Функционирование и развитие технопарков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:39, реферат

Краткое описание

В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — прикладная наука — промышленность. Таким образом, в восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может быть смертельным для реформ в науке.
Происходит это потому, что крупная отечественная промышленность, как основной потребитель инноваций, не имеет ресурсов для переоснащения технологий и освоения новой продукции. Несовершенная нормативная база и налоговое законодательство не стимулируют инновацию, а отсутствие спроса на инновации делает ненужными исследования.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика технопарков
1.1 Понятие технопарка
1.2 Классификация технопарков
2. Особенности функционирования технопарков в России
2.1 История появления технопарков
2.2 Основное отличие от иностранных технопарков
3. Перспективы развития технопарков в России
3.1 Роль государства в развитии технопарков
3.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков
3.3 Пути развития технопарков
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

менедж.docx

— 260.22 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные характеристики западных технопарков, признаки их неудач и успеха [3].

Американский опыт.

Согласно аналитическим материалам американских экспертов, чрезмерная реклама технопарков сформировала мнение, что им "автоматически" сопутствует успех. Однако, существует много фактов, свидетельствующих о неудачах этих структур. Слишком часто учредители полагают, что деньги, земля или здание обеспечат непременный успех технопарка или инкубатора бизнеса. На деле технопарки требуют грамотных и преданных идее людей. Без таких людей, представляющих региональные и федеральные органы власти и управления, университеты и, что наиболее важно, бизнес, все усилия будут затрачены впустую.

Более 50% потерпевших крах парков столкнулись с непреодолимыми трудностями, едва приступив к деятельности. Существование еще 25% находится под вопросом. Они живут без всякого смысла и надежды на успех. Только четверть исследовательских парков заслуживают признания в качестве процветающих с точки зрения общепринятых критериев успеха, таких, например, как количество новых фирм и создание рабочих мест.

Например, парк Исследовательский треугольник переживал полосу неудач на протяжении 10 лет. Лишь немногие проекты такого типа могли позволить себе так долго балансировать на грани краха. Только после того, как фирма "Ай Би Эм" решила основать в парке свое отделение, Исследовательский треугольник стал подавать признаки жизни. Парк - дело долговременное и требует долгосрочных обязательств от всех участников.

В 95% случаев дело не доводится до конца, что, между прочим, абсолютно необходимо. Клиентские фирмы многих парков и инкубаторов вдруг обнаруживают, что купили "кота в мешке". Обещания организовать им сотрудничество и поддержку со стороны органов власти, федеральных лабораторий, университетов и других компаний оказываются пустым звуком. Проблема не в том, чтобы организовать такое сотрудничество, а в том, что в погоне за имиджем на этапе организации парка часто раздаются невыполнимые обещания.

Главным критерием успеха технопарка может быть финансовая жизнеспособность. Многие научные парки создаются ради получения университетом и (или) другими учредителями прибыли от коммерческого использования недвижимости. Такие парки стараются достигнуть, по крайней мере, состояния безубыточности. Но обычно это состояние не достижимо в короткие сроки. Если в перке нет нескольких "якорных" фирм, дотируемой земли и прочих льготных условий, то можно быть абсолютно уверенным что, в соответствии с обычной деловой практикой, он будет испытывать финансовые трудности на протяжении 5-10 лет.

Поэтому учредители должны с самого начала ясно определить, в чем, собственно, состоит жизнеспособность и каковы механизмы ее достижения в первый период развития технологического парка или инкубатора бизнеса.

Существуют еще 4 важных критерия успеха технопарка, которые включают:

- разработку наукоемких  технологий;

- укрепление местной  экономики;

- повышение роли  университета;

- развитие бизнеса  за счет упрочения конкурентоспособности  каждой отдельно взятой фирмы.

В этой связи интересны исследования американской консалтинговой фирмы "АДЛ", которая еще в начале 90-х годов по заказу властей штата Нью-Йорк изучила деятельность университетских исследовательских парков не только Нью-Йорка, но и других штатов. Исследованию подверглись 5 процветающих парков:

- Исследовательский  парк центральной Флориды, г.Орландо;

- Рэнселлеровский технологический парк, г.Трой, штат Нью-Йорк;

- Научный парк  Нью-Хейвена, Коннектикут;

- Университетский  научный центр в Филадельфии;

- Университетский  исследовательский парк в Шарлоте, Северная Каролина.

Был также изучен опыт деятельности Корнельского центра бизнеса и технологий и оценены возможности создания университетских парков в Бинхэмптоне, Буффало, Нассау-Саффолке, Рочестере и Сиракузах.

Результаты исследований были представлены в виде рекомендаций для властей штата Нью-Йорк относительно повышения эффективности финансирования и поддержки исследовательских парков и инкубаторов бизнеса. В качестве ключевых критериев успеха исследовательских парков были выделены:

1. Хороший организационный  менеджмент, включающий 6 составляющих:

- Поддержка  со стороны местных органов  власти и управления. Проблема отчасти вызвана тем, что многие университеты склонны считать, что могут организовать парк или инкубатор в одиночку, когда же они понимают, что одни не могут справиться, они поворачиваются спиной к парку.

- Правильно  выбранная организационно-правовая  форма. Эта форма не должна создавать проблем ни с правами интеллектуальной собственности, ни с расширением площадей инкубатора, ни с услугами коллективного пользования. С самого начала все юридические вопросы должны быть тщательно проработаны, иначе они быстро погубят проект.

- Небюрократический  менеджмент. Большинство людей, пришедших к управлению парками и инкубаторами, никогда ранее не были менеджерами, а управление в этом случае имеет особую специфику, требует от менеджера множества знаний, способностей, нетрадиционных подходов к управлению.

- Преданная  делу команда менеджеров. Если команда не преданна делу, то пару лет спустя, когда парк все еще будет испытывать трудности периода становления, она полностью распадется.

- Хорошие  отношения с университетом. Для достижения успеха нужно иметь поблизости от парка один или несколько университетов, исследовательских клиник или федеральных лабораторий, предоставляющих в распоряжение парка специализированные помещения и оборудование для их коллективного использования клиентскими фирмами.

- Хорошие  рабочие отношения с общественным  сектором экономики. Для парка важна непрерывная общественная, финансовая и техническая поддержка.

2. Правильный выбор места расположения парка, качественное планирование его физической инфраструктуры. По мнению экспертов, для инкубаторов и исследовательских парков расстояние играет абсолютно критическую роль. Кроме того, не менее важна и гибкость. В генеральных планах инкубаторов обычно не учитываются вопросы обеспечения гибкости, достаточной для развития в перспективе. В конце концов инкубаторы или исследовательские парки похожи на любые многоофисные здания. Они должны располагать адекватной системой основных услуг, которые требуются всем. Но они должны иметь нечто особо привлекательное для наукоемких фирм, например, телекоммуникационные услуги, лаборатории коллективного пользования и пр. Иными словами, им нужно иметь нечто большее по сравнению с другими фирмами, проводящими НИОКР.

3. Маркетинг. Не обладая точной информацией, люди часто полагают, что существует огромный спрос на исследовательский парк. Им кажется, что если они назовут свой проект исследовательским или технологическим парком, повесят красивую вывеску и разобьют красивый парк, то со всех сторон к ним слетятся фирмы высоких технологий. Надо понимать, что здесь также существует суровая конкуренция. Важно иметь четко определенную и целенаправленную маркетинговую стратегию, иначе учредители могут потратить много денег, из которых им вернется лишь малая толика. Эксперты считают, что проект исследовательского парка или инкубатора должен быть заморожен, если ему не удалось привлечь ни одного серьезного клиента. Без "якорного" клиента проект чаще всего обречен на гибель, поскольку его руководители, в конце концов, придут к выводу, что "никакой деятельности нет и в ближайшем будущем не предвидится". О проекте забудут. "Якорная" фирма не обязательно должна быть известной. Это может быть федеральная лаборатория, центр космической или промышленной технологии. "Якорная" фирма может возникнуть в ходе слияний и поглощений.

4. Финансирование. Финансовая стабильность и прибыльность на практике достигается значительно труднее, чем это кажется на первоначальном этапе становления парка. Например, заполнение площадей идет медленнее, чем ожидалось. Поэтому необходимо управлять риском и заранее предусматривать финансовую ситуацию.

Европейский опыт.

Научный парк, технологический парк - эти термины в Европе стали употребляться с начала 80-х годов в период всемирного экономического кризиса. Со временем было создано множество моделей. Их многообразие отражается уже в терминологии: исследовательский парк, научный парк, технологический парк, инновационный центр, инкубатор бизнеса и т.д. Все они являются продуктами системы свободного предпринимательства, поэтому не стоит удивляться такому многообразию. Их объединяет одна общая черта: клиентские фирмы концентрируются в одном месте, на определенных площадях (в бывших казармах, заброшенных фабриках или во вновь построенных зданиях). С точки зрения занимаемых площадей такая концентрация дает клиентам определенные шансы, но она же несет в себе особый риск.

В настоящее время на территории прежней Федеративной Республики, например, находится около 100 технологических центров, в которых действует около 2000 фирм и создано примерно 20000 рабочих мест. В пяти землях бывшей ГДР с 1990 года создано 14 технологических центров, клиентами которых являются приблизительно 225 фирм, создавших более 1000 рабочих мест.

В большинстве случаев клиентские фирмы этих технопарков реализуют разные технологические идеи. Эти фирмы могут иметь различные размеры и отраслевую принадлежность. Их основателями могут выступать сотрудники университетов, они могут быть выкуплены у владельца идеи (технологии) или действовать как совместные предприятия. Ведущий принцип - успешное развитие бизнеса и увеличение занятости в регионе или городе. Основные учредители - региональные органы власти и управления и местные научные, финансовые, деловые круги.

По мнению немецких экспертов, можно выделить 3 фактора, определивших успех этих производственных структур:

1. Энергичность  местных и региональных органов  власти и управления.

2. Заинтересованность  местной промышленности.

3. Наличие университета  или другого вуза, обеспечивающего  техническое образование.

Как показывает немецкий опыт, для обеспечения успеха деятельности технопарка необходимо чтобы он отвечал минимальным требованиям к собственному географическому местоположению и размещению клиентских фирм. Наиболее важными для клиентов факторами являются возможность размещения в гибко перестраиваемых помещениях, стандартный набор удобств и оборудования, неформальное общение и способность парка дать фирме престиж.

Типичный клиент технопарка - это малое предприятие, очень часто основанное одним или двумя учеными, покинувшими университет, к которым в качестве работников присоединились их молодые друзья. Эти предприятия, как правило, не имеют сколь-нибудь серьезного опыта в бизнесе, но компенсируют этот недостаток личным энтузиазмом. Работе по найму в другом городе или регионе они предпочитают независимость и предпринимательскую автономность в родном городке. Большинство клиентских фирм этого типа - фирмы обслуживания или субподрядчики, предлагающие промышленности наукоемкую продукцию.

Критическим фактором успеха научного парка немецкие эксперты считают наличие тщательно подобранной и квалифицированной команды менеджеров.

Какова же общая картина деятельности научно-технологических парков на сегодняшний день в мире?

Ответ на этот вопрос нам позволяют получить результаты исследований, выполненных экспертами Международной Ассоциации Научных Парков (IASP). Эта организация объединяет 268 ассоциативных членов (научных и технологических парков) из 64 стран мира. Исследования выполнялись экспертами ассоциации во втором полугодии 2002 года среди научных и технологических парков (НТП) различных стран мира. Данные анализировались в феврале-апреле 2003 года [4].

Основной вывод данных исследований - это сохранение тенденции роста числа технопарков в мире. Более 30% НТП были созданы в 80-е годы, 48% - в 90-е годы, а 18% действующих в настоящее время технопарков созданы только за последние 3 года.

Размеры существующих технопарков.

Для целей исследования под общей площадью технопарка понималась общая площадь занимаемого парком земельного участка. Сюда входят участки земли, уже оборудованные необходимой инфраструктурой для немедленного или будущего строительства зданий, плюс зеленые зоны, автостоянки и т.д.:

- малые - до 20 га

- средние - 20-60 га

- большие - 60-100 га

- очень большие - более 100 га.

Оказалось, что половина НТП в мире - это малые парки. Малые парки расположены, в основном, в университетских городках. Среди тех парков, которые расположены за пределами университетских городков, процент больших и очень больших парков выше.

Важными элементами имиджа НТП являются генеральные планы и качественная ландшафтная архитектура. Исследователи задались целью определить, насколько "зелеными" являются действующие в мире научно-технологические парки.

Под зеленой зоной понимаются все зоны (отведенные под деревья и растительность, сады, пруды и пр.), которые не являются ни участками под здания, ни аллеями, дорогами, автостоянками и т.п. Учитывались как зеленые зоны общего пользования, так и частные, принадлежащие частным фирмам или организациям парка.

Обследование позволило сделать следующие выводы:

- 23% НТП имеют зеленые зоны, которые занимают только 15% их общей площади (недостаточно зеленые НТП)

- 35% НТП имеют зеленые зоны 15-30% общей площади (достаточно зеленые НТП)

- 16% НТП имеют зеленые зоны 30-50% общей площади (зеленые НТП)

- 23% НТП имеют зеленые зоны свыше 50% общей площади (очень зеленые НТП).

Расположение технопарков.

Оказывается, что мировые технопарки - это, в основном, городской феномен: 75% из них расположены в городе; 24% - за городом, но на удалении от него не более 25 км., и только 1% технопарков расположен на расстоянии свыше 25 км от городского центра. (Обычно это парки, нацеленные на пищевую промышленность или на переработку продукции сельского хозяйства).

В Европе ситуация у целом представлена таким же распределением, хотя между европейскими зонами имеются некоторые отличия. Например, не городские НТП имеются только в Скандинавии (что объясняется наличием больших территорий со слабой плотностью населения). Центральная и Южная Европа - это зоны с более высоким процентом городских НТП.

Если же оценивать масштабы города, то окажется, что 44% НТП в мире расположены в малых городах.

В Европе процент НТП в малых городах приближается к 53%. В Центральной Европе эта цифра даже еще выше, что логично, поскольку это регион с большой городской плотностью.

Информация о работе Функционирование и развитие технопарков в России