Музыкальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:
- провести теоретический анализ исследования по данной проблеме;
- разработать систему рекомендаций по развитию музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.
- провести диагностику музыкальных способностей младших школьников.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1.

1.1.Способности как психолого-педагогическая категория.
1.2. Особенности младшего школьного возраста.
1.3.Классификация музыкальных способностей.

ГЛАВА 2.

Диагностика музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.

Заключение.

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.docx

— 278.52 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

ГЛАВА 1.

 

1.1.Способности  как психолого-педагогическая категория.

1.2. Особенности младшего школьного  возраста.

1.3.Классификация  музыкальных способностей.

 

ГЛАВА 2.

 

Диагностика музыкальных способностей в младшем  школьном возрасте.

 

Заключение.

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих  перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в  детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем школьном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического  воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. В основе педагогических исследований развития младшего школьного возраста лежат работы известных отечественных психологов: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Н. Люблинской, С.Л. Новоселовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других. На протяжении многих лет среди специалистов ведутся дискуссии: есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду».  Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки». К сожалению, приходится констатировать:  правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы.

Причем взаимодействие между  музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе  практический работник видит в преемственности  работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

   Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Отсутствие полноценных  впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы  уже в раннем детстве рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту  музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий  круг вопросов, относящихся к проблемам  обще-эстетического и нравственного  воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного  является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его  функции, заключаются не только в  результативной стороне, но и в самом  процессе творчества. Все это в  полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.

Каждая личность характеризуется  своеобразным отношением к явлениям окружающей действительности. Это отношение  сформировалось в процессе жизни  человека. Человек воспринимает взаимоотношения  с людьми, поведение людей сквозь систему сложившихся у него убеждений, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это справедливо  лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся  человеку, что только ему присущи  отчетливо выраженные взгляды, установки  в подходе к людям и жизненным  явлениям.

Личность формируется  и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, определяющихся особенностями организма  человека. Неравномерность развития личности означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой медленнее.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать  хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что  дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга. Определение  индивидуальных путей интеллектуального  и личностного развития учащихся является в настоящее время одним  из основных условий повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса в  школе и, следовательно, одной из главных задач деятельности школьного  психолога.

Музыкальное развитие оказывает  ничем незаменимое воздействие  на общее развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, ребенок  делается чутким к красоте в искусстве  и жизни.

Объект исследования – музыкальные способности младших школьников.

Предмет – особенности развития музыкальных способностей ребенка младшего школьного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей формирования музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

В связи с вышеизложенным задачами исследования являются:

- провести теоретический  анализ исследования по данной  проблеме;

- разработать систему  рекомендаций по развитию музыкальных  способностей детей младшего  школьного возраста.

-  провести диагностику  музыкальных способностей младших  школьников.

Гипотеза исследования: музыкальные способности в младшем школьном возрасте имеют особенности, которые можно диагностически изучить через показатели: музыкальный слух, эмоциональный отзыв на музыку, музыкальная память, музыкальное мышление, метроритм.

Методы исследования:

Теоретические – изучение музыкальных способностей и их классификация.

Эмпирические -  наблюдение, эксперимент, беседа с родителями, анкетный опрос родителей, анализ.

Диагностические – методика диагностирующая уровень музыкальных  способностей. Игра, короткое занятие с использованием игровых приемов.

База исследования:  Няндомская детская музыкальная школа №16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Способности как психолого-педагогическая категория.

 

Одной из центральных в  музыкально-психологических исследованиях  является проблема музыкальности и  музыкальных способностей, решение  которой может повлиять на практику музыкального воспитания и образования.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в  овладении деятельностью, так и  к высоким показателям труда. (Рубинштейн, Леонтьев, Выготский). Показательно в этом смысле определение способностей, данное Н.С.Лейтесом: «Способности –  это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». При прочих равных условиях (уровень  подготовленности, навыки, знания, умения, затраченное время, умственные и  физические усилия) способный человек  получает максимальный результат по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного ребенка являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических  свойств требованиям деятельности.

