Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 00:34, научная работа
Муниципальная служба является одним из важнейших понятий, отражающим характерные черты российской муниципальной политики. Данная категория отличается многоцелевой функционально – направленной деятельностью, сфера действия которой охватывает исполнение полномочий органами местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Муниципальная служба: понятие, цель, функции
1.2 Нормативно-правовое обеспечение муниципальной службы в РФ
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Г.ТЮМЕНИ
2.1. Структура и кадровый состав муниципальных служащих г. Тюмени
2.2. Оценка кадрового потенциала муниципальных служащих г. Тюмени
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В Г. ТЮМЕНИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
3.1. Основные проблемы развития муниципальной службы
3.2. Перспективы развития муниципальной службы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Статья 32 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 № 25-ФЗ называет следующие приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы:
1)Назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
2) содействие продвижению
по службе муниципальных
3) повышение квалификации муниципальных служащих;
4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
5) оценка результатов
работы муниципальных служащих
посредством проведения
6) применение современных
технологий подбора кадров при
поступлении граждан на
Как нам представляется, указанные направления реализуются посредством трех основных административных процедур:
- конкурсный отбор на замещение вакантной должности муниципальной службы;
- аттестация муниципальных служащих;
- создание и эффективное
использование кадрового
К сожалению, Закон не содержит каких-либо положений о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, что также способствовало бы формированию высокопрофессионального кадрового состава муниципальной службы.
Кроме того, следует отметить, что из названных процедур только аттестация носит обязательный характер.
К сожалению, этот закон не содержит каких-либо положений о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, что также способствовало бы формированию высокопрофессионального кадрового состава муниципальной службы.
Кроме того, следует отметить, что из названных процедур только аттестация носит обязательный характер. Конкурс на замещение вакантной должности и работа с кадровым резервом предусмотрены лишь на уровне потенциальной возможности. Так, согласно ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Таким образом, Закон предусматривает лишь абстрактную возможность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, а замещение вакантной должности и работа с кадровым резервом предусмотрены лишь на уровне потенциальной возможности. В связи с этим, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.
Немаловажную роль в совершенствовании муниципальной службы играет работа с кадровым резервом. Для решения проблем в этом направлении необходимо осуществлять информационно-методическое сопровождение работы конкурсной комиссии по формированию кадрового резерва. Члены конкурсной комиссии по формированию кадрового резерва при подготовке к заседанию комиссии должны составлять перечень вопросов для оценки кандидатов в кадровый резерв и принимать активное участие в работе комиссий непосредственно на заседаниях.
Работа с лицами, состоящими в кадровом резерве, должна включать мероприятия, обеспечивающие приобретение резервистами теоретических и практических знаний, более глубокое освоение будущей работы, выработку у них организаторских навыков. Для этого лиц, включенных в кадровый резерв, необходимо привлекать к участию в работе с проектами муниципальных правовых актов и реализации мероприятий в рамках полномочий органов местного самоуправления, кадровой политики, муниципального управления.
Кроме того, работа с лицами, состоящими в кадровом резерве, должна включать повышение их квалификации и профессиональную переподготовку.
В настоящее время показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности в большинстве должностных инструкций муниципальных служащих отсутствуют. Одним из способов современной кадровой работы является разработка и внедрение методики подбора кадров и формирования кадрового резерва на основе современных технологий.
Третьим шагом развития муниципальной службы является повышение уровня профессионализма и компетенции муниципальных служащих.
Необходимо обеспечить возможности обучения на рабочем месте посредством проведения обучающих мероприятий и создания условий для самостоятельной подготовки; использовать информационную базу для обмена опытом муниципальных служащих в целях обновления и освоения знаний по актуальным вопросам; организовывать проведение круглых столов по актуальным вопросам порядка прохождения муниципальной службы.
Дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих можно осуществлять посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), а также внедрения новых форм и методов обучения (мастер-классы и тренинги, дистанционные программы, обучение в рамках проекта, ролевые и деловые игры и др.) за счет средств бюджета города Тюмени.
Реализация программ повышения квалификации должна быть направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Повышение квалификации муниципального служащего проводится не реже, чем один раз в три года. Реализация программ профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
В соответствии с Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 № 25-ФЗ одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является применение современных технологий работы с персоналом. В связи с этим есть необходимость во внедрении комплексного диагностического метода оценки персонала.
