Управление товарными запасами (на примере ООО «Профиль»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Товарные запасы машиностроительных компаний в очень большой степени состоят из запасов сырья и материалов на складе. Несмотря на то, что предприятия в условиях рынка стремятся к минимизации такого рода запасов и предпочитают работать, как говорится, «с колес», стремясь таким образом сократить издержки, связанные, прежде всего, с хранением производственных запасов, они по-прежнему играют немаловажную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы. Непрерывность производства требует, чтобы на складах компании постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения предприятия сырьем и материалами в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях складских товарных запасов [5,с.98].

Содержание

Введение
3
Глава 1 Теоретические основы управления товарными запасами
5
1.1 Понятие, сущность и виды товарных запасов
5
1.2 Показатели эффективности методов управления товарными запасами
7
1.1 Формирование политики и системы управления товарными запасами
12
Глава 2 Анализ управления товарными запасами ООО «Профиль»
13
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Профиль»
13
2.2 Анализ структуры и движения товарных запасов ООО «Профиль»
14
2.3 Оценка эффективности управления товарными запасами
16
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления товарными
запасами предприятия
20
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами
предприятия
20
3.2 Экономико-математическая модель оптимизации величины и структуры
товарных запасов

23
3.3 Расчет экономической эффективности от предложенных рекомендаций
по совершенствованию управления товарными запасами

25
Заключение
33
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Управление товарными запасами.doc

— 874.50 Кб (Скачать файл)

Параллельная  классификация более трудоемка  и не позволяет  значительно  сузить численность выделяемых групп, но дает обширную информацию об особенностях каждой из групп номенклатуры.

3) Третий подход заключается в формировании синтетического критерия классификации. Для каждого из выбранных критериев классификации определяется удельный вес,   соответствующий значимости    данного критерия в реализации стратегии предприятия. Например, пусть выбраны три критерия классификации: закупочная цена единицы запаса (Ц), рентабельность продажи единицы запаса (Р) и период оборота единицы запаса данной номенклатуры (О). Пусть в результате согласования стратегии и позиций руководителей служб и подразделений определены следующие весовые коэффициенты критериев (таблица 1).

Таблица 1

Весовые критерии коэффициентов классификации

Критерий

Весовой коэффициент

1

2

Закупочная  цена единицы продукции (Ц)

0,3

Рентабельность продажи единицы запаса (Р)

0,5

Период оборота  запаса (О)

0,2

Итого

1,0


Далее,  для  каждой группы товарных запасов определяется некий синтетический критерий классификации (таблица 2).

 

Таблица 2

Расчет синтетического критерия классификации

Наименование  позиции

Значение критерия

Весовой коэффициент

Значение синтетического критерия

(2)*(5)+(3)*(6)+(4)*(7)

Ц, руб./ед.

Р, %/ед.

О, дни

Ц

Р

О

1

2

3

4

5

6

7

8

1.хххххх01

30

10

30

0,3

0,5

0,2

20

2.хххххх02

45

9

24

0,3

0,5

0,2

22,8

И т.д.

             

Значение синтетического критерия позволяет  провести АВС-классификацию  по классической схеме с использованием одного критерия классификации. АВС – метод привлекателен объективностью группировки всей номенклатуры товарных запасов на более и менее значимые позиции, причем, не только с использованием количественных, но и качественных характеристик [23,с.166].

Разбиение объектов анализа  на группы не является заключительным шагом, после которого можно переходить к выработке предложений по оптимизации управления ресурсами предприятия.

Для получения количественной оценки характеристики потребности  компании в товарных запасах требуется  воспользоваться статистическим рядом  отгрузок.  В этом случае, как правило, используют, так  называемый, XYZ метод.   В классическом варианте метода   XYZ    показателем, описывающем потребность в запасе, является коэффициент вариации V, представляющий собой отношение значения среднеквадратичного отклонения ряда к среднеарифметическому значению:

                                                   ,                                                                                             (5)

где V – коэффициент вариации;

σ – среднеквадратическое отклонение;

- среднеарифметическое.

