Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 23:34, шпаргалка
Ответы к экзаменационным билетам по менеджменту в социально-культурном сервисе и туризме
Принципы принятия управленческих решений:
Подходы к принятию управленческих решений:
Билет 17.
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении, особенно для предприятий индустрии сервиса и туризма. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией, то есть коммуникации. Существующие представления о коммуникативных процессах в организации построены на следующей трактовке коммуникаций. Коммуникация (единовременный акт) — это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменения поведения последнего. Коммуникация (коммуникационный процесс) — это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена сообщениями.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Однако коммуникация и информация — различные, хотя и связанные между собой понятия. Коммуникация включает и саму информацию, и способ ее передачи.
Совокупность
каналов, с помощью которых
Для руководителей коммуникации важны по следующим причинам:
Осуществление коммуникаций в организации приводит к выполнению и реализации информативной, мотивационной, контрольной и экспрессивной функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой. Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и также ее восприятие, понимание и усвоение.
Билет 18.
Принятие решений для менеджера — постоянная и очень ответственная работа. Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. В управленческой практике в процедуре принятия решений сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой.
Индивидуальный подход предполагает, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров.
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих.
Процесс принятия решений — это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. При разработке управленческого решения одновременно идут два процесса: творческая деятельность, направленная на решение новых задач, и технократическая деятельность, основанная на пунктуальном выполнении оправдавших себя управленческих процедур. Эти процессы, постоянно обновляясь, составляют основу управления.
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий:
Билет 19.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. В управленческой практике в процедуре принятия решений сложились два основных подхода: индивидуальный и групповой. Индивидуальный подход предполагает, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров.
При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество его состоит в том, что разрешение работникам участвовать в принятии решений увеличивает эффективность.
В теории управленческих решений имеется огромное количество всевозможных методов. Все их можно определить в три группы: неформальные, коллективные и количественные. Коллективные методы обсуждения и принятия решений могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.д.
Наибольшее распространение получил такой метод коллективной подготовки, как «мозговой штурм» - совместное генерирование новых идей участниками процедуры и последующее принятие решений.
Часто применяемыми на практике коллективными методами принятия решений являются экспертные методы, основанные на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности.
Примером коллективного принятия решения может служить также метод Дельфы, суть которого заключается в организации нескольких этапов анонимного анкетирования экспертов с поэтапной обработкой результатов.
Известен также Кейс-метод, который представляет собой детальный разбор и анализ ситуации, представляемый в форме емкого описания.
Билет 20
Менеджер — профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. Менеджер как профессиональный управляющий должен обладать особыми качествами, такими, как компетентность, самостоятельность, предприимчивость, готовность к хозяйственному риску, правовое сознание, инициативность.
Для успешной работы менеджер
должен обладать высокой профессиональной
подготовкой. Регулярная аттестация менеджера
позволяет поддерживать его профессиональный
уровень, оказывает также не последнее
влияние на конкурентоспособность организации
в целом и ее продукцию в частности.
Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы
управленческого аппарата. В результате
данной оценки определяются результативность
управленческих структур, их эффективность,
качество выполняемой работы, развитость
партнерских отношений, социально-психологический
климат, имидж и деловая культура организации.
Особое внимание при сценке
деятельности менеджера следует уделить
внутренней атмосфере организации и качеству
внешних связей, так как затраты на их
организацию нельзя определить в денежном
выражении, и в большей степени они зависят
от личности руководителя. Результаты
работы менеджера, как и результаты деятельности
организации, оцениваются не только с
точки зрения их прибыльности, но и безопасности
для окружающей среды и человека.
Оценка деятельности менеджера может производиться его вышестоящим
начальством, экспертной комиссией, независимыми
оценочными центрами, коллегами и подчиненными
с использованием тестов, деловых игр,
собеседования и анализа выполненной
работы. Источники оценки работы включают
статистические и фактические материалы,
отчеты, приказы, экспертные оценки и прогнозы.
По результатам аттестации разрабатываются
рекомендации по повышению эффективности
работы менеджера и дальнейшему формированию
его карьеры
Билет 21
Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций менеджера, тем производительнее и эффективнее будет работа менеджера.
Одним из важнейших разделов инновационной программы менеджера являются действия при проведении изменения. Выделяют пять этапов изменения — подготовку (планирование), «размораживание» (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, «замораживание» (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.
В данном случае инновационная программа менеджера выглядит следующим образом. На этапе подготовки:
На этапе «размораживания»:
На этапе изменения:
На этапе «замораживания»: