Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:39, реферат
Краткое описание
В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — прикладная наука — промышленность. Таким образом, в восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может быть смертельным для реформ в науке. Происходит это потому, что крупная отечественная промышленность, как основной потребитель инноваций, не имеет ресурсов для переоснащения технологий и освоения новой продукции. Несовершенная нормативная база и налоговое законодательство не стимулируют инновацию, а отсутствие спроса на инновации делает ненужными исследования.
Содержание
Введение 1. Общая характеристика технопарков 1.1 Понятие технопарка 1.2 Классификация технопарков 2. Особенности функционирования технопарков в России 2.1 История появления технопарков 2.2 Основное отличие от иностранных технопарков 3. Перспективы развития технопарков в России 3.1 Роль государства в развитии технопарков 3.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков 3.3 Пути развития технопарков Заключение Список использованных источников
2. Особенности функционирования
технопарков в России
2.1 История появления технопарков
2.2 Основное отличие от
иностранных технопарков
3. Перспективы развития
технопарков в России
3.1 Роль государства в
развитии технопарков
3.2 Проблемы, связанные с
развитием технопарков
3.3 Пути развития технопарков
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сфера науки - часть общества,
и место этой сферы в иерархии приоритетов
общества зависит от того, насколько полно
результаты деятельности науки отвечают
запросам общества. Смысл реформирования
науки в самом общем виде состоит в том,
чтобы, во-первых, внимательно проанализировать
спрос на знания на современном этапе
в обществе и реформировать сферу науки
так, чтобы она полностью отвечала запросам
общества, и, во-вторых, если есть коллективы
ученых, которые производят знания, не
пользующиеся спросом общества, попытаться
сформировать спрос на эти знания.
У России сегодня нет более важной
цели, чем усовершенствовать экономику,
запустить производство, создав условия
для эффективного инновационного процесса.
Вот здесь мы непосредственно обращаемся
к научной сфере. Идеи, возникающие в сфере
науки должны очень быстро доходить до
сферы производства и превращаться в товар.
Мировой опыт показывает, что страны, желающие
стать лидером в избранной области техники
и технологии, начинают производить знания
в данной области у себя дома. Дело в том,
что необходимо иметь минимально короткий
инновационный цикл (время от рождения
идеи, знания до воплощения идеи в продукте),
а ускорить инновационный цикл удается
только за счет совместной работы ученых
и технологов.
В России в настоящее время разорвана
естественная цепь: фундаментальная наука
— прикладная наука — промышленность.
Таким образом, в восстановлении взаимодействия
в цепи "наука — производство", в
запуске ускоренного инновационного механизма
суть необходимых реформ науки. В настоящее
время создаваемые инновации не идут в
производство, и сохранение этой ситуации
может быть смертельным для реформ в науке.
Происходит это потому, что крупная
отечественная промышленность, как основной
потребитель инноваций, не имеет ресурсов
для переоснащения технологий и освоения
новой продукции. Несовершенная нормативная
база и налоговое законодательство не
стимулируют инновацию, а отсутствие спроса
на инновации делает ненужными исследования.
Для изменения ситуации необходимо
максимально быстро развивать малое предпринимательство
в науке и технологии. Зарубежный опыт
показывает, что этот производитель очень
динамичен, требует малых капиталовложений,
и многие крупнейшие корпорации мира на
начальной стадии развития относились
к малым фирмам. Именно малое предпринимательство,
как правило, берется реализовывать новые
рискованные идеи, кроме того, оно массовое,
т.е. ему нужно много разных идей. Наконец,
в малом бизнесе очень часто именно производитель
знания становится участником инновационного
превращения своей идеи в товар, и в результате
достигается кратчайший инновационный
цикл.
Таким образом, в нынешних условиях
надо сделать ставку на ускоренное развитие
малого предпринимательства, как на локомотив,
который не только потащит за собой промышленное
производство, но и быстро сформирует
спрос на знания, производимые в России
в сфере науки.
В этой связи очень интересен
опыт и технопарков как одной из наиболее
удачных форм интеграции науки и производства.
В данной работе будет рассмотрен мировой
опыт функционирования технопарков и
сравнение их с особенностями становления
этих зонтичных структур в России.
Объектом данного исследования
являются технопарки России.
Предметом исследования является
процесс функционирования и развития
технопарков.
Цель работы изучение особенностей
функционирования и развития технопарков
в России.
В процессе выполнения работы
были определены основные тенденции развития
технопарков, сформулированы основные
достоинства и недостатки в функционировании
российских технопарков, предложены пути
улучшения функционирования технопарков.
