Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:41, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления персоналом в условиях рыночной экономики на примере ООО «Страз».
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда задач, последовательно раскрывающих тему работы:
• раскрыть сущность и значение системы управления персоналом;
• рассмотреть принципы и методы управления персоналом;
• изучить основные направления управления персоналом;
• дать характеристику предприятию, проанализировать кадровый потенциал и трудовые показатели предприятия;
• проанализировать систему управления персоналом на предприятии;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии и оценить эффект предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом организации ………..……………………………………………………………
1.1 Сущность и значение системы управления персоналом организации ……………………………………...……………………
1.2. Организационная структура системы управления персоналом …..…….…………………………………………………………..
1.3. Методы управления персоналом…………………………….….
1.4. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Страз»…..…….…………………………………………………
ГЛАВА 2. Совершенствования системы управления персоналом ООО «Страз»………………………………………………………….
2.1. Анализ и оценка кадровой политики ООО «Страз»……….….
2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия ООО «Страз»..…
2.3. Оценка результативности управления персоналом предприятия ООО «Страз»…………………………………..……….….
2.4. Совершенствование организации управления персоналом на предприятии ООО «Страз»…………………………….…….….
ГЛАВА 3. Безопасность жизнедеятельности……………………………...
3.1. Факторы и условия труда определяющие БЖД на промышленном предприятии……………….…………………………….
3.2. Аттестация и сертификация рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности………………………………..………….
Заключение………………………………………………….…………………..
Список использованной литературы………………………….……………….
Приложения……………………………………………………………………..
Анализируя таблицу 2.10, сложно выявить какую-либо определенную тенденцию, кроме того, что уменьшилось число увольнений по собственному желанию. Для количественной оценки движения воспользуемся следующими коэффициентами:
, (1)
где: M – всего принято;
– среднесписочное число
, (2)
где: L – всего уволено.
(3)
, (4)
Где: M – всего принято.
, (5)
где: L1, L2 – количество уволенных рабочих по собственному желанию и за прогулы, соответственно.
Результаты расчетов представим в таблице 2.11.
Таблица 2.11.
Динамика коэффициентов движения персонала.
Наименование коэффициента |
Год | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Коэффициент по приему |
0,115 |
0,442 |
0,112 |
Коэффициент оборота по выбыванию |
0,109 |
0,109 |
0,122 |
Коэффициент замещения |
1,074 |
4,025 |
0,909 |
Коэффициент общего оборота рабочей силы |
0,224 |
0,551 |
0,234 |
Коэффициент текучести |
0,092 |
0,041 |
0,039 |
Анализ таблицы 2.11 показывает, что в течение рассматриваемого периода интенсивность оборота рабочей силы была неодинаковой. Снижение коэффициента текучести для любого предприятия является положительной тенденцией и характеризует его с благоприятной для потенциальных работников стороны. В ООО «Страз» коэффициент текучести в 2009 г. составлял 9%. Основными причинами ухода работников были увольнения по собственному желанию.
В 2011 г. коэффициент текучести составил 4%. Следует отметить, что это произошло за счет снижения увольнений.
На основе проведенного анализа можно сказать, что:
1) На протяжении
анализируемого периода
2) Структура персонала изменилась незначительно. На протяжении анализируемого периода отмечалось увеличение доли рабочих в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 0,9 процентных пункта. В категории «служащие» произошло уменьшение доли специалистов на 0,8 процентных пункта при сохранении доли руководителей и служащих на прежнем уровне.
3) Коллектив ООО
«Страз» является
4) Коллектив ООО
«Страз» постепенно
5) Предприятие отличается высоким уровнем образования - 22,6% работников с высшим образованием в 2011 г. В целом по предприятию на протяжении анализируемого периода наблюдается тенденция увеличения доли работников с высшим и средним специальным образованием и снижение доли работников со средним и базовым образованием. Наметилась также тенденция увеличения образовательного уровня персонала предприятия по всем категориям. Однако проявлялась она в разных категориях по-разному.
