Эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компа-ниях на примере французск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы — выстроить эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компаниях на примере торговой сети «Ашан-Россия». В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
 дать обзор основных понятий и теорий мотивации, а также подходов к мотивированию персонала;
 раскрыть сущность управления по целям, дать классификацию целей, выявить этапы и инструменты управления по целям;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ключевых кадровых процессов 6
1.1. Особенности управления человеческими/трудовыми ресурсами 6
1.2 Мотивация: основные понятия и теории 10
1.3 Системы и формы оплаты труда в РФ 19
1.4 Метод управления по целям MBO (Management by Objectives) 22
Глава 2. Анализ деятельности и кадровых процессов в торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.1 Этапы развития и состав торговой сети «Ашан-Россия» 31
2.2 Общий анализ деятельности сети гипермаркетов «Ашан-Россия» 33
2.3 Описание кадровых процессов в «Ашан-Россия» 35
Глава 3. Эффективное и справедливое мотивирование персонала на основе целей и задач 62
3.1 Предложение по расчету премии и КТВ (коэффициента трудового вклада) 62
3.2 Обзор рынка труда и заработных плат в РФ 67
3.3 Регулярный мониторинг лояльности и удовлетворенности персонала 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Вложенные файлы: 1 файл

Последний файл Спицина Н.А. ИМТП 6ЗМ.docx

— 3.95 Мб (Скачать файл)

 

 

2.3 Описание кадровых  процессов в сети «Ашан-Россия»

Успех группы Auchan основан, в первую очередь, на качестве управленческой команды и трудовых коллективах интернационального характера. На корпоративном сайте компании декларируется [15]:

 

Сотрудники – это основная составная часть, сила компании, которая позволяет ей строить долгосрочные планы дальнейшего успешного развития


  

         В соответствии с историческими опытом и  знаниями группа проводит политику амбициозного подхода к человеческим ресурсам: обязательного обучения персонала, внутреннего продвижения, обмена опытом, участия работников в акционерном капитале группы. Только в 2012 г. было проведено 4200 тысяч часов обучения сотрудников, а 152000 человек в 9 странах мира являются держателями 11,9 % акций группы.

Основные ценности компании «Ашан-Россия» явно выражены в ее кадровой политике:

  • при найме на работу и внутреннем продвижении компания придерживается принципа равности шансов всех кандидатов независимо от их пола, возраста и вероисповедания. Уже сейчас среди директоров гипермаркетов Ашан в России 11 женщин, и данный показатель не перестает расти;
  • компания является социально ответственной в отношении покупателей, сотрудников, поставщиков, гражданского общества и окружающей среды, неуклонно следуя таким принципам, как: создание новых рабочих мест, реализация социальных программ, благотворительность и патронаж (помощь детским домам, садам и школам), проведение экологических акций и др.;
  • компания принимает на работу слабослышащих лиц и лиц с ограниченными возможностями и предоставляет им шанс найти свою зону ответственности на своих рабочих местах в гипермаркетах.

 

           Численность сотрудников Auchan Group по состоянию на март 2013 г. составила 287000 человек: 40% - это сотрудники компании, занятые в странах Западной Европы и 60% в других странах мира. Штат сотрудников компании «Ашан-Россия» составляет 26 тыс. человек, а структуру персонала по категориям отражает нижеприведенная таб. 2.4

            

 

Кадровый состав торговой сети «Ашан-Россия»

Категория

Характеристики

К 1: топ-менеджеры

Управляющие торговыми домами и офисами продаж, поддерживающими департаментами (бухгалтерией, финансовой службой, управлениями логистикой и закупками и т.д.), из них: 40 % - граждане Франции, 60 % - граждане России с регистрацией в Москве или Московской области в возрасте от 30 до 55 лет, много бывших военных и работников спецслужб

К 2: руководители (менеджеры) среднего звена

Начальник СБ, ПЭО, отделов обучения и развития персонала, подбора персонала, закупок, охраны труда, цехов, управляющие торговыми залами: граждане РФ с регистрацией в районе торгового дома в возрасте от 25 до 57 лет

К 3: руководители низшего звена

Руководители групп, начальники участков, освобожденные бригадиры: граждане РФ в возрасте от 25 до 57 лет с регистрацией

К4:вспомогательный (квалифицированный) персонал

Бухгалтеры, системные администраторы, плановики, менеджеры по работе с юридическими лицами, юрисконсульты, менеджеры по продукту, супервайзеры: граждане РФ в возрасте от 23 до 60 лет с регистрацией

К 5: торговый и обслуживающий персонал в залах и офисах (производственных отделах)

Мерчендайзеры, фасовщики, упаковщики, продавцы-консультанты, менеджеры по качеству, кассиры, кладовщики, уборщики, комплектовщики-грузчики, рабочие горячих и холодных цехов: 20 % - граждане РФ из регионов с регистрацией и 80 % - трудовые мигранты с разрешением на работу от ФМС в возрасте от 18 до 45 лет


 

По факту, «Ашан-Россия» сталкивается с множеством трудностей и проблем в управлении персоналом, обусловленными многонациональным кадровым составом и различиями в российской и французской практике и менталитете.

 

 


Рис.2.1 Национальный состав сети «Ашан-Россия»

 

Качественные и количественные характеристики трудовых мигрантов

По данным на начало 2013 г. в Москве насчитывается 6.2 млн. рабочих мест, из них москвичи занимают только 4 млн. [21]. Остальные, т.е. не менее трети, занимают мигранты. На сегодняшний день согласно Московскому трехстороннему соглашению квоты на иностранных работников не должны превышать 3.2 % от экономически активного населения города. И это ограничение будет действовать еще в течение ближайших трех лет. Таким образом, за последние пять лет количество квот в Москве сократилось в 2,8 раза. В 2006 г. их было 870 тыс., в 2008 г. – 561 тыс., или 8,5 % от экономически активного населения, а в 2011-2012 гг. – уже 200 тыс., или 3,2 % от количества работающих москвичей. Утвержденная на 2013 г. квота Москвы на привлечение иностранцев составляет 101,5 тыс. человек (или 1,5%) однако при возникновении дополнительной потребности у работодателей она может быть доведена до 200 тыс. человек. Но пока ситуация такова: в 2013 г. 20% от числа всех приглашенных в Москву иностранных работников составят высококвалифицированные, 50% - квалифицированные, 30% - неквалифицированные (с последующим снижением их численности). Однако отношение коренного населения российских мегаполисов (в т.ч. Москвы) к присутствию большого количества гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья во многом - неоднозначное. Президент России В.В. Путин прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Сейчас у нас нет национальной базы, которая бы объединила национальные сообщества, кроме одной. Это интерес государства и всех этносов как единой нации. Понятно, что религиозные взгляды (а также политические, социальные, культурные и т.д.) могут быть противоположными. Но должно быть нечто, объединяющее нас всех. Не зря я вижу Россию как единую историческую нацию. Именно об этом я говорил на Совете по международным отношениям». Таким образом, необходимо создавать гражданское, правовое общество. А не терпеть друг друга, как это следует из перевода слова «толерантность». Министерство образования и науки выработало программу для скорой адаптации трудовых мигрантов на новом месте проживания и работы. В частности, оно разработало проект приказа о требованиях к уровню знания русского языка мигрантами. Их словарь должен состоять минимум из 850 слов. 850 слов – это довольно много! Базовым считается словарный запас из 400 слов, чего вполне достаточно, чтобы объясниться в чужой стране. Норматив министерства покрывает около 95% слов и выражений, необходимых, чтобы понятно сформулировать текст на русском. С этим же запасом слов приезжий будет понимать до 80% книжного текста. А вот для получения гражданства РФ необходимо знать не менее 1300 слов. Как же будут выявлять те самые 850 слов? Уровень владения русским языком на необходимом уровне будет проверяться путем проведения грамматических и лексических тестов, чтения, аудирования, письма и говорения. Данные тесты будут проводить специальные комиссии при ВУЗах, которые отберет Минобрнауки. Перед экзаменом кандидаты пройдут обязательный инструктаж. А после получат либо сертификат об успешном прохождении теста, либо справку о неудаче. Конечно, экзамен можно будет пересдать. Какие именно слова должны знать мигранты, Минобрнауки не уточняет. Мигранты должны понимать заданные им  вопросы и уметь на них отвечать. Еще мигранту надо будет показать, что он умеет читать и понимает прочитанное, может написать записку или объявление. Логическим итогом многолетней выработки программы по адаптации трудовых мигрантов стало недавнее решение Госдумы. На заседании 10 апреля 2013 г.  в первом чтении был принят законопроект о введении 1 января 2015 г. обязательного экзамена по истории России, по русскому языку и основам законодательства для всех трудовых мигрантов.

Наличие в обществе значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны пребывания, провоцирует напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию. При этом высококвалифицированные специалисты, которые приезжают работать в Россию, будут освобождены от необходимости сдавать такой экзамен. Пятилетний сертификат о сдаче экзамена будет выдаваться уполномоченными образовательными учреждениями как в России, так и за рубежом. Требования к уровню знаний будет определять Министерство Образования России. Сдачу экзамена иностранцы будут оплачивать самостоятельно. Стоимость такой услуги может составлять до 5 тысяч рублей.

 

Оформление трудовых отношений с трудовыми мигрантами СНГ и иностранными специалистами

 

Едва ли сегодня кто-то станет оспаривать факт, что Россия весьма привлекательна для иностранных граждан, как место приложения трудового энтузиазма. И речь идет отнюдь  не только о несчастных гастарбайтерах, к которым у нас принято относить граждан, прибывшим к нам на «черную работу» из бывших республик покойного СССР. В Россию с большим удовольствием едут квалифицированные специалисты из развитых стран - те, которых мы уважительно именуем «экспатами». Но для нашего родного законодательства и те  и другие - это иностранные граждане, прибывшие к нам работать. В связи с этим многих работодателей в настоящее время интересуют вопросы трудоустройства и нахождения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенностью правовых отношений с указанной категорией работников является предъявляемые законодательством повышенные требования, связанные с наличием у сторон трудовых отношений специальных разрешительных документов и возложением на работодателя обязательств по контролю за пребыванием работника в РФ.

Акционеры и топ-менеджеры «Ашан-Россия» неоднократно рассматривали вопрос о многонациональном составе трудового коллектива и связанных с этим трудностях и барьерах, а также различные прогнозы, оценки и действующие факторы (внешние, в первую очередь).  По прогнозам Минэкономразвития РФ к 2030 г. число трудоспособных российских граждан снизится на 12 %, через 20 лет в России будет некому работать, если не привлекать внешние трудовые ресурсы. На 01 апреля 2013 г. имеется 86 млн. трудоспособного населения (при этом непонятно - что и где делают 48 млн. человек). Притоку зарубежных специалистов в Россию способствовало и способствует:

  • вступление России в ВТО с лета 2012 г. и в Таможенный Союз в 2010 г.;
  • изменение в действующем трудовом законодательстве относительно иностранцев;
  • высокий уровень и характер безработицы в Европе. Из официального пресс-релиза Eurostat следует, что на 01.04.2013 г. уже 26, 3 млн. европейцев сидят без дела. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития предупредили, что безработица в Европе стала носить системный характер. До конца 2013 г. средний уровень незанятости перевалит за 10 %. Безработица уже не та, какой была несколько лет назад. Незанятость становится все более продолжительной. Люди не могут найти работу по полгода, иногда даже больше. Некоторые работники вообще оказываются вне рынка труда. Резко возросла безработица среди молодежи.
  • по данным агентства Hay Group средний заработок российских руководителей высшего звена достиг уровня их американских коллег и составил около 12,7 тыс. долл. в месяц (примерно 393 тыс. рублей). За прошедшие 10 лет он вырос на 77 %, обогнав темпы роста зарплат в США (36 %) и Франции (66 %).

В настоящее время привлечение на территорию России иностранной рабочей силы регулируется:

-  Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008 г.);

-  Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008 г.);

-  Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 03.12.2008), а так же рядом подзаконных актов.