Основная идея XYZ – анализа состоит в группировке  товарных запасов по однородности анализируемых параметров, другими словами – по коэффициенту вариации.

В результате анализа  все объекты разделяются на три  группы X, Y, Z.

Для группировки  номенклатуры товарных запасов  используется общепризнанная классическая шкала, приведенная в таблице 3.

Таблица 3

Варианты классифицирования  номенклатуры по методу XYZ

Группа запасов

Принцип классификации

Классический

Возможный

С использованием коэффициента вариации (среднего показателя – Vср     )

1

2

3

4

X

V < 10%

V < 15-25%

V < Vср

Y

10% < V < 25%

15-25%  < V < 40-45%

V = Vср

Z

V > 25%

V > 40-45%

V > Vср


 

Как видно из условных данных таблицы 6 , выделение группы Х по десятипроцентной изменчивости требует высокой стабильности спроса, не часто достижимой в большинстве организаций по номенклатуре готовой продукции.

При классификации  запасов материальных ресурсов, обеспечивающих производственный процесс,  столь  низкий уровень изменчивости вполне допустим.  Выделение группы Y с  ориентацией на границы коэффициента вариации от 10% до 25% гарантирует выделение группы номенклатуры, имеющей ярко выраженные тенденции потребления (роста, падения или стабилизации).

При этом, учитывая партионность отгрузок, названные границы  изменчивости, признанные как классические, явно узки для современной практики. Их использование приводит к выведению в группу Z таких позиций, которые явно могут быть управляемы на основе оптимизационных моделей, рекомендуемых для группы Y [18,с.71].

Таким образом, классический принцип классификации XYZ вполне может быть изменен для учета особенностей конкретного бизнеса, например, на границы, приведенные, как возможные в таблице  3.

Кроме того, можно  воспользоваться средним значением  коэффициента вариации, как основой  выделения групп X, Y и Z с использованием экспертных оценок.

Все же, при установлении границ изменчивости групп X, Y и Z не следует  значительно отходить от классического  образца, так как главное достоинство  метода XYZ, как и метода АВС –  в однозначности предлагаемого  механизма классифицирования, что позволяет избежать субъективных оценок и ошибок в дальнейшей работе.

Учитывая все вышеизложенное, следует отметить, что и в мировой  и в отечественной практике используется достаточно широкий спектр моделей  управления  товарными запасами.

 

1.3 Формирование политики и системы управления товарными запасами

 

Политика  управления запасами (inventory management policy) представляет собой часть политики управления оборотными активами, которая направлена на оптимизацию размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, снижение затрат на их обслуживание, создание системы контроля за их движением. Разработка политики управления запасами предусматривает ряд последовательно проводимых этапов работ, основными из которых являются:

  1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде. Основная задача анализа – выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде и оценка их использования. При этом последовательно рассматриваются и анализируются такие показатели, как состав, структура и динамика материально-производственных запасов компании, их оборачиваемость и рентабельность, состав и структура затрат по их использованию.
  2. Определение целей формирования запасов. На данном этапе управления необходимо определить с какой целью создаются на предприятии те или иные запасы: обеспечение текущей производственной деятельности, обеспечение текущей сбытовой деятельности, накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде. Определение цели, соответственно, связано с классификацией запасов компании для дальнейшего эффективного управления каждой группой товарных запасов с учетом их особенностей.
  3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов осуществляется с использованием различных моделей.
  4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов компании.
  5. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, методы и приемы логистики.
  6. Обоснование учетной политики запасов связано, прежде всего, с выбором наиболее экономически выгодного для компании метода оценки товарно-материальных запасов.
  7. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов  и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов [17,с.90].

Любая политика состоит из  двух составляющих: тактики  и стратегии.

Тактические управленческие решения, связанные с товарными запасами компании, состоят из ответов на вопросы:

-что закупать (производить);

-сколько закупать (производить);

-когда закупать (производить).

Второй элемент  политики управления запасами касается стратегии.

