Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"
В-чвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.
В-пятых, отмечено, что в группе
человек гораздо в большей
мере склонен принимать риск,
чем в ситуации, когда он действует
один. В ряде случаев эта
Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень проявления.
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей.
Причины конфликта - это явления, события,
факты и ситуации, которые предшествуют
конфликту и при определенных
условиях деятельности субъектов социального
взаимодействия (работников организации)
вызывают его. Важно заметить, что
конфликт возникает, если есть предпосылки
(явления, факты) конфликта и при
определенной деятельности работников
организации. Т.е. основной источник конфликта
руководитель должен искать не в объективных
обстоятельствах, а в том, как
эти обстоятельства реализуются
его подчиненными. Например, ограниченные
ресурсы сами по себе не могут вызвать
конфликт, пока не будут вовлечены
в процесс социального
Можно выделить следующие
универсальные причины
- распределение ресурсов.
- взаимозависимость
- типы организационных структур. Пример - матричная структура управления, в которой умышленно нарушается принцип единоначалия.
- расхождение в целях.
- плохие коммуникации. Самые распространенные проблемы передачи информации - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников, а так же предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать и донести до сведения подчиненных точное описание их должностных обязанностей.
По своим последствиям конфликты бывают двух типов: конструктивные и деструктивные.
Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сама их причина. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то он становится деструктивным.
Любой конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления в целом.
Последствия конфликта определяются тем, насколько эффективным будет управление конфликтом, т.е. напрямую зависит от деятельности руководителя.
Разделяют положительные и отрицательные последствия конфликтов. К первым относят:
1. Проблема решается таким путем,
2. Стороны больше расположены
к сотрудничеству в
3. Конфликт помогает выявить скрытые проблемы, выслушать разнообразные точки зрения.
4. Конфликты ведут к перестройке
существующих и образованию
5. Конфликты стимулируют
Отрицательные последствия:
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, текучесть кадров, снижение производительности.
2. Меньшая степень
3. Сильная преданность человека
к группе и увеличение
4. Противопоставление своих
5. Уменьшение взаимодействия
6. Придание большего значения
победе в конфликте, чем
Исходя из положительных последствий конфликта: часто их лучше регулировать, а не подавлять.
По источникам возникновения: конфликты интересов, ценностей, идентификации.
По социальным последствиям: успешные, безуспешные, созидательные, разрушительные.
По масштабности: локальные, региональные, межгосудар., глобальные, микро, макро, мега.
По формам борьбы: мирные, немирные.
По отношению субъектов
По использ. сторонами тактики: сражение, игра, дебаты.
По отношению к отдельному субъекту: внутренний, внешний.
По характеру: объективные, связан с реальными проблемами и недостатками; субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и потупков.
По последствиям: конструктивные(рациональное преобразование), деструктивные (разрушение организации).
Развитие конфликта от возникновения до решения следует подразделять на шесть этапов.
На этапе 1 «Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта» зарождается конфликт, выявляются мотивы конфликтующих сторон.
Этап 2 «Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт» позволяет вскрыть истинную причину возникновения конфликта.
На этапе 3 «Поиски возможных вариантов решения конфликта» конфликтующие стороны осуществляют поиск всевозможных вариантов реальных путей урегулирования конфликта, наиболее подходящих для возникшей ситуации.
Этап 4 «Разработка и выбор вариантов решения конфликта» направлен на выбор и разработку наиболее реальных вариантов урегулирования конфликта, приемлемых для обеих противоборствующих сторон.
На этапе 5 «Процесс урегулирования конфликта» происходит реализация разработанных вариантов урегулирования конфликта.
Этапом 6 «Завершение процесса урегулирования конфликта» заканчивается процесс урегулирования конфликта, противоборствующие стороны признают, что конфликт исчерпан, отношения между ними сохраняются.
С этапами связаны фазы конфликта, которые следует подразделять с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Наиболее точно динамику конфликта характеризуют следующие фазы конфликтной стадии: 1) начало конфликта, 2) развитие конфликта, 3) пик конфликта, 4) затухание конфликта, 5) прекращение конфликта, 6) урегулирование конфликта. При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться. После фазы «затухание конфликта» (первый цикл) или даже «прекращение конфликта» (второй и третий циклы) может начаться фаза «развитие конфликта» с прохождением фаз пика, затухания, прекращения конфликта, затем может начаться следующий цикл и т.д. При этом с каждым циклом пик конфликта становится все выше, степень остроты и интенсивности увеличивается, а длительность фаз может расти и возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются и его становится все трудней урегулировать. Циклы повторяются до тех пор, пока конфликт не будет решен.
Для того чтобы в компании были разрешены существующие конфликтные ситуации, необходимы следующие мероприятия:
1. Налаживание контакта между
коллективом и руководством. Стремление
руководство к диалогу со
2. Руководство должно
3. Для того чтобы, не
было опозданий на работу и
прочих нарушений трудовой
4. Должна быть усовершенствована
система подбора персонала.
5. Необходимо выделить средства
и организовать рабочие места
сотрудников, обеспечить их
6. Должна быть организована
система мониторинга рынка, на
котором работает компания. Или
же принят специальный человек,
7. Несомненно, что должна
быть пересмотрена
8. Повышать уровень мотивации
персонала, путём разработки
9. Обязательным мероприятием
является поднятие
Для этого необходимо устраивать совместные мероприятия:
- тренинги;
- семинары;
- обучение персонала;
- спортивные мероприятия;
- выезды на природу и др.
В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
планирование социального
информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
наличие простой и доступной
пониманию каждого системы
адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики:
соперничество,
приспособление
и три производные тактики:
уклонение,
компромисс,
сотрудничество.