1. Общая характеристика
технопарков
1.1 Понятие технопарка
Технопарки — субъект научной
и инновационной инфраструктуры, осуществляющий
формирование условий, благоприятных
для развития производства в научно-технической
сфере при наличии оснащенной и экспериментальной
базы и высокой концентрации квалифицированных
кадров. Технопрки располагают специальной
инфраструктурой (здания, сооружения,
телекоммуникации); которая наряду с определенными
налоговыми льготами предоставляется
новым наукоемким фирмам.
Основными задачами создания
технопарков являются:
а) превращение знаний и изобретений
в технологии;
б) превращение технологий в
коммерческий продукт;
в) передача технологий в промышленность
через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
г) формирование и рыночное становление
наукоемких фирм;
д) поддержка предприятий в сфере
наукоемкого бизнеса.
Технопарки позволяют сформировать
ту экономическую среду, которая обеспечивает
устойчивое развитие научно-технологического
и производственного предпринимательства,
создание новых малых и средних предприятий,
разработку производство и поставку на
отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной
наукоемкой продукции.
Регион, способствуя созданию
и развитию технопарков, получает возможность
формирования и ускоренного развития
научно-производственной и социальной
инфраструктуры, привлечение в регион
высококвалифицированных специалистов,
поддержки и развития сектора экономики
и, в связи с этим, создания новых рабочих
мест.
Промышленным предприятиям
предоставляется возможность в полной
мере использовать потенциал научно-технического
комплекса региона для повышения конкурентоспособности
своей продукции, ускоренного внедрения
новых технологий, целевого отбора выпускников,
прошедших хорошую школу работы в малых
инновационных предприятиях, рисковых
фирмах.
Вузы и технологические НИИ
получают возможность предоставить своим
научным коллективам и отдельным ученым
условия для завершения исследований
и создания на их основе конкурентоспособной
научно-технологической продукции. При
этом формируется коллектив с участием
автора идеи, разработчиков, аспирантов
и студентов, которые в дальнейшем продолжают
работать в этом направлении и на производстве.
Такие коллективы на практике
овладевают навыками активной предпринимательской
деятельности, которая осуществляется
в условиях жесткой конкуренции в области
производства наукоемкой продукции. Парки
повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии
региона.
Интеллектуальный капитал и
физическая инфраструктура университета
служит определенным магнитом, притягивающим
и поддерживающим интересы промышленности
и предпринимательства, стремящихся получить
доступ к ресурсам, имеющимся только в
вузе (библиотеки, информационные возможности,
исследовательские лаборатории, специальное
оборудование, научные заделы, высококвалифицированные
преподавательские и научные кадры).
Первый технопарк появился в
США в 1949 году на базе Стэнфордского университета
(штат Калифорния). Идея была проста: сдать
участок университетской земли в аренду
действующим компаниям для размещения
там их научно-исследовательских подразделений,
которые объединялись с комплексом условий
для развития научных исследований и разработок
в областях передовых технологий из университетских
лабораторий и исследовательских групп.
Десятилетний опыт работы этого технопарка,
а также появившихся вслед за ним вузовских
технопарков, был столь успешным, что,
начиная с семидесятых годов, число технопарков
начало стремительно расти.
Технопарк служит для развития
наукоемких технологий, наукоемких фирм.
Это своеобразная фабрика по производству
средних и малых рисковых инновационных
предприятий. Одна из важнейших функций
технопарка - непрерывное формирование
нового бизнеса и его поддержка.
Учредителями научных парков”
в первую очередь являются университеты,
технические и иные вузы, научные и конструкторские
учреждения. Их вклад в создание “научного
парка” - научные идеи, фундаментальные
знания, изобретения, научное консультирование,
предоставление в распоряжение парка
прилегающей территории, помещения, оборудования,
библиотек и т.д.
Заинтересованы в создании технопарка
и промышленные предприятия, которые используют
его для решения технологических проблем,
поддержания конкурентноспособности.
Вкладом предприятий является финансовая
и материальная поддержка.
Начиная с 1990 года, вузовские
технопарки стали появляться в России.
Несмотря на сильные различия
в экономических условиях разных стран
имеется одна универсальная причина появления
технопарков в государственных вузах.
Эта причина кроется в том, что
для обеспечения наиболее благоприятных
условий для развития вузы создают многоканальные
системы финансирования своей деятельности.
Первой основной компонентой
этой системы является государственное
(федеральное) финансирование учебной
и научной деятельности.
Вторая компонента — это пополнение
бюджета вуза за счет ведения научных
исследований НИЧевская составляющая.
