Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:39, реферат
Краткое описание
В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — прикладная наука — промышленность. Таким образом, в восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может быть смертельным для реформ в науке. Происходит это потому, что крупная отечественная промышленность, как основной потребитель инноваций, не имеет ресурсов для переоснащения технологий и освоения новой продукции. Несовершенная нормативная база и налоговое законодательство не стимулируют инновацию, а отсутствие спроса на инновации делает ненужными исследования.
Содержание
Введение 1. Общая характеристика технопарков 1.1 Понятие технопарка 1.2 Классификация технопарков 2. Особенности функционирования технопарков в России 2.1 История появления технопарков 2.2 Основное отличие от иностранных технопарков 3. Перспективы развития технопарков в России 3.1 Роль государства в развитии технопарков 3.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков 3.3 Пути развития технопарков Заключение Список использованных источников
Но в этой сфере есть и немалое
количество проблем. Ключевыми проблемами
в государственной поддержке развития
технопарков является отсутствие надежной
правовой базы их создания и развития
(хотя сами понятия и признаки технопарков,
концепция и технология их создания уже
выработаны) и недостаточность материально-технической
и финансовой поддержки со стороны. Положение
также осложняется сложной экономической
ситуацией в стране, особенно высокими
налогами на производство и дороговизной
кредита.
В начале 2009 года Минкомсвязи
озаботилось ходом реализации госпрограммы
"Создание в Российской Федерации технопарков
в сфере высоких технологий". Снарядили
комиссию и отправили в регионы – проводить
ревизию. И, если в рамках госпрограммы
до 2010 года в стране должно было появиться
десять технопарков в девяти регионах,
то к настоящему моменту в надлежащем
виде – то есть с резидентами в виде IT-компаний
– не появился пока ни один.
Представитель Минкомсвязи
и поставил тяжелый диагноз госпрограмме:
"Технопарки развиваются не в направлении
высокотехнологичных отраслей. Большинство
технопарков находится на стадии составления
проектно-сметной документации. Самое
страшное, что ни один регион, участвующий
в программе, не имеет концепции и бизнес-плана
своего технопарка". У регионов совсем
нет понимания того, что такое технопарки
– к такому выводу пришла ревизионная
комиссия после двух лет работы госпрограммы.
Вот пример. В одной из областей (в какой
именно, сказано не было) в проекте технопарка
предусмотрели не только территории для
экспоцентра и гостиниц, но даже – страшно
сказать – место для кладбища. Вышла неплохая
аллегория. Все действительно очень грустно.
За два года, что действует программа,
из федеральной казны было потрачено 3,5
млрд. рублей. Еще примерно столько же
– из региональных бюджетов. В Минкомсвязи
сознают, что деньги были потрачены нецелевым
образом. По их словам, возникает ощущение,
что деньги ушли только на изготовление
красивых презентаций. Ответственность
за потраченные впустую порядка семи миллиардов
рублей никто не понесет. "Мы сами виноваты
в том, что не разъяснили регионам, что
им нужно построить", - объяснил чиновник.
Теперь кураторы программы претендуют
на следующий транш. Но из-за кризиса финансирование
сократят на треть. Из трех миллиардов
рублей, предусмотренных госпрограммой
на строительство технопарков, в 2009 году
потратят 1 млрд 92 млн. Пока эти деньги
попридержат. Чтобы претендовать на них,
регионы-участники программы все-таки
должны предоставить бизнес-план и концепцию.
В то, что регионы справятся
с этой задачей самостоятельно, власти
не верят. В течение месяца в недрах Минкомсвязи
будет разработан типовой бизнес-план.
А регионам останется подставить нужные
цифры. И заодно поумерить аппетиты в освоении
площадей застройки. Дело в том, что Минкомсвязи
уличило регионы не только в нецелевом
расходовании средств, но и в желании освоить
большее количество земель, чем требует
проект. Самый минимальный участок, отведенный
под технопарк 60 га. Доходит и до 300 га.
А оптимальная площадь для технопарка
– 10 га, считают в министерстве. Заметим,
что "Парк высоких технологий", что
строится в Белоруссии и уже имеет под
сотню резидентов (в том числе российских),
расположится на 50 га. На вопрос - изучался
ли опыт Белоруссии, источник в Минкомсвязи
ответил: "По крайней мере, такая задача
ставилась". По его словам, цель состоит
в создании "энного количества Силиконовых
долин". Другой чиновник упорно путал
Дубну (где создание особой экономической
зоны находится в зачаточном состоянии)
с Лобней, и когда ему на это указали, беспечно
заметил, что "географически мы их не
разделяем". По словам одного из источников
информационного агентства «Инвестиции
Банки Консалтинг» (ibk.ru), решено создать
Федеральный закон "О технопарках".
Первые очертания нового законопроекта
появятся лишь к концу 2009 года. Впрочем,
он сразу предположил, что никто никуда
не опаздывает, так как денег в стране
на данный момент все равно нет.
Следует прийти к следующему
выводу. Спустя два года, власти, наконец,
осознали, что провалили проект создания
технопарков. По мнению информационного
агентства «Инвестиции Банк Консалтинг»,
главное, ради чего тратятся деньги на
технопарки, возможность обеспечить компании-резиденты
технопарков заказами. Правда, следует
отметить, что сами IT-компании считают
иначе. Им кажется, что технопарки генерируют
рабочие места. Что идея их создания заключается
в концентрации на определенной территории
компаний, специализирующихся в одной
области и обладающих инновационным потенциалом.
Не помешают и комфортные условия работы,
льготные ставки аренды и, само собой,
развитая инфраструктура.
3.2 Проблемы, связанные
с развитием технопарков
Технопарки могут быть эффективной
формой организации индустрии высоких
технологий. Это подтверждает многолетний
зарубежный опыт. В Индии, Китае, Европе
и США технопарки существуют не одно десятилетие.
Хотя они отличаются друг от друга, у них
есть и общие черты: отдельная территория
с хорошей инфраструктурой и особые правила
ведения бизнеса. Это касается таможенных
пошлин, налоговых сборов, операций с валютой,
порядка создания и регистрации фирм.
Плюс льготные цены на аренду и покупку
офисов и производственных помещений.
При удачном стечении обстоятельств такие
образования могут дать дополнительный
эффект и за счет взаимодействия участников.
О том, что технопарки нужны
в России, заговорили давно, более пятнадцати
лет назад. Они даже появились, но оказались
скорее не технопарками, а «инкубаторами».
Характерный пример такого образования
— Научный парк МГУ. В целом этот проект
стал успешным. Но идея «инкубатора» в
том, чтобы создать льготные условия для
молодых, только возникших бизнесов, дать
им возможность набраться сил для независимого
существования. Оперившиеся «птенцы»
должны покидать инкубатор и освобождать
место для следующего поколения новичков.
На самом деле этого не происходит. Многие
из числа первых питомцев парка до сих
пор там и остаются. Конечно, ротация есть,
но освободившиеся места заполняются
в основном по знакомству, а не на основе
открытого конкурса.
Подобные «инкубаторы» появились
и в других городах, обычно тоже по соседству
с крупными вузами или институтами, но
заметного импульса к развитию высокотехнологичного
бизнеса не дали. Скорее, они превратились
в офисные центры с умеренной арендной
платой и некими обязательствами по отношению
к приютившему их вузу. Кроме того, все
технопарки имеют естественные ограничения
по площади, так как размещены на территории
других организаций и не предполагают
строительство жилья. Площадь технопарка
в Зеленограде составляет 11,5 тыс. кв. м
(в том числе 10 тыс. кв. м производственных
помещений), Научный парк МГУ — 11 тыс. кв.
м, «Курчатовский» около 20 тыс. кв. м. Если
их и можно расширить, то незначительно.
В развитии российской ИТ-индустрии
«инкубаторы» не сыграли заметную роль.
Они нужны, но этого явно недостаточно.
На новом этапе развития отрасли и страны
возникла мысль, что хорошо бы вернуться
к технопаркам, но уже на другом, более
масштабном уровне. К этому подталкивает
несколько обстоятельств.
а) потребности компаний
Сейчас перед многими ИТ-компаниями
Москвы и Петербурга стоят две трудноразрешимые
проблемы. Первая — острая нехватка кадров:
дефицит достигает 30% и более. Местные
кадровые ресурсы практически исчерпаны
и только перераспределяются между фирмами,
при этом зарплата специалиста при каждом
переходе повышается. Источником кадров
остаются регионы. В условиях дефицита
и дороговизны жилья привлечение специалистов
из других городов России и стран СНГ создает
дополнительные трудности: зарплата вырастает
на цену аренды квартиры, а компания-наниматель
должна заниматься решением иммиграционных
вопросов. Вторая проблема — нехватка
помещений и высокая стоимость аренды
офисов. Эти факторы отрицательно сказываются,
в частности, на позициях наших экспортеров
ПО, которые теряют свое преимущество
в ценах. При сохранении существующих
тенденций ситуация может стать критической,
и руководители заинтересованных компаний
это понимают.
Небольшие фирмы предпочитают
концентрировать свои ресурсы в одном
месте, дабы не терять время и средства
на организацию удаленной работы. Характерно
высказывание Виктора Вайнштейна, генерального
директора компании «Аплана»: «Мы заинтересованы
в участии в подобных проектах при соблюдении
трех условий: среднерыночные или более
низкие цены за аренду, хорошая коммуникационная
инфраструктура и близость к мегаполису,
в нашем случае к Москве».
Для компаний, чей бизнес далек
от экспорта, идея участия в технопарках
еще менее актуальна. Многие топ-менеджеры
фирм, занимающихся системной интеграцией,
не слышали о технопарках, хотя от удобных
и недорогих офисных площадей, конечно,
не отказались бы.
б) потребности страны
О необходимости развития ИТ-отрасли
в Росии заговорили на государственном
уровне уже достаточно давно. Приблизительно
в 2004, появились грандиозные планы на годы
вперед. Отчасти, видимо, принесли плоды
многолетние попытки объяснить правительству,
что выгодно продавать не только сырье,
но и продукцию умственного труда. Но более
весомым аргументом послужил рост объемов
экспорта ИТ-продуктов и услуг. Когда он
превысил полмиллиарда долларов в год,
Министерство информационных технологий
и связи заметило, что это уже сравнимо
с экспортом автомобилестроения и лишь
незначительно уступает объему экспорта
наиболее развитых машиностроительных
отраслей. Появилось желание эту отрасль
развить, в том числе и при помощи технопарков.
Есть и другая сторона дела.
Все больше отраслей экономики попадает
под государственный контроль, и уровень
этого контроля растет. Разработку ПО
контролировать сложнее, чем другие виды
деятельности. У некоторых экспортеров
ПО возникает ощущение, что как раз поиском
таких возможностей соответствующие государственные
службы и заняты.
Основной проблемой развития
технопарков в России является то, что
нет определенной правовой базы по созданию
и развитию технопарков. Данная отрасль
в нашей стране появилась гораздо позднее,
чем во многих других, что говорит о недостаточном
опыте и нехватки необходимых знаний.
Окончательная технология организации
технопарков уже существует, правда, по
мнению многих экспертов, она очень расплывчатая
и неопределенная. В принятой Концепции
развития ИТ-отрасли в качестве одной
из мер по формированию институциональных
основ рынка ИТ называется создание технопарков,
«обеспечивающих возможность формирования
критической массы специалистов и предоставления
им телекоммуникационных услуг необходимого
качества по доступной цене». Оговорено,
что технопарки могут размещаться в технико-внедренческих
особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным
режимом налогообложения и ведения предпринимательской
деятельности. Это важный шаг, поскольку
ранее представители Мининформсвязи отрицали
саму идею того, что где-либо размещенные
фирмы получат какие-то налоговые льготы.
Средства для создания инфраструктуры
получают в основном из федерального бюджета,
из уже принятых программ, в том числе
из Программы развития наукоградов. Для
этого некоторым городам еще предстоит
такой статус получить. Стоит отметить,
что средства из Программы развития наукоградов
сейчас используются менее чем на 50%. На
что именно они будут потрачены, формулируется
достаточно расплывчато, и эффект не всегда
очевиден. Создание технопарков позволит
получить реальный, осязаемый результат.