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от выбранной стратегии управления предприятием в целом  зависит выбор модели управления запасами. Выбор политики управления товарными запасами связан с выбором той системы менеджмента, которая будет наиболее эффективна в условиях данного предприятия с учетом специфики производства. Система управления товарными запасами должна быть органично встроена в систему управления предприятием, производством [13,с.227].

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ООО «ПРОФИЛЬ»

 

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Профиль»

Полное фирменное наименование предприятия:  Общество с ограниченной ответственностью  «Профиль». Сокращенное наименование: ООО «Профиль». Вид деятельности – выпуск крепежных изделий для автомобилей, цепей и пружин.

Место нахождения предприятия: Республика Башкортостан, г. Белебей, ул. Сыртлановой, 1Б.  Размер уставного капитала предприятия 360 378  рублей.  Ассортимент выпускаемой компанией продукции насчитывает 50  наименований изделий.

Крупными поставщиками сырья являются ОАО Белорецкий металлургический комбинат, г. Белорецк, ООО «УралПромСталь»  г. Челябинск, ЗАО «ЗИО-Мет» г. Кольчугино и ООО «УралМетПром» г. Челябинск.

Основными потребителями продукции ОАО «БелЗАН» являются крупнейшие российские автозаводы – «АвтоВАЗ» и «КамАЗ». Поставки крепежных изделий на эти предприятия составляют более 60% от общего объема изготавливаемой в ООО продукции. В число предприятий, использующих в своем производстве продукцию ООО «Профиль», входят также  такие автосборочные заводы как: «ОМ – АвтоВАЗ», Нефтекамский завод самосвалов, ОАО «Иж-Авто» (г. Ижевск), а также их предприятия - смежники.

Согласно Уставу ООО «Профиль»  осуществляет следующие  виды деятельности:

-разработка, производство  и реализация крепежных изделий,  пружин и цепей  для автомобильной  промышленности;

-торговая деятельность;

-ремонт, поверка,  калибровка средств измерений;

-ремонт металлоконструкций грузоподъемных кранов с применением сварки, проектирование, изготовление и др.

Совет директоров ООО «Профиль» состоит из двух человек: генерального директора и коммерческого директора.

На предприятии  существует линейно-функциональная структура  управления, когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но и непосредственно на месте: на каждом хозяйственном участке ООО «Профиль» действует тщательно подобранный квалифицированный персонал, координирующий работу конкретного объекта производства в соответствии с генеральной стратегией фирмы. По сравнению с крупными заводами ООО «Профиль» экономически выигрывает за счет возможности быстро освоить производство нового изделия с минимальными накладными расходами, в кратчайшие сроки, по невысокой цене и с высоким качеством. В настоящее время в штате ООО «Профиль» состоит около 1 560 человека, которые являются специалистами в области производства крепежа.

Штат находится  в состоянии  формирования, ведется  профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются планы и программы  подготовки персонала. На рисунке 2 представлена организационная структура предприятия.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Организационная структура ООО «Профиль»

 

Управление  делами  ООО  «Профиль» осуществляется учредителями в лице генерального директора. В настоящее время фирма ООО «Профиль» имеет значительный потенциал увеличения производства и расширения номенклатуры продукции: развита производственная инфраструктура, имеется опыт работы в данной области и наработаны технологии производства, имеются квалифицированные кадры специалистов.

 

 

    1. Анализ структуры и движения товарных запасов ООО «Профиль»

 

Поскольку ООО  «Профиль» является производственной компанией, к товарным запасам можно  отнести запасы сырья и материалов на складе, незавершенное производство в цехах компании, остатки готовой  продукции на складе. Проведем анализ структуры и  динамики товарных запасов ООО «Профиль» за 2009-2011 годы. Для этого в качестве информационной базы воспользуемся финансовой отчетностью предприятия. В таблице 4 представлена структура и динамика товарных запасов ООО «Профиль» за 2009-2011годы.

Таблица 4

Динамика структура  и товарных запасов ООО «Профиль»  за 2009-2011годы.

Информация о работе Управление товарными запасами (на примере ООО «Профиль»)