Основной задачей НИЧ является организация
научных исследований в различных областях
науки и техники. Такое положение вещей
было, есть и будет. Однако некоторые направления
исследований получают столь мощное развитие,
что требуют качественно новой экспериментальной
или даже производственной базы. Таким
образом, эти направления перерастают
рамки НИЧ и для своего дальнейшего развития
требуют образования юридического лица
— либо в форме НИИ, либо в форме УНЦ, либо
в форме малого предприятия. Объединение
подобных юридических лиц и создают технопарк.
Третья компонента — за счет
ведения образовательной деятельности
на коммерческой основе (коммерческий
прием, различные образовательные услуги).
Четвертая компонента — за счет
производственной деятельности технического
вуза (технопарк).
Пятая — по международным связям,
финансирования по международным программам,
спонсорская помощь и так далее.
Основу деятельности технопарка
составляет производственная деятельность.
Для решения специфических задач, связанных
с осуществлением этой деятельности создаются
отдельные юридические лица — малые предприятия.
Эти малые предприятия будучи изолированными
друг от друга попадают в довольно сложную
ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные
финансовые, технические, кадровые и прочие
возможности. По этой причине малые предприятия
имеют тенденцию к образованию объединений,
которые получили название — технологический
парк или, сокращенно, технопарк. Итак,
технопарк — это объединение малых вузовских
фирм, имеющее целью создание общей системы
экономико–правового обслуживания, технического
обслуживания, а также общей системы инвестиций
и общей системы ведения инновационной
деятельности. Иными словами, технопарк
— это дружественная среда, в которой
обеспечивается высокая выживаемость
малых вузовских фирм наукоемкого производства,
благоприятные условия для их развития.
1.2 Классификация технопарков
Технопарки - формы интеграции
науки с промышленностью - относятся к
разряду территориальных научно-промышленных
комплексов.
В развитии технопарков четко
прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда
возникло большинство “научных парков”
на их “родине” - в США - и появились зачаточные
их формы в западноевропейских странах
- Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е годы,
с начала которых стало формироваться
“второе поколение” технопарков в США
и Западной Европе, появились технопарки
и в странах, где их раньше не было (Японии
и других странах Дальнего Востока), многообразие
“парков” пополнилось новыми их разновидностями.
Технопарки можно условно свести
к трем моделям - американской (США, Великобритания),
японской (Япония) и смешанной (Франция,
ФРГ).
Американская модель
В США и Великобритании в настоящее
время выделяются три типа “научных парков”:
а) “научные парки” в узком
смысле слова;
б) исследовательские парки”,
отличающиеся от первых тем, что в их рамках
новшества разрабатываются только до
стадии технического прототипа;
в) инкубаторы”(в США) и инновационные
центры (в Великобритании и Западной Европе),
в рамках которых университеты “дают
приют” вновь возникающим компаниям,
предоставляя им за относительно умеренную
арендную плату землю, помещения, доступ
к лабораторному оборудованию и услугам.
Крупнейший из научных парков”
США - Стэнфордский. Он расположен на землях
университета, сдаваемых в аренду сроком
на 51 год “высокотехнологичным” компаниям,
взаимодействующим с университетом: в
последнем преподает много инженеров-исследователей.
Парк был объявлен заполненным в 1981 году
- 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний
- три главных учреждения геологической
службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett
Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”),
химические и биотехнологические.
Типичный пример “исследовательского
парка”, в котором на землях университета
находятся не предприятия и лаборатории
собственно промышленных компаний, а исследовательские
институты некоммерческого характера,
тесно связанные с промышленностью, - Центр
Иллинойского Технологического Института
(ИТИ), частный исследовательский центр
США с бюджетом около 68 млн. долларов в
год.
“Идеальный тип исследовательского
парка представляет собой старейший “научный
парк Шотландии - Хериот-Уоттский: это
единственный “научный парк” в Европе,
в котором разрешено только проведение
научно-исследовательских работ и запрещено
массовое производство.
С начала 80-х годов в западноевропейских
странах получила распространение новая
для этих стран разновидность технопарков,
ориентированная на нужды мелких высокотехнологичных”
предприятий, - инновационные центры, сходные
с американскими “инкубаторами”. Их задача
- соединять идеи и изобретения с капиталом
и предпринимателями, привлекать общественные
и частные фонды, чтобы обеспечить “стартовый
период” новым внедренческим компаниям.
Функции инновационных центров
охватывают различные стадии инновационного
процесса, в особенности стимулирование
перехода от экспериментального производства
к коммерческому освоению новой продукции.
Для этого не всегда требуется создание
новых компаний. Часто инновационные центры
оказывают исследователям-предпринимателям
помощь в продаже лицензии на новый продукт
уже действующим производителям.