Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:32, дипломная работа
Цель данного проекта – повышение эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)».
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
- проанализировать нормативно-правовую базу системы управления образованием
Введение………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам подготовки кадров в системе образования……………………………………………………..……
6
1.1. Понятие, сущность управления подготовкой кадров в сфере образования……………………………………………………………………..
6
1.2. Механизмы, регулирующие подготовку кадров в сфере образования....
8
Глава 2. Нормативно-правовая база кадровой политики в системе образования ……………………………………………………………………
16
2.1. Федеральное законодательство в области образования…………………
16
2.2. Совершенствование правовых основ на уровне субъекта федерации…
24
Глава 3. Анализ муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…………………………………………………………………………
27
3.1. Структура и функции муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…..
3.2. Анализ работы муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»….. Глава 4. Пути повышения эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» по совершенствованию кадровой политики……...…….……………………..
4.1. Объективная необходимость повышения эффективности работы по подготовке кадров………………….…………………………………………...
4.2. Предложения по совершенствованию кадровой политики в системе образования……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………….
27
44
59
59
60
64
67
На 2010 год по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» всего по улусу субсидии получили 8, из них 5 работников системы образования;
по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов» субсидии получили 4 работника системы образования;
по подпрограмме «Улучшение жилищных условий» субсидию получил 1 работник.
По федеральной целевой программе «Жилище» по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» субсидии получили 2 педагогических работника.
В целях закрепления молодых специалистов на местах улусное управление образования часть средств выделяет молодым специалистам. Ежегодно в образовательные учреждения направляются выпускники учебных заведений, при этом явка специалистов на работу составляет около 85%. Из-за отсутствия жилья наблюдается текучесть кадров, отток специалистов в улусные центры и города.
Таким образом, МУ «Управление образования» является самостоятельным структурным подразделением администрации улуса обеспечивающим проведение целенаправленной государственной политики в области образования и координацию деятельности образовательных учреждений, осуществляющих дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее и дополнительное образование на всей территории Усть-Алданского улуса.
Анализ работы МУ «Управление образования» в 2007-2010 гг. показывает, что ведется целенаправленная, систематическая работа с кадрами по разным направлениям.
В частности, управление образования вело политику по приведению в соответствие количества и качества подготовки педагогов потребностям образовательных учреждений.
Целенаправленно велась работа по созданию системы по профессиональной ориентации учащихся на педагогические специальности. Так, в 2008-2009 учебном году в улусе педагогические классы действовали в 3 школах.
Но несмотря на это, остаются и нерешенные проблемы, которые будут рассмотрены в следующей главе.
Глава 4. Пути повышения эффективности деятельности муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» по совершенствованию кадровой политики
4.1. Объективная необходимость повышения эффективности работы по
подготовке кадров
Формирование образовательного законодательства в субъектах РФ исходит из того, что на уровне субъектов РФ целесообразно создать детальные законодательные акты.
В РС(Я) принят ряд нормативных документов по кадровому обеспечению системы образования. В дальнейшем необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в этом направлении. Хотя за последние 5-6 лет доля учителей с высшим образованием постепенно увеличивалась, процент педагогов, не имеющих высшего образования остается высоким (около 20,4%).
Подготовка педагогических кадров в ЯГУ осуществляется по шифрам, выпускающим специалистов с квалификациями: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории и обществознания», «Географ. Преподаватель географии» и др.; специальность учителя дается не как основная, а как дополнительная. На методику преподавания согласно стандарту отводится в среднем около 4 % учебного времени, педагогическая практика составляет 10 недель. Т.е. в системе высшего образования PC (Я) не готовятся специалисты с квалификацией «Учитель...» по биологии, географии, химии, истории и др., по которым ежегодно школы открывают вакансии.
Согласно прогнозу МУ «Управление образования» Усть- Алданского улуса на 2011-2012 учебный год сохранятся вакансии учителей математики и информатики, математики и физики, физики и астрономии, химии, географии, биологии, истории, русского языка и литературы, иностранного языка, физической культуры, психологов.
В
малокомплектных сельских школах требуются
учителя совмещенных специальностей:
химии-биологии-естествознания, математики-физики,
математики-информатики, физики-информатики,
естествознания, истории-обществознания-
Достаточно проблемным остается вопрос трудоустройства выпускников педагогических специальностей.
Основными
причинами недостаточной
Острой проблемой остается обеспечение педагогов жильем. В 2009 году зарегистрировано 318 педработников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них 226 молодых специалистов. 128 молодых специалистов проживают в общежитиях и арендованных квартирах. Кроме этого, часть молодых специалистов проживает у родственников или у родителей - 48.
Проблема в создании ведомственного жилищного фонда для педагогов связана с недостаточным размером выделяемых средств в улусе. На практике выгоднее выделение средств на строительство индивидуального жилья, т.к. приобретаются только необходимые строительные материалы.
