Повышение эффективности деятельности муниципального управления «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного проекта – повышение эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)».
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
- проанализировать нормативно-правовую базу системы управления образованием

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам подготовки кадров в системе образования……………………………………………………..……

6
1.1. Понятие, сущность управления подготовкой кадров в сфере образования……………………………………………………………………..

6
1.2. Механизмы, регулирующие подготовку кадров в сфере образования....
8
Глава 2. Нормативно-правовая база кадровой политики в системе образования ……………………………………………………………………

16
2.1. Федеральное законодательство в области образования…………………
16
2.2. Совершенствование правовых основ на уровне субъекта федерации…
24
Глава 3. Анализ муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…………………………………………………………………………


27
3.1. Структура и функции муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»…..
3.2. Анализ работы муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»….. Глава 4. Пути повышения эффективности деятельности муниципального учреждения «Управление образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» по совершенствованию кадровой политики……...…….……………………..
4.1. Объективная необходимость повышения эффективности работы по подготовке кадров………………….…………………………………………...
4.2. Предложения по совершенствованию кадровой политики в системе образования……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………….

27

44



59

59

60
64
67

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный Домотов М.М. нормоконтроль.docx

— 129.38 Кб (Скачать файл)

На 2010 год  по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» всего по улусу субсидии получили 8, из них 5 работников системы  образования;

по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов» субсидии получили 4 работника системы образования;

по подпрограмме «Улучшение жилищных условий» субсидию получил 1 работник.

           По  федеральной целевой программе «Жилище» по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» субсидии получили 2 педагогических работника.

 В целях закрепления молодых специалистов на местах улусное  управление образования  часть  средств  выделяет  молодым специалистам. Ежегодно в образовательные учреждения направляются выпускники учебных заведений, при этом явка специалистов на работу составляет около 85%. Из-за отсутствия жилья наблюдается текучесть кадров, отток специалистов в улусные центры и города.

Таким   образом, МУ «Управление образования» является самостоятельным структурным подразделением администрации улуса обеспечивающим проведение целенаправленной государственной политики в области образования и координацию деятельности  образовательных учреждений, осуществляющих дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее и дополнительное образование на всей территории Усть-Алданского улуса.

Анализ  работы МУ «Управление образования» в 2007-2010 гг. показывает, что ведется целенаправленная, систематическая работа с кадрами по разным направлениям.

В частности, управление образования  вело политику по приведению в соответствие количества и качества подготовки педагогов потребностям образовательных учреждений.

Целенаправленно велась работа по созданию системы  по профессиональной ориентации учащихся на педагогические специальности. Так, в 2008-2009 учебном году в улусе педагогические классы действовали в 3 школах.

Но несмотря на это, остаются и нерешенные проблемы, которые будут рассмотрены в следующей главе.

 

Глава 4. Пути повышения эффективности  деятельности муниципального учреждения «Управления образования» муниципального района «Усть-Алданский улус (район)» по совершенствованию кадровой политики

4.1. Объективная необходимость повышения эффективности работы по

подготовке кадров

Формирование  образовательного законодательства в  субъектах РФ исходит из того, что на уровне субъектов РФ целесообразно создать детальные законодательные акты.

В РС(Я) принят ряд нормативных документов по кадровому обеспечению системы образования. В дальнейшем необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в этом направлении. Хотя за последние 5-6 лет доля учителей с высшим образованием постепенно увеличивалась, процент педагогов, не имеющих высшего образования остается высоким (около 20,4%).

Подготовка  педагогических кадров в ЯГУ осуществляется по шифрам, выпускающим специалистов с квалификациями: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории и обществознания», «Географ. Преподаватель географии» и др.; специальность учителя дается не как основная, а как дополнительная. На методику преподавания согласно стандарту отводится в среднем около 4 % учебного времени, педагогическая практика составляет 10 недель. Т.е. в системе высшего образования PC (Я) не готовятся специалисты с квалификацией «Учитель...» по биологии, географии, химии, истории и др., по которым ежегодно школы открывают вакансии.

Согласно  прогнозу МУ «Управление образования» Усть- Алданского улуса на 2011-2012 учебный год сохранятся вакансии учителей математики и информатики, математики и физики, физики и астрономии, химии, географии, биологии, истории, русского языка и литературы, иностранного языка, физической культуры, психологов.


В малокомплектных сельских школах требуются учителя совмещенных специальностей: химии-биологии-естествознания, математики-физики, математики-информатики, физики-информатики, естествознания, истории-обществознания-экономики-права, которых нет в перечне специальностей Минобрнауки РФ.

Достаточно  проблемным остается вопрос трудоустройства выпускников педагогических специальностей.

Основными причинами недостаточной обеспеченности школ педагогическими кадрами являются низкая зарплата и слабая социальная защищенность учителей. Учителям приходится «повышать» свою зарплату за счет увеличения нагрузки. Именно уровень заработной платы и дополнительных выплат является основным инструментом привлечения профессионального персонала в образование и дальнейшего его сохранения.

Острой  проблемой остается обеспечение  педагогов жильем. В 2009 году зарегистрировано 318 педработников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них 226 молодых специалистов. 128 молодых специалистов проживают в общежитиях и арендованных квартирах. Кроме этого, часть молодых специалистов проживает у родственников или у родителей - 48.

Проблема  в создании ведомственного жилищного  фонда для педагогов связана с недостаточным размером выделяемых средств в улусе. На практике выгоднее выделение средств на строительство индивидуального жилья, т.к. приобретаются только необходимые строительные материалы.

Эти кадровые проблемы характерны для сложившейся  системы подготовки работников образования и связаны со снижением престижности педагогического образования, «старением» педагогических кадров, недофинансированием проектов по улучшению социального статуса педагогов.