Но уже сейчас на один и тот же источник
финансирования претендует несколько
проектов. «Нельзя стартовать одновременно
во многих местах, нельзя распылять ресурсы,
да и нет потребности сразу в нескольких
парках», — считает Лощинин. Валентин
Макаров, напротив, полагает, что не нужно
пытаться создать «российский Бангалор»,
плодотворней будет развивать небольшие
парки во многих городах, чтобы задействовать
потенциал различных научных центров.
В концепции «Руссофт» предлагается дать
возможность фирмам постепенно выкупить
здания парка, чтобы наконец получить
собственную недвижимость, что позволит
привлекать кредиты. Эта идея подходит
не всем, поскольку требует слишком больших
инвестиций.
Некоторые проекты технопарков
инициированы конкретными ИТ-компаниями
и связываются общественным мнением именно
с ними. Недоверие велико, и сильны подозрения,
что фирмы просто попытаются решить свои
проблемы за государственный счет.
Очень важна позиция крупных
западных вендоров, поскольку именно они
сыграли решающую роль в становлении подобных
парков в других странах и без них масштабные
начинания в России вряд ли могут состояться.
Например, Intel и Boeing проявляют интерес
к Российскому центру программирования
(РЦП) в Дубне, хотя о прямых инвестициях
тоже пока речь не идет. Другие западные
компании, такие, как EMC, Oracle и Computer Associates,
по словам руководителей их российских
представительств и топ-менеджеров европейского
уровня, пока не собираются инвестировать
в развитие своих центров в России. Причины
у всех одинаковы: нестабильность экономики,
сложность ведения дел. Видимо, это останавливает
и грандов мировой индустрии, не связанной
непосредственно с ИТ. Авиационные, автомобильные,
энергетические корпорации успешно работают
в технопарках других стран. В России же
компания Boeing уже столкнулась с нехваткой
кадров, способных работать с CAD-системами.
Нужны масштабные действия по переподготовке
инженеров, и здесь тоже требуется государственный
подход.
Не всегда ясно, кто же в данном
проекте «заказчик», кто координирует
всю работу. Парадоксальная ситуация складывается
в Черноголовке. С одной стороны, Cognitive
Technologies в 2001 году вложила 3 млн. долл., создала
в городе дочернюю компанию и разрабатывает
нишевое ПО для спорта и численного моделирования
сложных физических процессов. В этом
году оборот составил 12 млн. долл. Непонятно,
почему этот проект надо называть технопарком,
если никаких конкретных предложений
другим участникам рынка нет. С другой
стороны, в той же Черноголовке завод ЭЗАН
выполняет заказы для NEC и Tellabs, привлек
финансирование японских гигантов Mitsui
и Sumitomo, контактов с ним ищут московские
разработчики, казалось бы — вот он, реальный
образец интеграции, использования научного
потенциала, опыт привлечения инвестиций.
Но такой опыт не изучается, и новые возможности
не изыскиваются.
Администрации Троицка и Дубны
много делают для реализации проектов
технопарков в своих городах, но есть функции,
которые они выполнять не могут. Например,
массовое привлечение сотрудников в РЦП.
В течение нескольких лет в Дубну планируется
пригласить тысячи программистов, в основном
из крупных сибирских и закрытых городов,
в том числе Омска, Томска, Казани, Воронежа,
Бишкека. Этим заняты заинтересованные
компании, но если есть серьезное намерение
сдвинуть с места тысячи людей, нужны государственные
гарантии и масштабные усилия.
Нужно отметить, что в крупных
региональных центрах далеко не все в
восторге от идеи создания многотысячных
коллективов программистов в Подмосковье.
Это не нравится администрациям, поскольку
подрывает основу возможного экономического
роста в самих городах (как в Томске, например),
да и потенциальные сотрудники (а таких
Luxoft насчитал по всей стране 50 тыс. без
учета выпускников вузов) хотят большей
уверенности в будущем.