсов на предприятии в определенной степени способствует внедрение  автоматизированных систем управления предприятиями, которые позволяют наладить учет движения материальных ресурсов (поступление, расход, ежесуточные остатки). Результатом решения задачи по оперативному контролю является получение ежедневной (недельной, декадной, месячной или иной периодичности) информации о фактическом наличии запасов на складах предприятия и степени их соответствия установленным нормам. Это позволяет осуществлять непрерывный контроль за их величиной, своевременно и оперативно выявлять образование излишних остатков или дефицита по отдельным позициям, который может нарушить организацию бесперебойности функционирования потребителя. 

2.4. Особенности управления  денежными средствами

 

     Управление  денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные  методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.

 

     Основными задачами анализа денежных средств  являются:

 

     - оперативный, повседневный контроль  за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

 

     - контроль за использованием денежных  средств строго по целевому назначению;

 

     - контроль за правильными и  своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

 

     - контроль за соблюдением форм  расчетов, установленных в договорах  с покупателями и поставщиками;

 

     - своевременная выверка расчетов  с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

 

     - диагностика состояния абсолютной  ликвидности предприятия;

 

     - прогнозирование способности предприятия  погасить возникшие обязательства в установленные сроки;

 

     - способствование грамотному управлению  денежными потоками предприятия.

 

     С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

 

     Таким образом, к денежным средствам могут  быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

 

     а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;

 

     б) какую их долю следует держать  на расчетном счете, а какую в  виде быстрореализуемых ценных бумаг;

 

     в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

 

     Методы  управления денежными средствами предусматривают:

 

     - синхронизацию денежных потоков;

 

     - использование денежных средств  в пути;

 

     - ускорение денежных поступлений;

 

     - контроль выплат.

 

     Синхронизация денежных потоков. Стараясь увеличить  достоверность прогнозов, и добившись  того, чтобы денежные поступления сочетались с денежными выплатами наилучшим образом, фирма может сократить текущий остаток на счете банка до минимума. Зная об этом, компании, занимающиеся предоставлением коммунальных услуг, нефтяные компании, компании по производству кредитных карточек и другие договариваются с поставщиками о перечислении сумм, подлежащих выплате, а с покупателями о получении задолженности в соответствии с постоянными в течение месяца «платежными циклами». Это способствует синхронизации денежных потоков и в свою очередь помогает сократить остаток средств на счете, уменьшить банковские кредиты, снизить расходы на выплату процентов и увеличить прибыль.

 

     Использование денежных средств в пути. Денежные средства в пути (float) есть разница между остатком денежных средств, отраженным в текущем счете фирмы и проходящим по банковским документам. Таким образом, на банковском счете в течение какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может быть использована. Если работа с дебиторами в данной фирме налажена лучше, чем у ее кредиторов (это характерно для крупных и более прибыльных фирм), то учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо; тогда как документы банка, который контролирует ее операции, - положительное.

 

     Ускорение денежных поступлений. Не менее важной проблемой при управлении денежными средствами является поиск способов увеличения их поступления на предприятие. Рассмотрим основные из них.

 

     1. Рекомендации по изысканию дополнительных  денежных поступлений от основных средств предприятия:

 

     - проанализировать степень использования  оборудования/имущества с тем,  чтобы определить перечень имущества,  не используемого в текущей  хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений;

- определить круг потенциальных  покупателей/пользователей излишнего оборудования/имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;

 

     - выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже/сдаче в аренду имущества;

 

     - сдать в аренду/продать мало  используемое оборудование/имущество;

 

     выполните процедуры консервации имущества, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество.

 

     2. Рекомендации по взысканию задолженности  с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:

 

     - создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все  риски, связанные с деловым  партнером. Общая зависимость  от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;

 

     - сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают.

 

     3. Рекомендации по разграничению  выплат кредиторам по степени  приоритетности для уменьшения оттока денежных средств:

 

     - разделить поставщиков на категории  по степени их важности для  деятельности и прибыльности компании. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству;

 

     - предложить различные схемы платежей: убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения;

 

     - отложить осуществление платежей  менее важным поставщикам;

 

     - найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.

 

     4. Рекомендации по реорганизации  инвентарных запасов:

 

     - разнести по категориям запасы  по степени их важности для  стабильности деятельности компании. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса;

 

     - уменьшить размеры неприкосновенных  запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;

 

     - улучшить деятельность в области  заказов на снабжение путем  внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение/минимизация документооборота. Работать более плотно с поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставить им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;

 

     - рассмотреть возможность  распродажи залежавшихся запасов  со скидками с тем, чтобы получить  дополнительные денежные средства, однако следует избегать перенасыщения  рынка своими товарами по бросовым  ценам, так как это негативным  образом скажется на последующих  продажах товаров, а также сделает  невозможным реализацию стратегии  повышения цен.

 

     5. Рекомендации по увеличению  продаж:

 

     - тщательно оценивать прогнозируемые  наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль;

 

     - переоценить факторы потребительского  спроса, такие как потребительские свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т.д.;

 

     - определить группы продуктов,  которые наилучшим образом подходят  к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них;

 

     - проанализировать цены и объемы  реализуемой продукции, найти  наиболее разумный компромисс, который поможет увеличить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены и торговых наценок).

 

     Контроль  выплат. Ничто так не способствует контролю за денежными выплатами, как  централизация расчетов с кредиторами. Это позволяет финансовому менеджеру правильно оценить поступающие потоки денежных средств по фирме в целом и составить график необходимых выплат. Кроме того, появляется возможность более эффективного контроля расчетов с кредиторами и движения средств в пути. Конечно, централизованной системе присущи также и недостатки – филиалы и местные отделения фирмы могут оказаться не в состоянии произвести своевременные расчеты за оказанные услуги, что чревато потерей благожелательного отношения клиентов и увеличением операционных затрат.

 

     Эффективность политики управления денежными средствами предприятия можно оценить, сравнивая прогноз бюджета движения денежных средств, прогнозный бухгалтерский баланс и бюджет доходов и расходов с фактическими данными, полученными в отчетном периоде. Выявление отклонений позволит сделать выводы о нарушении в движении денежных средств.   
Глава 3. Управление оборотными средствами на предприятии

Информация о работе Управление оборотными средствами на предприятии ОАО «ГАЗ»