6) На протяжении
анализируемого периода
2.3. Оценка результативности управления персоналом
предприятия ООО «Страз»
Одним из основных
компонентов трудового потенциала предприятия
является профессионально-
Таблица 2.12.
Средний тарифный разряд персонала предприятия в разрезе категорий.
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Списочная численность работников на конец года, чел. |
251 |
364 |
360 |
Средний тарифный разряд всего персонала |
6,14 |
6,27 |
6,61 |
из них: |
|||
специалистов |
10,94 |
10,69 |
11,44 |
Рабочих |
4,50 |
4,81 |
5,02 |
Из таблицы 2.12 видно, что средний тарифный разряд всего персонала предприятия повышался на протяжении всего анализируемого периода. Тенденция увеличения устойчивая. В 2011 г. средний тарифный разряд по всему персоналу составил 6,61. По сравнению с 2009 г. он увеличился на 7,7%. Среди категорий также происходили изменения средних тарифных разрядов. В наибольшей степени тенденция увеличения проявилась в категории «рабочие». На протяжении всего анализируемого периода средний тарифный разряд рабочих увеличивался и в 2011 г. был равен 5,02, что больше по сравнению с 2009 г. на 12,5%. Среди специалистов тенденция изменения не была устойчивой. Для этой категорий работников было характерно уменьшение среднего тарифного разряда в 2010 г. и увеличение по сравнению с 2009 г. соответственно на 5,8% и 4,5%. В целом можно сказать, что уровень квалификации персонала на рассматриваемом предприятии постоянно увеличивается, что свидетельствует о развитии коллектива.
Как известно повышению тарифного разряда работника предшествует его обучение, которое может проходить в виде курсов повышения квалификации, получения дополнительного образования, переподготовки, стажировки и т. д. Проследим уровень и динамику обучения персонала ООО «Страз» данные и результаты анализа представим в таблице 2.13.
Таблица 2.13.
Анализ структуры профессионального обучения работников.
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
1. Всего обучено за год |
||||||
Человек |
88 |
100 |
250 |
100 |
184 |
100 |
в % к списочной численности на конец года |
34,9 |
– |
68,6 |
– |
51,2 |
– |
в т. ч.: |
||||||
1.1 Специалисты |
||||||
Человек |
2 |
6,9 |
5 |
7,5 |
4 |
7 |
в % к списочной численности специалистов на конец года |
18,8 |
– |
36 |
– |
25,6 |
– |
1.2 Рабочие |
||||||
Человек |
37 |
84,1 |
121 |
86,7 |
85 |
85,1 |
в % к списочной численности рабочих на конец года |
38,2 |
– |
77,1 |
– |
56,1 |
– |
Анализируя таблицу 2.13, следует отметить, что процессы профессионального обучения на протяжении трех лет не были равномерными по количеству обученных. Так, в 2009 г. всего было обучено 34,9% персонала, в 2010 г. - 68,6%, а в 2011 г. - 51,2%. Среди категорий наибольшая доля обученных на протяжении всего анализируемого периода принадлежала рабочим - более 80%. Что касается тенденций изменения доли по категориям, то наиболее устойчиво проявлялась тенденция сокращения доли обученных среди специалистов. В категории «специалисты» - 25,6% и в категории рабочие - 56,1%.
В целом можно утверждать о повышении профессионального уровня всего персонала, его совершенствовании и развитии, что уже подтверждалось ранее в процессе анализа динамики уровня квалификации.
Рассмотрим виды обучения персонала и проанализируем структуру профессионального обучения рабочих по видам в таблице 2.14.
Таблица 2.14.
Анализ структуры профессионального обучения работников
ООО «Страз» по видам обучения.
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Численность работников, прошедших обучение за год, чел. |
88 |
100 |
250 |
100 |
184 |
100 |
в т. ч.: |
||||||
повысили квалификацию |
73 |
82,8 |
234 |
93,6 |
164 |
89,1 |
прошли стажировку |
3 |
3,3 |
2 |
0,9 |
2 |
1,2 |
прошли профессиональную подготовку и переподготовку |
12 |
13,9 |
14 |
5,5 |
18 |
9,7 |