Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:03, дипломная работа
Цель дипломной работы — выстроить эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компаниях на примере торговой сети «Ашан-Россия». В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
дать обзор основных понятий и теорий мотивации, а также подходов к мотивированию персонала;
раскрыть сущность управления по целям, дать классификацию целей, выявить этапы и инструменты управления по целям;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ключевых кадровых процессов 6
1.1. Особенности управления человеческими/трудовыми ресурсами 6
1.2 Мотивация: основные понятия и теории 10
1.3 Системы и формы оплаты труда в РФ 19
1.4 Метод управления по целям MBO (Management by Objectives) 22
Глава 2. Анализ деятельности и кадровых процессов в торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.1 Этапы развития и состав торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.2 Общий анализ деятельности сети гипермаркетов «Ашан-Россия» 33
2.3 Описание кадровых процессов в «Ашан-Россия» 35
Глава 3. Эффективное и справедливое мотивирование персонала на основе целей и задач 62
3.1 Предложение по расчету премии и КТВ (коэффициента трудового вклада) 62
3.2 Обзор рынка труда и заработных плат в РФ 67
3.3 Регулярный мониторинг лояльности и удовлетворенности персонала 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Документы об образовании могут быть потребованы работодателем только в том случае, если работа иностранного гражданина предполагает обязательное наличие соответствующего образования или специальных знаний. Здесь следует отметить, что если образование было получено в иностранном учебном заведении, необходимо подтвердить как подлинность самого диплома, так и полученную квалификацию, то есть осуществить процедуры легализации диплома и признания его эквивалентности. Этим должен заниматься сам кандидат на работу, но работодатель может помочь ему в этом.
Нужно подчеркнуть, что за трудовыми мигрантами в торговой сети «Ашан-Россия» установлен регулярный надзор, который, в частности, связан с анкетированием клиентов-покупателей в торговом зале. Данные, полученные на основании анкетирования, обрабатываются, анализируются, и затем делаются корректировки в ключевых кадровых процессах.
Рис.2.2 Анкета для покупателей торговой сети «Ашан-Россия»
Программа человеческих ресурсов «Ашан-Россия», основанная на доверии, партнерстве и развитии, заключается в том, чтобы предоставить каждому сотруднику возможность осознанно и увлеченно заниматься своей работой, добиваться в ней успехов и профессионального расцвета. Программа мотивации в компании достаточна разнообразна. Каждый потенциальный сотрудник может найти для себя:
коллектив;
результатам работы;
заработной платы;
их детей;
Однако французов крайне удивляет, что в России имеет место оплата фитнес-центров, бассейнов, личных авто за счет работодателя. В большинстве своем они – скупы и бережливы, если не сказать прижимисты, поэтому социальные пакеты, предоставляемые французской торговой сетью сотрудникам, чрезвычайно скромны. Многих иностранцев удивляет в РФ «13-я зарплата», премия «все в порядке», «отгулы», а также количество выходных и праздничных дней. Наша страна на 1 месте в мире по числу нерабочих дней. Например, в 2013 г. общее число дней - 365, так как год не високосный. Из них работаем 247 дней, а отдыхаем, как не сложно вычислить, 118 дней (из них 14 дней праздничных).
Комплексная система мотивации
Рис 2.3 Комплексная система мотивации
Давайте рассмотрим - какие элементы внедрены в сети «Ашан-Россия» в настоящее время.
Социальная мотивация
В целях формирования и трансляции многонациональной культуры в российской торговой сети, а также принятия адекватных и эффективных решений "точно-вовремя" французские топ-менеджеры (категория К1) выдвинули предложение о дополнительном управленческом обучении и развитии российских топ-менеджеров (категория К2) на степень MBA (Master of Business Administration) при оплате за счет компании 50-70% стоимости программ. Мы сделали обзор рынка бизнес-образования в Приложении 2/
Мы изучили рыночную ситуацию в РФ. Немаловажную роль в социальной мотивации играют разнообразные компенсационные пакеты (обучение, ДМС, бесплатные обеды, абонементы в фитнес-клубы и т.д.). Самая востребованная составляющая компенсационного пакета — обучение за счет компании. Таковы результаты опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru [23]. Чтобы мотивировать работника на трудовые подвиги, многие работодатели не ограничиваются регулярной выплатой зарплаты, а предлагают сотрудникам дополнительные льготы — бесплатные обеды, медицинскую страховку, обучение за счет компании, абонемент в фитнес-клуб и т.д. Какие опции компенсационного пакета больше всего ценятся работниками? Уверенное первое место занимает обучение за счет компании — в случае выбора его предпочел бы 41% экономически активного населения России. Возможность получить новые знания особенно ценят опрошенные в возрасте 35-44 лет — среди них этот показатель составил 46%, тогда как среди молодежи до 24 лет и опрошенных старше 45 лет — по 38%. «Неплохо бы получить степень MBA за счет фирмы»; «Была бы рада, если бы мне оплатили курсы английского, ведь я учу его для работы», — комментируют респонденты. На втором месте по востребованности — оплачиваемый полис добровольного медицинского страхования: его выбрали бы 34% респондентов. Наиболее популярна эта составляющая компенсационного пакета среди опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет (38%), тогда как среди молодежи до 24 лет ДМС предпочли бы лишь 22%. Это легко объяснимо: чем моложе человек, тем меньше у него медицинских проблем. «Будет здоровье — будет и все остальное!» — рассуждают россияне. Третье место разделили две возможные составляющие компенсационного пакета – предоставление беспроцентной ссуды и льготных путевок, то есть частичная оплата отпускных расходов (по 26%). «В связи с низкими окладами врачей выбрала бы предоставление жилья от работодателя или беспроцентных ссуд на жилье»; «Оплату самолета до Анталии!», — комментируют опрошенные. Каждый четвертый россиянин (25%) предпочел бы оплату спортклуба или бассейна, причем если среди молодежи до 24 лет таких 30%, то среди тех, кто старше 45, — лишь 19%. Кроме того, такую опцию компенсационного пакета больше ценят женщины (30% против 22% среди мужчин). «Бассейн рядом с офисом, можно было бы заходить после работы», — мечтают респонденты. По 21% опрошенных выбрали бы бесплатное питание и предоставление служебного транспорта. Причем если горячие обеды актуальны и для мужчин, и для женщин (22% и 21% соответственно), то служебная машина более востребована представителями сильного пола (28% против 14% среди дам). Каждый пятый россиянин (20%) всем прочим «корпоративным плюшкам» предпочел бы свободный график работы. Это особенно актуально для женщин (21%) и опрошенных старше 45 лет (23%), тогда как среди молодежи до 24 лет таких лишь 14%. «Хорошо бы работать на результат, не тратя время на бесполезное пребывание в конторе», — считают респонденты. Оплата работодателем мобильной связи или услуг интернет-провайдеров наиболее актуальна для 15% россиян, возможность работать удаленно — для 11%, еще 10% выбрали бы оплату проезда в общественном транспорте. Последнее чаще предпочитают женщины (15% против 6% среди мужчин) и респонденты до 24 лет (19%). Судя по данным опроса, наименее интересны работникам такие составляющие компенсационного пакета, как возможность приобретения со скидкой услуг или продукции компании (5%), подарки к праздничным датам (4%), корпоративные мероприятия и другие опции (по 2%). Еще 7% россиян затруднились сделать выбор: «При нормальной оплате труда компенсационный пакет не требуется!»
Корпоративная мотивация
Особое значение компания «Ашан-Россия» придает созданию теплой и дружественной атмосферы внутри коллектива своих магазинов. Для этого создаются комнаты отдыха и кафетерии, публикуются афиши, издаются корпоративные газеты, журналы и фильмы, проводятся торжественные номинации, готовятся праздничные мероприятия и подарки. «Ашан-Россия» – семейная компания. Именно поэтому проводятся мероприятия, в которых могут принять участие не только сотрудники компании, но и их родные и близкие. Организуются летние экскурсии, турниры по футболу для детей, многочисленные конкурсы и детские праздники в магазинах, новогодние представления, отдых в детских лагерях в период летних и зимних каникул и, конечно же, ежегодный корпоративный турнир по футболу. Команда HR-профессионалов компании «Ашан-Россия» стремится построить сильную, надежную и ответственную компанию по отношению к клиентам, сотрудникам и окружающей среде, создающую доброжелательную атмосферу как вокруг себя, так и внутри.
Материальное стимулирование
Рассмотрим «Положение об оплате труда и мотивации персонала», применяемое в торговой сети «Ашан-Россия», в котором прописаны основные принципы оплаты труда сотрудников, а также различные механизмы материального поощрения и стимулирования.
Положение об оплате труда и мотивации персонала
1.1 Настоящее Положение о
1.2 Настоящее Положение
1.3 Общий контроль в Компании за комплексное мотивирование персонала двух категорий: К1 и К2, а также за начислениями и удержаниями в заработных платах осуществляет Генеральный директор Компании, а непосредственно ответственность в Компании за организацию вышеперечисленных вопросов несет финансовый директор Компании.
1.4 Размер и источники средств,
направляемых на материальное
стимулирование персонала и
2.1 В Компании устанавливаются повременно-премиальная форма оплаты труда и 7 (семь) ступеней оплаты труда с вилками базовых окладов с учетом оценки должностей и профессий, а также ситуации на российском рынке труда и заработных плат в общественном питании.
Базовые оклады приведены в табл. 2.6
Базовые оклады
№ ступени |
Категория персонала |
Вилки базовых окладов (руб.) |
1 |
Стажеры, кандидаты от служб занятости (временно неработающее население), К5 на испытательных сроках |
12 000-13 000 |
2 |
К 5 |
13 000-18 000 |
Табл. 2.6 (продолжение)
3 |
К 4 |
18 000-28 000 |
4 |
К 3 |
28 000-43 000 |
5 |
К 2 |
43 000-63 000 |
6 |
К 1, граждане РФ с регистрацией в Москве и МО |
63 000-98 000 |
7 |
К 1, граждане Франции с разрешением на работу от ФМС |
98 000-138 000 |
Базовый оклад – это размер ежемесячной повременной оплаты работника за выполнение должностных или профессиональных обязанностей на своем рабочем месте и с качеством, которые предусмотрены должностной или профессиональной инструкцией, внутренними нормативными актами.
Совокупный доход |
Рис.2.4 Расчет совокупного дохода
Пример расчета КТВ (коэффициента трудового вклада) будет рассмотрен далее в главе 3.
2.3 В ФОТ входит оплата за отработанное и неотработанное время:
2.4 Из заработной платы работника производятся удержания, предусмотренные действующим трудовым и налоговым законодательством.
2.5 Заработная плата
2.6 Заработная плата
3.1 В Компании вводятся следующие надбавки и доплаты компенсационного и стимулирующего характера:
3.2 Оплата за работу в сверхурочное время производится за первые два часа в полуторном размере, а за все последующие часы – в двойном размере за каждый часть работы.
3.3 Оплата работы в выходные
или нерабочие праздничные дни
производится в двойном
3.4 При совмещении должностей или профессий, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника производится на основании Приказа или распоряжения в размере не более 50 % от оклада по совмещению.
3.5 В период наставничества или коучинга по служебной записке руководителя структурного подразделения наставнику или коучу производится доплата в размере 5-10 % базового оклада.