Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:03, дипломная работа
Цель дипломной работы — выстроить эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компаниях на примере торговой сети «Ашан-Россия». В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
дать обзор основных понятий и теорий мотивации, а также подходов к мотивированию персонала;
раскрыть сущность управления по целям, дать классификацию целей, выявить этапы и инструменты управления по целям;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ключевых кадровых процессов 6
1.1. Особенности управления человеческими/трудовыми ресурсами 6
1.2 Мотивация: основные понятия и теории 10
1.3 Системы и формы оплаты труда в РФ 19
1.4 Метод управления по целям MBO (Management by Objectives) 22
Глава 2. Анализ деятельности и кадровых процессов в торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.1 Этапы развития и состав торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.2 Общий анализ деятельности сети гипермаркетов «Ашан-Россия» 33
2.3 Описание кадровых процессов в «Ашан-Россия» 35
Глава 3. Эффективное и справедливое мотивирование персонала на основе целей и задач 62
3.1 Предложение по расчету премии и КТВ (коэффициента трудового вклада) 62
3.2 Обзор рынка труда и заработных плат в РФ 67
3.3 Регулярный мониторинг лояльности и удовлетворенности персонала 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Теперь дадим теоретическую базу для важнейшего процесса в УП-мотивирования персонала.
Стимул – это побуждение к действию, в основе которого является только интерес.
Мотив – это тоже побуждение к действию, в основе которого может быть интерес (вознаграждение, повышение по службе и т.д.), а также административное решение (приказ, распоряжение и т.д.) или личностная причина (чувство долга, страха, ответственность, благодарность и пр.). При таком подходе «мотив» шире понятия «стимул». Мотив включает в себя стимул как составную часть.
Главное, что объединяет мотив и стимул, - это побуждение к действию. Отличие же заключается в разных причинах и факторах, побуждающих к действию.
Стимулирование — метод управления трудовым поведением работника или группы, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности и использования побуждающих его к деятельности мотивов. В более широком смысле стимулирование — совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Мотивация — совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя доминанта поведения, определяющая его общую направленность.
Трудовая мотивация – процесс побуждения работника к эффективному труду, в котором формируется трудовое поведение работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации.
Классификация мотивов выполнения работ в организации
Основные виды мотивации
Материальная — назначение, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная часть заработка — премии, комиссионные и пр.
Нематериальная — вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании).
Моральная — вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.) и дополнительных возможностей распоряжаться ресурсами организации.
Организационная — создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании.[12]
Другие виды мотивации
Мотивация достижения - стремление работника получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд.
Мотивация избегания — стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.
Мотивация успеха — стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле.
Мотивация на власть — стремление человека занимать лидерские (руководящие) позиции и влиять на работу и условия труда других людей.
Мотивация на принадлежность/признание - ярко выраженная потребность человека работать в коллективе (команде) и получать признание от своих коллег.
Социальная мотивация — стремление работника к достижению высокого личного или организационного социального статуса, повышению своей социальной ответственности перед обществом.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует довольно значительное количество различных теорий, объясняющих заинтересованность сотрудников в своей работе разными потребностями индивидуума и условиями его существования.[12]
Теории трудовой мотивации
Обычно разбиваются на две группы:
Содержательные теории мотивации
Классическая теория
Основоположником данной теории считается Ф.У. Тейлор. В классической теории мотивации делается предположение, что главным трудовым мотивом является высокий заработок, обоснованный более высоким результатом работы. Данный подход предполагает:
Иерархия потребностей
Автор этой концепции – А. Маслоу. Основная идея: потребности людей, удовлетворенные с помощью работы, выстраиваются в строгую иерархию. Потребности более низкого уровня необходимо удовлетворять раньше, чем потребности более высокого уровня. Иерархия потребностей Маслоу сыграла важную роль в развитии методов трудовой мотивации, т.к.:
Рис. 1.1 Пирамида А. Маслоу
Трехфакторная модель Д. Мак-Клелланда
Последователь А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, выделил три приблизительно равные категории человеческих мотивов, каждая из которых может оказаться превалирующей у различных работников и в организациях разного типа:
Теория Мак-Клеланда утверждает, что руководитель может быть лидером лишь в том случае, если имеет высокую потребность во власти, т.е. должен иметь высокую заинтересованность в том, чтобы оказывать сильное влияние на других. Для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиночку, характерна высокая потребность в достижении цели. Также предполагается, что высокая потребность в принадлежности (потребность в дружеских отношениях, близости и взаимопонимании) может в некоторых случаях приводить к неэффективности работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения.
Двухфакторная модель Ф. Герцберга
Ф. Герцберг предположил, что людям присущи два вида потребностей:
Чтобы оградить работника от страданий и неудовлетворенности, должны быть созданы благоприятные условия труда. Данные условия, по мнению Ф. Герцберга, могут быть созданы при соблюдении так называемых гигиенических факторов:
В то же время, потребность в психологическом росте может быть удовлетворена при соблюдении мотивационных факторов:
Процессуальные теории мотивации
Данные теории мотивации основываются на особенностях поведения людей в различных трудовых ситуациях, зависящих от восприятия и информированности.
Теория ожидания В. Врума
Согласно данной теории уровень трудовой мотивации напрямую зависит от выполнения трех ожиданий работников:
Теория справедливости
Данная теория разработана большой группой американских специалистов (Д. Кюн, Дж. Слокум, Р. Чейз, Дж. Шустер и т.д.). В ее основе – соотношение вознаграждения, получаемого работником, с затратами его труда и вознаграждениями других работников, выполняющих аналогичную работу (как в данной организации, так и в сравнимых секторах рынка). В отличие от вышеописанной модели В. Врума в ней подчеркивается, что ценность вознаграждения для любого работника имеет относительный характер и зависит не только от сложившегося у него стандарта потребления и уровня цен на потребительском рынке, но и от цен на профессиональном рынке труда и установившегося в данной организации уровня оплаты.
Модель Л. Портера – Э. Лоулера
Данная модель объединяет теорию ожидания с теорией справедливости. Исходные положения данной теории таковы:
При оценке своей трудовой ситуации работник учитывает не только соотношение полученного им вознаграждения с достигнутым результатом, но и прочие факторы, рассматриваемые в рамках теорий ожиданий и справедливости.
Рис. 1.2 Интеграционная модель Портера-Лоулера
Мотивация и трудовое поведение. Базовая модель В.И. Герчикова
Основные постулаты данной модели включают в себя следующее:
Таким образом, при создании мотивационной модели каждая компания может выбирать индивидуальный подход, опираясь на какую-либо из перечисленных теорий.
В современных условиях используются различные формы и системы оплаты труда в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (ТК РФ) [19]: