Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы - комплексное исследование устава муниципального образования как нормативной основы муниципального управления на примере Ядринского района.
Эта цель реализуется посредством анализа места устава муниципального образования в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении, исследование устава Ядринского района Чувашской Республики и организационно-правовые проблемы его реализации.
Объектом исследования является устав Ядринского района как основной источник муниципального права и практика его реализации.
Введение…………………………………………………………….4 1. УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ………………………………………………..8
1.1Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство
о местном самоуправлении……………………………………………………8
1.2.Конституция и законодательство Чувашской Республики о местном самоуправлении……………………………………………………………….21
1.3.Устав и другие нормативные правовые акты муниципального образования……………………………………………………………………27
2. УСТАВ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ………………………………………..37
2.1.Общая характеристика Устава Ядринского района Чувашской Республики…………………………………………………………………….37
2.2. Реализация норм устава Ядринского района в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления района…………………………………………………………………………..49
2.3. Устав Ядринского района и его роль в развитии социально-культурного комплекса района……………………………………………………………...58
3. УСТАВ ЯДРИНСКОГО РАЙОНА И ЕГО РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА……………………………………………….66
3.1. Муниципальная собственность…………………………………………..66
3.2. Бюджет Ядринского района……………………………………………...71
Заключение………………………………………………………....75
Список использованной литературы…………………………...80
Приложения......................................................................................
За 2002 год по промышленным предприятиям получена прибыль в сумме 31483 тыс. рублей, что к уровню 2002 года составила 94,8 процента. Удельный вес убыточных предприятий по промышленности составил 50 %, сумма убытка составила 6771 тыс. рублей.
Таким образом, для достижения поставленных целей органы местного самоуправления Ядринского района ставят задачу наиболее эффективного использования всех возможностей и ресурсов, которыми располагает муниципальное образование, последовательное формирование динамично развивающейся экономики19:
-содействие реструктуризации предприятий, осуществление выбора приоритетов, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей;
-повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов района;
-укрепление собственной финансовой базы района;
-обеспечение трудовых и социальных гарантий граждан;
-создание эффективной системы развития инженерной и социальной инфраструктуры;
-повышение качества предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
-соблюдение республиканских стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг при одновременном осуществлении мер социальной защиты малообеспеченных категорий граждан путем предоставления им адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;
-повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;
-привлечение инвестиций в экономику района;
-развитие малого предпринимательства,
-создание рекреационной зоны отдыха.
Названные задачи будут решаться в 2003 - 2006 годах.
Намечается
осуществлять меры по решению наиболее
актуальных проблем в экономике и социальной
сфере, реализации группы высокоэффективных
и социально значимых инвестиционных
проектов, максимизации доходов районного
бюджета, эффективному использованию
муниципального имущества, отработке
новых финансовых механизмов поддержки
малого предпринимательства, проведению
структурных преобразований, создающих
основу для устойчивого экономического
роста.
3.2. Бюджет Ядринского района
Согласно ч.1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Формирование, утверждение и исполнение бюджета Ядринского района выполняется в соответствии со статьями 40,41,42 Устава района:
-Район имеет единый районный бюджет. Бюджет района представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов местного самоуправления.
-Органы самоуправления района самостоятельно формируют, утверждают, исполняют бюджет района.
-Единство бюджета реализуется через единую районную социально - экономическую, финансовую и налоговую политику.
-Бюджет района формируется в соответствии с требованиями бюджетной классификации, установленной в Российской Федерации, и в соответствии с действующим законодательством.
- Финансовые средства района состоят из средств местного бюджета и средств целевых внебюджетных фондов, которые могут быть изъяты только по решению судебных органов.
- Доходы в местный бюджет состоят из следующих поступлений:
а) местные налоги;
б) отчисления от федеральных налогов и налогов Чувашской Республики в соответствии с нормативами, установленными Федеральными законами и законами Чувашской Республики;
в) местные сборы, штрафы и иные платежи;
г) платежи за пользование природными ресурсами на территории района;
д) арендная плата за землю, находящуюся в муниципальной собственности и переданную в аренду, а также за сданные в аренду здания, сооружения, иное имущество, находящееся в муниципальной собственности;
е) доходы от принадлежащих району акций, других ценных бумаг, паев в акционерных обществах или товариществах, процентные платежи за предоставление районом займа;
ж) другие источники в соответствии с действующим
законодательством.
Бюджетная политика
Система бюджетных правоотношений в Ядринском районе регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными и республиканскими законами о бюджете на соответствующие годы и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В целях реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике в Ядринском районе принято 17 нормативных правовых актов, среди которых Собранием депутатов утверждены Положение о регулировании бюджетных правоотношений в Ядринском районе, Положение о вопросах налогового регулирования в Ядринском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления.
Согласно постановлению главы администрации Ядринского района № 506 от 14 мая 2001 года с 1 июля 2001 года осуществлен переход на казначейскую систему исполнения расходов бюджета Ядринского района. В целях упорядочения учета средств полученных от предпринимательской деятельности принято постановление главы администрации Ядринского района № 807 от10.09.2002 года « О казначейском исполнении расходов средств, полученных от предпринимательской деятельности принято постановление главы администрации Ядринского района № 807 от 19.09.2002 года «О казначейском исполнении расходов средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в Ядринском районе» с 011.10.2002 г.
Район участвовал в конкурсе по реформированию муниципальных финансов. Была представлена соответствующая программа.
В целях обеспечения гласности происходящих бюджетных процессов и согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2001 года № 179 «Об аналитических индикаторах, характеризующих состояние Республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного долга», согласно которому информация о состоянии бюджета ежеквартально размещается на сайте Ядринского района.
Выполнение этих и других нормативных правовых документов позволило в текущем году более эффективно использовать бюджетные средства, обеспечить прозрачность и гласность процесса управления финансами.
За 2003 год в единый бюджет Ядринского района мобилизовано доходов всего 150742 тысяч рублей, что составляет 91,7 % к плану, в том числе налоговых и неналоговых доходов мобилизовано в сумме 32165 тысяч рублей или 104,9 % к плановому назначению. При этом расходы бюджета составили 150649 тысяч рублей или 91,1 к плану20.
Доля финансовой помощи республиканского бюджета по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилась и составляет в 2003 году 77,5
Недоимка платежей в единый бюджет Ядринского района на 01.01.2003 года составила 981 тысяч рублей, по сравнению с 01.01.2002 года недоимка увеличилась на 3,3 % (950 тысяч рублей на 01.01.2002 года)21.
В районе имеются значительные резервы экономии бюджетных средств. При замене энергетического оборудования и проведения технических и организационных мероприятий экономия может быть более значительной.
Внастоящее время в районе действует единый бюджет, с 1 января 2006г. их 18 (17-сельских поселений, 1-городское). На баланс поселений будут передаваться объекты культуры, коммуникации (кроме электросетей и газопроводов).
Экономию
в расходах районного бюджета можно достичь
путем оптимизации бюджетной сети, приблизив
такие показатели развертывания бюджетной
сети, как функционирование одной койки,
наполняемость классов, нагрузка на одного
педагога и библиотекаря и других до нормативных,
а также применения экономически обоснованных
тарифов на коммунальные услуги, и недопущения
необоснованного их роста. Установка недостающих
приборов учета (тепла, воды, электроэнергии)
Этому будет способствовать качественное
и полное выполнение на территории района
ряда целевых республиканских программ.
Проблемы бюджетной политики:
-повышение доходности от использования муниципального имущества и собственности;
-оптимизация структуры бюджета и повышение эффективности использования финансовых ресурсов района.
Таким образом,
муниципальное образование согласно статьям
Устава (41,42,43), самостоятельно формирует,
утверждает и исполняет бюджет района.
Заключение
Создание эффективной системы местного самоуправления процесс длительный. Впереди предстоит еще большой объем правотворческой, финансово-экономической, организационно-методической работы в сфере местного самоуправления. Уже принятые нормативно-правовые акты составляют важную, но вместе с тем совсем не достаточную долю законодательства, так необходимого для эффективного, законного функционирования местного самоуправления в Чувашской Республике.
На основании проведенного исследования по теме «Устав муниципального образования и практика его реализации (на примере Ядринского района Чувашской Республики)» можно утверждать, что организационно-правовые основы местного самоуправления в России уже созданы. Однако, несмотря на это, функционирующая в стране система местного самоуправления все еще довольно далека от своей конституционной модели. Вследствие этого, возникает серьезная необходимость совершенствования федерального и регионального законодательства и нормативных правовых актов по вопросам дальнейшего совершенствования местного самоуправления. В развитии законодательства о местном самоуправлении имеются определенные недостатки. Анализ нормативно-правовой базы, опыт Ядринского района Чувашской Республики позволяют выработать следующие рекомендации:
Во-первых, продолжает оставаться экономическая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти.
Именно проблемы экономического характера являются в настоящее время основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления.
На федеральном уровне до сих пор не приняты законы, призванные обеспечить реализацию положений Конституции РФ о компенсации дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, о самостоятельном установлении органами местного самоуправления местных налогов и сборов, о порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и другие.
До тех пор, пока будет отсутствовать прочная материально-финансовая база развития местного самоуправления, и сохраняться экономическая зависимость органов местного самоуправления от федеральных и государственных органов власти, ни о какой полной самостоятельности местного самоуправления не может быть и речи.
Во-вторых, многие важные правовые нормы федеральных и республиканских законодательных актов о местном самоуправлении страдают неточностью, расплывчатостью, неоднозначностью содержания. Примером может служить статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Она определяет эти предметы вперемежку с полномочиями местного самоуправления, никак не отражая специфики деятельности органов местного самоуправления разных типов и уровней, ориентируясь главным образом на городское самоуправление.