Управление финансами организации «Серволюкс-Агро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение процесса управления финансами предприятиями .
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ финансового менеджмента;
2) организационно-экономическая характеристика предприятия.
3) анализ финансовой деятельности организации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы финансового менеджмента…………………….. 6
1.1 Финансы предприятий и их роль в экономике предприятия ………………...6
1.2 Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией………………………………………………………….15
1.3 Содержание финансовой работы предприятия……………………………...22
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика филиала «Серволюкс-Агро» Могилевского района…………………………………………………........25
2.1Общая характеристика сельскохозяйственного предприятия Общая характеристика сельскохозяйственного предприятия…………………………...25
2.2 Ресурсный потенциал предприятия………………………………………….27
2.3 Основные экономические показатели отрасли растениеводства...…………31
2.4 Основные экономические показатели отрасли животноводства...………….33
2.5 Эффективность деятельности предприятия…………………………………36
Глава 3. Анализ финансовой деятельности организации……………………….42
3.1 Анализ состава и структуры оборотных средств и краткосрочных финансовых обязательств………………………………………………………….42
3.2 Анализ платежеспособности предприятия……………………………….......52
Глава 4.Совершенствование управления финансами предприятия…………….62
4.1 Моделирование денежных потоков организации………………………........62
4.2 Оценка эффективности плана по оптимизации денежных потоков………...69
Заключение 72
Список использованной литературы 76

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 236.98 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция проявляется  в следующем: выявляется степень  соответствия получаемых доходов, структуры  фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между  доходами и расходами предприятия

Основными объектами распределительных отношений  на предприятии являются выручка от реализации и прибыль. В результате распределительных отношений образуются фонды денежных средств и поддерживается рациональная структура капитала.

Финансы предприятий, независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы, строятся на общих принципах. Многие ученые основными принципами организации финансов предприятий считают следующие: самоокупаемость и самофинансирование; самоуправление; заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности; материальную ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности; осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Финансовые  отношения коммерческий организаций  строятся на определенных принципах, связанных  с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

В современной  учебной литературе пока не сформировалось четкое представление о современных  принципах организации финансов предприятий. Так, Л.Н.Павлова к современным  принципам финансов предприятий  относит: плановость и системность, целевую направленность, диверсификацию, стратегическую ориентированность [14,c38]. Но эти принципы распространяются на предпринимательскую деятельность вообще, их, естественно в определенном аспекте, следует учитывать и при разработке финансовой политики. Тем не менее, они вряд ли могут служить основой для выработки и практической реализации финансовой политики предприятия.

1. Принцип  хозяйственной самостоятельности

Принцип хозяйственной самостоятельности  не может быть реализован без самостоятельности  в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  самостоятельно определяют сферу экономической  деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств  с целью извлечения прибыли и  приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

Рынок стимулирует  коммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для  получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения  благосостояния их владельцев могут  осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в  форме приобретения ценных бумаг  других предприятий, государства, участия  в деятельности других хозяйствующих  субъектов.

Однако  о полной хозяйственной самостоятельности  говорить нельзя, так как государство  регламентирует отдельные стороны  их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимные отношения коммерческих организаций с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном прядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

2. Принцип  самофинансирования 

Реализация  этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

В развитых рыночных странах на предприятиях с  высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств  достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем  объеме инвестиций российских предприятий  соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет  осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время  далеко не все коммерческие организации  способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые  потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные  предприятия городского пассажирского  транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную  поддержку в форме дополнительного  финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе

Таким образом, самофинансирование относится к  методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной  деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия  после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной  регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и  иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального  развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим  предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Самофинансирование  имеет целый ряд преимуществ:

исключаются расходы по займам (оплата процентов  и погашение кредита);

предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

облегчается процесс принятия решения по дальнейшему  развитию за счет дополнительных инвестиций.

3. Принцип  материальной заинтересованности

Смысл принципа материальной заинтересованности, или  принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается  в том, что именно в рамках системы  управления финансами разрабатывается  механизм повышения эффективности  работы отдельных подразделений  и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем  установления мер поощрения и  наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации  так называемых центров ответственности [14, c.39]

Под центром  ответственности понимается подразделение  хозяйствующего субъекта, руководство  которого наделено определенными ресурсами  и полномочиями, достаточными для  выполнения установленных плановых заданий. При этом:

вышестоящим руководством определяются один или  несколько базовых (системообразующих) критериев и устанавливаются  плановые их значения;

суждение  об эффективности работы центра ответственности  делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

руководство подразделения наделяется ресурсами  в согласованных объемах, достаточных  для выполнения плановых заданий;

ограничения по ресурсам носят достаточно общий  характер, т.е. руководство центра ответственности  обладает полной свободой действий в  отношении структуры ресурсов, организации  производственно-технологического процесса, систем снабжения и сбыта т.п.

Смысл выделения  центров ответственности- в поощрении  инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности  работы подразделений, получении относительной  экономии издержек производства и обращения [5, c.190]

В зависимости  от того, какой критерий- затраты, доходы, прибыль, инвестиции- определяется как  системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.

Затратообразующий центр(cost center)- подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для  подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах, например, бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия  обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры  по затратам.

Доходообразующий  центр (revenue center)- подразделение, руководство  которого несет ответственность  за генерирование доходов: примеры- отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель не несет ответственность  за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже  продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответственность  за ее себестоимость; главная его  задача- организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой  политики и т.п. безусловно. В этом случае возникают затраты, но не они  являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства.

Прибылеобразующий центр (profit center)- подразделение, в котором  в качестве основного критерия выступает  прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают  самостоятельные подразделения  крупной фирмы: дочерние и зависимые  компании, дивизиональные подразделения  с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности, и т.п.

Инвестиционно - развивающий центр (investment center)- подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая  норма прибыли не ниже установленной  границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает  показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения  сверху на объем допустимых капиталовложений. Центр ответственности данного  типа -наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь  больше и число субкритериев- затраты, доходы, прибыль, объем разрешенных  инвестиций, показатели рентабельности и др [5, c.192]

Очевидно, что в настоящее время имеются  слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система  налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности  экономической ситуации в стране многие коммерческие организации не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки  и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

4. Принцип  обеспечения финансовыми резервами

Принцип обеспечения финансовыми резервами  диктуется условиями предпринимательской  деятельности, сопряженной с определенными  рисками невозврата вложенных в  бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска  ложатся на предпринимателя, который  добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную  им программу. Кроме того, в экономической  борьбе за покупателя предприниматели  вынуждены продавать свою продукцию  с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также  связаны с риском невозврата вложенных  денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут  иметь место прямые экономические  просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных  укрепить финансовое положение предприятия  в критические моменты хозяйствования.

Финансовые  резервы могут формироваться  предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.

5. Принцип  сочетания финансового планирования  и  коммерческого расчета

Важным  принципом организации финансов предприятий является сочетание  финансового планирования и коммерческого  расчета. Имеются точки зрения о  том, что коммерческий расчет несовместим  с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной  практике общепризнанным рычагом финансового  управления являются целевые комплексные  программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и  конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются  договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом  их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе  финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим  результатом коммерческого расчета.

6. Принцип  материальной ответственности

В любом  предприятии складывается система  мер поощрения и критериев  оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным  элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Индивидуальная  материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное  лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает  договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача  товарно-материальных ценностей должна быть возмещена этим лицом. В некоторых  ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь  место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное  лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери. Перечень материально-ответственных  лиц определяется предприятием. В  случае коллективной материальной ответственности  за возможные недостачи отвечает уже не конкретное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих  друг друга в отделе магазина). Эта  форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций..

Информация о работе Управление финансами организации «Серволюкс-Агро»