 

4.2 Предложения по совершенствованию  кадровой политики в сис-

теме образования

Изучение  и анализ состояния образования  в Усть-Алданском улусе свидетельствуют, что в районе четко обозначились и проявляют себя тенденции решения вопросов кадровой политики, стабилизации и перехода к сбалансированному развитию образования, созданию современного культурно-образовательного пространства. Эти тенденции проявляются в рамках реализации программ, разработанных в районе и конкретизированных в образовательных учреждениях.

Формирование  единой системы работы с кадрами  всех уровней управления и всех сфер деятельности требует активизации деятельности и повышения управленческой квалификации всех служб, занимающихся управлением персоналом, повышения персональной ответственности руководителей.

Принятие  Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 г., несомненно, определило основные направления в обновлении образования.

В МУ «Управление образования» принята Программа кадрового обеспечения системы образования МР «Усть-Алданский улус (район) на период с 2006 по 2010 гг. [31].

Цель - разработка и реализация региональной модели кадрового обеспечения образовательных учреждений района.

Задачи:

-создание  модели мониторинга текущих и  перспективных потребностей в педагогических кадрах для образовательных учреждений всех типов и видов;

-разработка  нормативно-правовой базы модели кадрового обеспечения образовательных учреждений района;

-повышение  эффективности и целостности  управления кадровой политикой в системе образования;

-совершенствование  структуры и содержания системы многоуровневого непрерывного педагогического образования;

-совершенствование  системы закрепления специалистов  системы образования, предупреждение  оттока педагогических кадров;

-повышение  уровня социальной защищенности  педагогов, престижа профессии учителя.

Для решения первой задачи необходимо проанализировать потребность в педагогических кадрах, создать единую базу данных педагогов района, исследовать профессиональное долголетие педагогов, успешность профессиональной карьеры выпускников, учителей.

Решение второй задачи включает в себя разработку Программы развития образования на 2011-2015 гг., обеспечение преемственности обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального и послевузовского    педагогического    образования,

усовершенствование  механизмов реализации целевой контрактной подготовки педагогов, разработку Положения о многоканальном целевом образовательном кредитовании студентов; разработку регионального штатного расписания образовательных учреждений с учетом современных потребностей в педагогических кадрах.

Повышение эффективности и целостности  управления кадровой 
политикой в системе образования подразумевает коррекцию критериев 
аттестации педагогических кадров в соответствии с изменениями в системе 
образования; формирование резерва руководящих кадров и повышения 
квалификации менеджеров образования; подготовку специалистов в области 
кадроведения; формирование государственного заказа с учетом 
востребованности  педагогических специальностей, систематизацию работы со СМИ по повышению статуса учителя и престижа учительской профессии; создание Фонда поддержки работников образования при МУ «Управление образования», а также при МО РС(Я); разработку Положения о целевой контрактной переподготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров.

Для совершенствования непрерывного педагогического  образования необходимо перепрофилирование части профессиональных образовательных учреждений по подготовке кадров по задачам, профилям и перечням специальностей, качеству подготовки, местам занятости выпускников; совершенствование функционирования педагогических классов, школ, гимназий; преимущественное зачисление выпускников педагогических классов в ссузы и вузы соответствующего профиля; введение по всем педагогическим специальностям программ подготовки и переподготовки учителей для малокомплектной школы; коррекцию программ подготовки студентов с учетом содержания и технологий школьного образования, методики преподавания, воспитания; организацию подготовки учителей по совмещенным специальностям.

Для развития материально-технической базы учреждений системы педагогического образования  предусматривается строительство  ОУ в сельской местности [28].

В целях совершенствования  системы закрепления специалистов системы образования, предупреждения оттока педагогических кадров требуется  разработка Плана действий МУ «Управление образования» по закрытию вакансий; установление доплат молодым специалистам, работающим в ОУ, окончившим учреждения профобразования с отличием; выделение выпускникам, окончившим учреждения профобразования, прибывшим на работу в сельскую местность, единовременного пособия в размере 3-х должностных окладов; выделение семьям педагогов-выпускников очных отделений учреждений профобразования, трудоустроившихся в ОУ в сельской местности, беспроцентного кредита для строительства и приобретения жилья; заключение договоров муниципальными образованиями арктических и северных улусов с учителями, направляемыми на работу в малокомплектные отдаленные ОУ.

Повышение уровня социальной защищенности педагогов, престижа профессии учителя предусматривает осуществление социальной поддержки работников образования; психологическую поддержку и профессиональную ориентацию сельского учителя; введение материального и морального стимулирования высокопрофессиональных педагогов; строительство жилья для педагогов, в т.ч. и в сельской местности.

 

Заключение

Образование является важнейшей сферой, которая  создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.

К 1999 г. была в основном создана правовая база функционирования системы образования - федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Этот пакет состоял из 462 документов. Одновременно практически все субъекты федерации также приняли соответствующие документы, определяющие отношения в системе на уровне региона. Основополагающим стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.

В ходе работы мы выяснили, что управление образованием — целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в XXI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Субъекты  федерации несут ответственность  за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы.

Реализацию  государственной политики и руководство  образованием на уровне республики осуществляет Министерство образования РС(Я), на уровне улуса осуществляет МУ «Управление образования» . В своей деятельности оно опирается на российское и республиканское законодательства и «Положение о Министерстве образования РС(Я)».

Министерство  Образования РС(Я) несет ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы.

Большое значение имеет вопрос разграничение  компетенции вышеуказанных органов управления, а также контроля за выполнением возложенных на них полномочий. В частности, в компетенции субъектов РФ находится подготовка кадров.

Среди многих проблем в системе образования  можно назвать проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений:

Информация о работе Повышение эффективности деятельности муниципального управления «Управление образования» МР «Усть-Алданский улус (район)»