Необходимо также при формировании конкурсной документации по размещению муниципального заказа для оказания услуг по дополнительному профессиональному образованию включать программы по узким отраслевым направлениям, с учетом интересов муниципальных служащих. Также необходимо обеспечить возможности обучения на рабочем месте посредством проведения обучающих мероприятий и создания условий для самостоятельной подготовки; использовать информационную базу для обмена опытом муниципальных служащих в целях обновления и освоения знаний по актуальным вопросам; организовывать проведение круглых столов по актуальным вопросам порядка прохождения муниципальной службы.
Следующий шаг – это повышение тенденции омоложения кадров на муниципальной службе.
Омоложение кадров возможно путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные направления и методы работы.
Необходимо также повышать престиж муниципальной службы и авторитета служащих различными программами, формировать систему непрерывного профессионального образования кадров. Это позволит усовершенствовать комплекс мероприятий по профессиональному развитию кадров муниципальной службы; способствует более активному взаимодействию с высшими учебными заведениями, привлечению молодых специалистов, имеющих соответствующую квалификацию; позволяет разрабатывать механизм обучения и стажировки кандидатов, включенных в состав кадрового резерва.
Несмотря на ужесточение требований к набору граждан на государственную и муниципальную службу, организация приема на нее нуждается в совершенствовании: следует улучшить информирование граждан по вопросам наличия вакансий на государственной и муниципальной службе, проведения конкурсов, их итогов, в том числе путем размещения извещений в Интернете как на официальных сайтах органов власти, так и на специализированных сайтах поиска работы.
В рамках Муниципальной Программа "Развитие муниципальной службы в городе Тюмени на 2015 - 2017 годы» предлагаются следующие мероприятия, направленные на совершенствование муниципальной службы:
1) Проведение актуализации положений о структурных подразделениях и должностных инструкций работников, с учетом целей и задач органов местного самоуправления, муниципального органа;
2) Организация проведения круглых столов по актуальным вопросам порядка прохождения муниципальной службы;
3) Проведение аттестации муниципальных служащих города Тюмени
4) Организация проведения квалификационных экзаменов муниципальных служащих города Тюмени;
5) Обеспечение функционирования информационной базы (в электронном виде и на бумажном носителе) для обмена опытом муниципальных служащих в целях обновления и освоения знаний по актуальным вопросам;
6) Привлечение лиц, включенных в кадровый резерв, резерв управленческих кадров, к участию в работе над проектами нормативных правовых актов и реализации мероприятий в рамках полномочий органов местного самоуправления, кадровой политики, муниципального управления;
7) Обеспечение контроля за соблюдением кодекса профессиональной этики муниципальных служащих;
8) Размещение информации о замещении должностей муниципальной службы из кадрового резерва на официальном портале города Тюмени в сети "Интернет";
9) Организация мероприятий по оценке персонала [17].(См. Приложение 3)
Последовательное внедрение вышеуказанных мер позволит решить проблемы, которые уже длительное время выступают барьером для совершенствования муниципальной службы, выдвинуть муниципальную службу на новый уровень в современных экономических условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, можно сказать, что карьера муниципального служащего является показателем успешности профессионального развития, полем самовыражения, оценкой качества исполнения профессиональной деятельности. Повышение эффективности и качества муниципальной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, повышение качества оказываемых услуг являются главными задачами при реформировании системы государственной и муниципальной службы. Процессы кадровой работы в системе государственного и муниципального управления должны строиться на основе комплексности, целостности и системности управляющего воздействия. Выработка прогрессивной, перспективной системы, своего рода модели системной организации кадровой работы и управления ею, является задачей первостепенной важности.
От динамики профессионального (кадрового) потенциала муниципальных служащих зависит эффективное функционирование органов местного самоуправления.
В ходе исследования был проведен анализ кадрового потенциала муниципальных служащих г. Тюмени на основе таких параметров как возраст мунципальных служащих, их стаж, уровень образования и т.д. Также была рассмотрена работа с кадровым резервом органов местного самоуправления г. Тюмени.
По результатам исследования были выделены следующие проблемы:
Изучение каждой проблемы, её причины, позволило определить перспективы развития муниципальной службы в г. Тюмени. Необходимо проведение следующих мероприятий:
Информация о работе Проблемы развития муниципальной службы в городском округе городе Тюмени