Порядок пребывания иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 109-Ф3 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Для правильного трудоустройства иностранца, в первую очередь необходимо определить правовой статус иностранного гражданина или лица без гражданства и знать, какие документы должны иметь легально находящиеся в России иностранные граждане и лица без гражданства. С точки зрения процедуры трудоустройства  иностранные граждане делятся на три группы:

  • постоянно проживающие на территории РФ. Статус постоянно проживающих иностранцы приобретают в случае получения вида на жительство в РФ;
  • временно проживающие на территории РФ. Временно проживающие имеют разрешение на временное проживание, выданное уполномоченными органами РФ;
  • временно пребывающие на территории РФ. К временно пребывающим относятся иностранцы, въехавшие в Россию и не имеющие ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание.

Для целей трудоустройства имеет значение, каким образом иностранный гражданин въезжает в РФ: по визе либо в порядке, не требующем получения визы. К приему на работу постоянно проживающих в России иностранных граждан ТК РФ и действующее законодательство не предъявляют каких-либо специальных требований. Ни работнику, ни работодателю не требуется никаких разрешительных документов. Особенности оформления иностранного работника в визовом и безвизовом режимах показаны в табл.2.5

 

 

 

 

Особенности оформления иностранного работника в визовом и безвизовом режимах

 

Визовый режим

Безвизовый режим

Гражданин прибыл в порядке, требующем получения визы

Гражданин прибыл в порядке, не требующем получения визы

У работника обязательно должны быть разрешение на работу и миграционная карта

У иностранца обязательно должны быть разрешение на работу и миграционная карта

Работодатель вправе заключать трудовой договор после того, как получит разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается территориальным отделением ФМС

Заключив трудовой договор, работодатель должен в течение 3 дней уведомить  
отделение ФМС и службы занятости

Работодатель должен получить положительное заключение территориальной службы занятости о целесообразности привлечения и использования иностранных работников

В течение 10 дней с момента заключения договора или получения  иностранным гражданином разрешения на работу работодатель должен уведомить налоговую инспекцию

Если работник не находится в России, работодатель должен получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности и передать его работнику

 

В течение месяца уведомить отделение ФМС и службу занятости о заключенных договорах

 

Сообщить в налоговую инспекцию о найме иностранных работников в течение 10 дней после заключения договора

 



 

 

Нужно помнить, что за это законом предусмотрена ответственность. Например, если фирма привлечет к трудовой деятельности иностранных граждан, у которых нет разрешения на работу, на компанию наложат административный штраф. Для юридических лиц его размер составляет от 250 000 до 800 000 рублей. Кроме того, деятельность организации могут приостановить на срок до 90 суток. Граждане Беларуси, а, начиная с 01.01. 2012 г.,  и Казахстана, освобождены от необходимости получать разрешение на работу. Они имеют равные права с россиянами при устройстве на работу на основании Соглашения от 19.11.2010 г.  «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей». Не нужно направлять уведомлений о трудоустройстве этих граждан в ФМС. Уже сейчас рассматривается вопрос об особом статусе граждан Таджикистана. Граждане Украины и Азербайджана прибывают в РФ в безвизовом режиме и обязаны получить разрешение на работу. Направлять уведомление в ФМС и Службу занятости о приеме иностранных граждан необходимо в течение 3 рабочих дней по форме, утвержденной приказом ФМС РФ от 28.06.2010 г. № 147. В соответствии с соглашением государств СНГ от 15.04.1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» в трудовом договоре с гражданами государств СНГ должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора, условиях его расторжения, порядке покрытия транспортных расходов. Условия труда такого работника регулируются аналогично условиям труда граждан РФ. Ведется трудовая книжка российского образца либо допускается ведение трудовой книжки СССР образца 1974 г. Ведутся все без исключения документы кадрового учета. Осуществляются обязательное медицинское страхование, выплата социальных пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Воинскому учету иностранный работник не подлежит. Документы, предоставляемые трудовыми мигрантами СНГ для заключения трудового  договора, регламентируются ст. 65 ТК РФ.

 

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами (кроме СНГ)

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами, лицами без гражданства, организациями, созданными или учрежденными иностранными гражданами. Следовательно, иностранный гражданин должен предъявить при приеме на работу те же документы, что и российский. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ.

Информация о работе Эффективное мотивирование персонала методом управления по целям (Management by Objectives) в российских и зарубежных компа-ниях на примере французск