Эти кадровые проблемы характерны для сложившейся системы подготовки работников образования и связаны со снижением престижности педагогического образования, «старением» педагогических кадров, недофинансированием проектов по улучшению социального статуса педагогов.
4.2 Предложения по
теме образования
Изучение и анализ состояния образования в Усть-Алданском улусе свидетельствуют, что в районе четко обозначились и проявляют себя тенденции решения вопросов кадровой политики, стабилизации и перехода к сбалансированному развитию образования, созданию современного культурно-образовательного пространства. Эти тенденции проявляются в рамках реализации программ, разработанных в районе и конкретизированных в образовательных учреждениях.
Формирование единой системы работы с кадрами всех уровней управления и всех сфер деятельности требует активизации деятельности и повышения управленческой квалификации всех служб, занимающихся управлением персоналом, повышения персональной ответственности руководителей.
Принятие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., несомненно, определило основные направления в обновлении образования.
В МУ «Управление образования» принята Программа кадрового обеспечения системы образования МР «Усть-Алданский улус (район) на период с 2006 по 2010 гг. [31].
Цель - разработка и реализация региональной модели кадрового обеспечения образовательных учреждений района.
Задачи:
-создание модели мониторинга текущих и перспективных потребностей в педагогических кадрах для образовательных учреждений всех типов и видов;
-разработка
нормативно-правовой базы
-повышение эффективности и целостности управления кадровой политикой в системе образования;
-совершенствование
структуры и содержания
-совершенствование
системы закрепления
-повышение
уровня социальной
Для решения первой задачи необходимо проанализировать потребность в педагогических кадрах, создать единую базу данных педагогов района, исследовать профессиональное долголетие педагогов, успешность профессиональной карьеры выпускников, учителей.
Решение второй задачи включает в себя разработку Программы развития образования на 2011-2015 гг., обеспечение преемственности обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования,
усовершенствование механизмов реализации целевой контрактной подготовки педагогов, разработку Положения о многоканальном целевом образовательном кредитовании студентов; разработку регионального штатного расписания образовательных учреждений с учетом современных потребностей в педагогических кадрах.
Повышение
эффективности и целостности
управления кадровой
политикой в системе образования подразумевает
коррекцию критериев
аттестации педагогических кадров в соответствии
с изменениями в системе
образования; формирование резерва руководящих
кадров и повышения
квалификации менеджеров образования;
подготовку специалистов в области
кадроведения; формирование государственного
заказа с учетом
востребованности
педагогических специальностей, систематизацию работы со СМИ по повышению статуса учителя
и престижа учительской профессии; создание
Фонда поддержки работников образования
при МУ «Управление образования», а также
при МО РС(Я); разработку Положения о целевой
контрактной переподготовке и повышении
квалификации педагогических и управленческих
кадров.
Для совершенствования непрерывного педагогического образования необходимо перепрофилирование части профессиональных образовательных учреждений по подготовке кадров по задачам, профилям и перечням специальностей, качеству подготовки, местам занятости выпускников; совершенствование функционирования педагогических классов, школ, гимназий; преимущественное зачисление выпускников педагогических классов в ссузы и вузы соответствующего профиля; введение по всем педагогическим специальностям программ подготовки и переподготовки учителей для малокомплектной школы; коррекцию программ подготовки студентов с учетом содержания и технологий школьного образования, методики преподавания, воспитания; организацию подготовки учителей по совмещенным специальностям.
Для развития
материально-технической базы учреждений
системы педагогического
В целях совершенствования
системы закрепления
Повышение уровня социальной защищенности педагогов, престижа профессии учителя предусматривает осуществление социальной поддержки работников образования; психологическую поддержку и профессиональную ориентацию сельского учителя; введение материального и морального стимулирования высокопрофессиональных педагогов; строительство жилья для педагогов, в т.ч. и в сельской местности.
Заключение
Образование является важнейшей сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.
К 1999 г. была в основном создана правовая база функционирования системы образования - федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Этот пакет состоял из 462 документов. Одновременно практически все субъекты федерации также приняли соответствующие документы, определяющие отношения в системе на уровне региона. Основополагающим стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.
В ходе работы мы выяснили, что управление образованием — целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в XXI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.
Субъекты
федерации несут
Реализацию государственной политики и руководство образованием на уровне республики осуществляет Министерство образования РС(Я), на уровне улуса осуществляет МУ «Управление образования» . В своей деятельности оно опирается на российское и республиканское законодательства и «Положение о Министерстве образования РС(Я)».
Министерство Образования РС(Я) несет ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы.
Большое значение имеет вопрос разграничение компетенции вышеуказанных органов управления, а также контроля за выполнением возложенных на них полномочий. В частности, в компетенции субъектов РФ находится подготовка кадров.
Среди многих проблем в системе образования можно назвать проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений: