Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы - комплексное исследование устава муниципального образования как нормативной основы муниципального управления на примере Ядринского района.
Эта цель реализуется посредством анализа места устава муниципального образования в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении, исследование устава Ядринского района Чувашской Республики и организационно-правовые проблемы его реализации.
Объектом исследования является устав Ядринского района как основной источник муниципального права и практика его реализации.
Введение…………………………………………………………….4 1. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ………………………………………………..8
1.1Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство
о местном самоуправлении……………………………………………………8
1.2.Конституция и законодательство Чувашской Республики о местном самоуправлении……………………………………………………………….21
1.3.Устав и другие нормативные правовые акты муниципального образования……………………………………………………………………27
2. УСТАВ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ………………………………………..37
2.1.Общая характеристика Устава Ядринского района Чувашской Республики…………………………………………………………………….37
2.2. Реализация норм устава Ядринского района в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления района…………………………………………………………………………..49
2.3. Устав Ядринского района и его роль в развитии социально-культурного комплекса района……………………………………………………………...58
3. УСТАВ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА И ЕГО РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА……………………………………………….66
3.1. Муниципальная собственность…………………………………………..66
3.2. Бюджет Ядринского района……………………………………………...71
Заключение………………………………………………………....75
Список использованной литературы…………………………...80
Приложения......................................................................................
Некоторые федеральные законы возлагают на органы местного самоуправления полномочия, которые никак нельзя отнести к числу имеющих локальное, местное значение. Например, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны. Участвуют в разработке Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российский Федерации и обеспечивают в пределах своих территорий выполнение мероприятий по ее реализации и подготовке коммуникаций в целях обороны. Организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, военные сборы и призыв по мобилизации, обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны, организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и др. Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на органы местной администрации возложены регистрация и учет граждан, и другие обязанности.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями предусмотрено законодательством Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материалов и финансовых средств. Но поскольку отсутствует федеральный закон, регулирующий эту процедуру, указанные полномочия остаются без соответствующих гарантий.
То же самое происходит, когда органам местного самоуправления передаются государственные полномочия указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Эту практику в принципе нельзя считать соответствующей Конституцией РФ, так как органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями только законом7.
Примером такой практики может служить постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 года «Об утверждении Положения о воинском учете»8. В нем сказано, что в населенных пунктах, где военных комиссариатов нет, первичный воинский учет граждан осуществляют органы местного самоуправления. Причем расходы, связанные с организацией в органах местного самоуправления воинского учета, производятся за счет этих органов.
В настоящее время насчитывается более 300 федеральных законов, законов РСФСР и Российской Федерации, в которых содержатся муниципально-правовые нормы.
Кроме того, к источникам муниципального права относятся более 1600 федеральных подзаконных актов, содержащих муниципально-правовые нормы. В их числе: свыше 500 указов Президента РФ, более 1100 постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.
На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Следует так же сказать и о реформе местного самоуправления. Она в основном касается вопросов территориального устройства, передачи собственности, исполнение отдельных государственных полномочий.
Наиболее актуальны проблемы:
- финансовое обеспечение местного самоуправления;
- земельно-имущественные отношения;
- градостроительная деятельность муниципальных образований в условиях действия нового градостроительного кодекса РФ;
- жилищная политика муниципальных образований в условиях действия нового жилищного кодекса РФ;
- подготовка кадров для муниципального управления;
- социальная защита и поддержка населения.
Становление
дееспособной системы местного самоуправления,
укрепление его экономической и финансовой
основы, формирование нового административно-
1.2. Конституция
и законодательство Чувашской Республики
о местном самоуправлении
Правовую основу местного самоуправления в Чувашской Республике составляют:
1) Конституция Российской Федерации.
2) Конституция Чувашской Республики.
3) Федеральное законодательство о местном самоуправлении.
4) Законодательство Чувашской Республики.
5) Уставы муниципальных образований.
6) Иные нормативные акты.
Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления можно, по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.
Правовые основы местного самоуправления Чувашской Республики заложены в Конституции, принятой Государственным Советом 30 ноября 2000 года.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления Чувашии. На федеральном уровне закрепляются общие принципы построения и функционирования местной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство составляет юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления в Чувашской Республике. На федеральном же уровне разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти Чувашской Республики в области местного самоуправления, осуществляется законодательное регулирование общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечивать соответствие законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. К ведению Российской Федерации в области местного самоуправления в лице соответствующих органов относится также осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Содержащиеся в Конституции Чувашской Республики положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В статье 9 Конституции Чувашской Республики указано, что в Чувашской Республике гарантируется местное самоуправление9. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и решают вопросы местного значения самостоятельно в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Глава 8 Конституции Чувашской Республики полностью посвящена местному самоуправлению, которое в соответствии с федеральным законом и законом Чувашской Республики обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных особенностей и традиций.
Местное самоуправление в республике осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, а равно через выборные органы и должностных лиц местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Чувашская Республика располагает солидной правовой базой местного самоуправления. В декабре 1995 года при Президенте Чувашской Республики Федорове Н. В. был образован совет по вопросам местного самоуправления. Также была образована специальная рабочая группа, которая предоставила в Госсовет Чувашской Республики проект закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», который был принят 1 марта 1996 года и 16 марта 1996 года подписан Президентом Чувашской Республики (с изменениями и доплнениями 1997г.,1998г., 2001г.,2002г., в новой редакции от 29 декабря 2003г.
Закон «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике » определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, регулирует организацию местного самоуправления в Чувашской Республике.
В настоящее время предстоит реформа местного самоуправления и построение новых межбюджетных отношений с бюджетами муниципальных образований с учетом появления четвертого уровня бюджетной системы - поселенческого.
В Чувашии в 2004 году приняты законы Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" и "Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа". Подготовлены проектировки расчетов по формированию межбюджетных отношений республиканского бюджета Чувашской Республики с местными бюджетами, включая бюджеты поселений. На стадии завершения законопроект "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике", в котором предусмотрены основные принципы формирования межбюджетных отношений внутри республики.
Чувашия переходит на республиканскую Единую тарифную сетку. Это связано с отменой федеральной ЕТС в рамках разграничения полномочий между центром, регионами и муниципалитетами в рамках реформы местного самоуправления. Таким образом, оплата труда бюджетников целиком ложится на регионы. Соответствующий проект Закона ЧР “Об упорядочении оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики” был рассмотрен 25 августа, на заседании Кабинета Министров Чувашии. Министр финансов Николай Смирнов заверил, что Правительство республики гарантирует сохранение с 1 января будущего года существующих объемов финансирования, всех надбавок и доплат, в том числе в сельской местности. “Бюджетники ущемлены не будут, -- сказал Н.Смирнов. -- А если экономика республики и далее будет развиваться такими же темпами, возможно даже превышение федеральных стандартов”. Законопроект одобрен и направляется Президенту Чувашии для внесения в Госсовет республики.
Основные вопросы также регулируются следующими законами и нормативно-правовыми актами Чувашской Республики:
Закон Чувашской Республики «О местном референдуме в Чувашской Республике»10,
Закон Чувашской Республики «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Чувашской Республике»,
Закон Чувашской Республики «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления».
Закон Чувашской Республики «О выборах главы местного самоуправления».
Закон Чувашской Республики «О порядке регистрации уставов муниципальных образований».
На законы субъектов Российской Федерации, в том числе и Чувашской Республики, приходится существенная «нагрузка». Структура законов Чувашской Республики, как и других субъектов, в основном, совпадает со структурой федерального законодательства, но некоторые вопросы, естественно, рассматриваются более подробно. В Законе «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» 72 статьи (в Федеральном их 62), причем детально урегулированы, например, полномочия исполнительного органа местного самоуправления в той или иной сфере жизнедеятельности муниципального образования.
Создание эффективной системы местного самоуправления процесс длительный. Впереди предстоит еще большой объем правотворческой, финансово-экономической, организационно-методической работы в сфере местного самоуправления. Уже принятые нормативно-правовые акты составляют важную, но вместе с тем совсем не достаточную долю законодательства, так необходимого для эффективного, законного функционирования местного самоуправления в Чувашской Республике. Во многих случаях при решении тех или иных вопросов, поставленных задач на местном уровне, мы упираемся в элементарные недоработки в действующем законодательстве. Так, например, Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»11, принятым еще в феврале 1998 года. было предложено законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления указанного закона в силу принять свои законы о муниципальной службе. Однако, таковой принят лишь в апреле 2000 года. Нет законов, регулирующих подробно порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, а также статус депутата представительного органа местного самоуправления. Принятие этих законов помогло бы существенно повысить ответственность этих лиц в выполнении своих обязанностей. Необходим закон о территориальных общественных органах самоуправления и их взаимодействии с сельскими администрациями. Часто случается, что возникают и разночтения между российским законодательством и положениями в законодательстве Чувашской Республики. Это было отмечено и в журнале «Муниципальная власть» в статье «Законодательство о местном самоуправлении в Поволжье заставляет напомнить о федеральных принципах и нормах»12 . Необходимый элемент правовой основы местною самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства Чувашской Республики о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основа, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.