   В.В. Богословский  в учебном пособии «Общая психология»  утверждает, что при прочих равных  условиях способный человек получает  максимальные результаты по сравнению  с менее способными людьми. Высокие  достижения способного человека  являются результатами соответствующего  комплекса его нервно-психических  свойств требованиям деятельности.

   Человеческая деятельность  сложна и многогранна. Она предъявляет  различные требования к психическим  и физическим силам человека. Если имеющаяся система свойств  личности отвечает этим требованиям,  то человек способен успешно  и на высоком уровне осуществлять  деятельность. Если такого соответствия  нет, то у индивида обнаруживаются  неспособность к данному виду  деятельности. Вот почему способность  нельзя свести к одному какому-либо  свойству (хорошее цветоразличение,  чувство пропорции, музыкальный  слух и т.п.).

   По мнению В.В.  Богословского, способность –  синтез свойств человеческой  личности, отвечающей требованиям  деятельности и обеспечивающие  высокие достижения в ней. Так  же В.В. Богословский выделяет  виды способностей по их направленности, или специализации. В этом плане  в психологии обычно различают  общие и специальные способности. 

   Под общими способностями  понимается такая система индивидуально-волевых  свойств личности, которая обеспечивает  относительную легкость и продуктивность  в овладении знаниями и осуществлением  различных видов деятельности. Общие  способности есть следствие как  богатого природного дарования,  так и всестороннего развития  личности.

   Под специальными  способностями понимают такую  систему свойств личности, которая  помогает достигнуть высоких  результатов в какой-либо специальной  области деятельности, например, литературной, изобразительной, музыкальной, сценической.  К специальным способностям следует  отнести способности практической  деятельности, а именно: конструктивно-технические,  организаторские, педагогические  и другие способности.

   Таким образом,  каждая деятельность предъявляет  определенные требования и к  общим, и к специальным способностям.

   Проблема способностей  рассматривается многими учеными.  В учебном пособии Е.И. Рогова  «Общая психология» этот вопрос  рассматривается следующим образом.  Способности – лишь возможность  определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли  она действительностью, зависит  от различных условий. Так,  например, выявившееся у ребенка  математические способности ни  в коей мере не являются  гарантией того, что ребенок станет  великим математиком.

   Однако знания, умения  и навыки остаются внешними  по отношению к способностям  только до тех пор, пока они  не освоены. Обнаруживаясь в  деятельности по мере их освоения  личностью, способности развиваются  дальше, формируя в деятельности  свою структуру и своеобразие.

   Таким образом,  можно сказать, что способности  проявляются не в самих знаниях  и умениях, навыках, а в динамике  их приобретения, в том, насколько  быстро и легко человек осваивает  конкретную деятельность. От способностей  зависит качество выполнения  деятельности, ее успешность и  уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется. 

Б.М. Теплов выделил следующие  три основных признака понятия «способность».

   «Во-первых, под способностями  понимается индивидуальные психологические  особенности, отличающие одного  человека от другого; никто  не станет говорить о способностях  там, где речь идет о свойствах,  в отношении которых все равны.

   Во-вторых, способностями  называют не всякие вообще  индивидуальные особенности, а  лишь такие, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо  деятельности.

   В-третьих, понятие  «способность» не сводится к  тем знаниям, навыкам или умениям,  которые уже выработаны у данного  человека.

   Рассматривая соотношение  способностей и деятельности, следует  отметить, что если человек не  справляется с требованиями, которые  предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие  у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется  больше времени на усвоение  знаний, умений и навыков, а  его педагогам понадобится приложить  гораздо больше усилий для  его обучения.

Не всякая деятельность развивает  способности личности. Поскольку  деятельность индивида не всегда может  дать простор для развития способностей, то между нею и способностями  существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении  способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности. С другой стороны, реальная деятельность оказывается  шире способностей, необходимых для  конкретного ее вида. В связи с  этим способности можно разделить  на актуальные и потенциальные.

   Потенциальные способности  не реализуются в конкретном  виде деятельности, но способны  актуализироваться при изменении  соответствующих социальных условий.  К актуальным, реализованным способностям  относят не только те, которые  реализуются и развиваются в  тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы  в данный момент и реализуются  в настоящем конкретном виде  деятельности.

Информация о работе Музыкальные способности