Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:34, шпаргалка
Ответы к экзаменационным билетам по менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме
Билет 2.
Процесс управления предприятием сферы сервиса и туризма имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли. Английское слово «менеджмент» (management) принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель».
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах.
Существует несколько подходов к содержанию понятия менеджмент:
Практическая
реализация менеджерами
Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.
В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей, путем применения менеджером как своих личных способностей и таланта, так и сложившейся методологии управления. Другими словами, менеджмент — это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.
Управление включает три аспекта:
Сущность менеджмента
туристского предприятия
Менеджмент в СКСиТ следует понимать как управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в индустрии сервиса и туризма.
Управление в
сфере сервиса приобретает ярко
выраженные особенности, которые позволяют
выделить его специфику. Производственно-
Управление в
сфере сервиса подчинено
Билет 3.
Основная цель управления – достижение высокой эффективности деятельности предприятия тур. индустрии, лучшее использование туристско-рекреационных ресурсов регионов и ресурсных потенциалов тур. индустрии.
Управленческие задачи включают определение направлений деятельности по таким функциям управления, как планирование, организация, мотивация, контроль. В системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
Задачи управления предприятием:
Билет 4.
Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:
1) общее управление
(установление нормативных
2) управление
структурой предприятия (его
3) конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными.
Общие функции управления были сформулированы в 1916 г. Анри Файолем: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
Планирование — это один из первых этапов процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.
Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Организационный этап — это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.
Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы. Менеджмент предприятия сферы сервиса и туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию потребителей услуг и мотивацию трудовых отношений. Рассмотрим мотивацию потребителей услуг на примере туристской сферы. Мотивы путешествий — это причина, цель поездки, информация о которой необходима прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами. Мотивация трудовых отношений — это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются: стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов; собственно мотивирование, то есть создание у работников внутреннего побуждения к труду.
Сущность функции координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствовании установленного режима работы. Цель координации — установление взаимодействия в работе производственных подразделений. Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи ,которая позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.
В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном уровне. Различают три вида контроля.
Предварительный контроль (анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, контроль за качеством сырья). Текущий контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Заключительный контроль. Цель такого контроля — предотвратить ошибки в будущем.
Билет 5.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы.
Принципы менеджмента
можно представить как
Анри Файоль разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
1. Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы).
2. Полномочия и ответственность (право отдавать команды и нести ответственность за результаты).
3. Дисциплина (четкое
и ясное взаимопонимание между
рабочими и менеджерами,
4. Единоначалие
(распоряжение только от
5. Единство направления
(один руководитель и единый
план для каждого набора
6. Подчиненность
личных интересов общим (
7. Вознаграждение
персонала (оплата должна
8. Централизация
(уровень централизации и
9. Скалярная
цепь (четкое построение цепей
следования команд от
10. Порядок (все должны знать своё место в организации).
11. Справедливость
(Это сочетание доброты и
12. Стабильность рабочего места для персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации).
13. Инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи).
14. Корпоративный
дух (следует создавать дух
единства и совместных
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.
Билет 6.
Реализация функций управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность (определить объект управления), содержание (определить приемы и способы воздействия) и организационную форму (специфика способов воздействия в конкретной сложившейся ситуации). Можно выделить следующие методы управления: регламентирующие и стимулирующие. Регламентирующие методы в свою очередь делятся на организационные и административные, а стимулирующие методы выделяют в себе экономические и социально-психологические методы.
Организационными методами реализуется одна из важнейших функций управления — организационная функция, посредством которой создаются необходимые условия деятельности организации. Эти методы создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. К категории организационных методов относятся, например, методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т. п.