Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

 

3. Территориальное общественное самоуправление  может осуществляться в пределах  следующих территорий проживания  граждан: подъезд многоквартирного  жилого дома; многоквартирный жилой  дом; группа жилых домов; жилой  микрорайон; сельский населенный  пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

 

4. Органы территориального общественного  самоуправления избираются на  собраниях или конференциях граждан,  проживающих на соответствующей  территории.

 

5. Территориальное общественное самоуправление  считается учрежденным с момента  регистрации устава территориального  общественного самоуправления уполномоченным  органом местного самоуправления  соответствующего поселения. Порядок  регистрации устава территориального  общественного самоуправления определяется  уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа  муниципального образования.

 

  Территориальное общественное самоуправление  в соответствии с его уставом  может являться юридическим лицом  и подлежит государственной регистрации  в организационно-правовой форме  некоммерческой организации.

 

6. Собрание граждан по вопросам  организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления считается правомочным,  если в нем принимают участие  не менее одной трети жителей  соответствующей территории, достигших  шестнадцатилетнего возраста.

 

(в  ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

  Конференция граждан по вопросам  организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления считается правомочной,  если в ней принимают участие  не менее двух третей избранных  на собраниях граждан делегатов,  представляющих не менее одной  трети жителей соответствующей  территории, достигших шестнадцатилетнего  возраста.

 

(в  ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

7. К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих  территориальное общественное самоуправление, относятся:

 

1) установление  структуры органов территориального  общественного самоуправления;

 

2) принятие  устава территориального общественного  самоуправления, внесение в него  изменений и дополнений;

 

3) избрание  органов территориального общественного  самоуправления;

 

4) определение  основных направлений деятельности  территориального общественного  самоуправления;

 

5) утверждение  сметы доходов и расходов территориального  общественного самоуправления и  отчета о ее исполнении;

 

6) рассмотрение  и утверждение отчетов о деятельности  органов территориального общественного  самоуправления.

 

8. Органы территориального общественного  самоуправления:

 

1) представляют интересы населения,  проживающего на соответствующей  территории;

 

2) обеспечивают  исполнение решений, принятых  на собраниях и конференциях  граждан;

 

3) могут осуществлять хозяйственную  деятельность по благоустройству  территории, иную хозяйственную  деятельность, направленную на удовлетворение  социально-бытовых потребностей  граждан, проживающих на соответствующей  территории, как за счет средств  указанных граждан, так и на  основании договора между органами  территориального общественного  самоуправления и органами местного  самоуправления с использованием  средств местного бюджета;

 

(в  ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

4) вправе вносить в органы местного  самоуправления проекты муниципальных  правовых актов, подлежащие обязательному  рассмотрению этими органами  и должностными лицами местного  самоуправления, к компетенции которых  отнесено принятие указанных  актов.

 

9. В уставе территориального общественного  самоуправления устанавливаются:

 

1) территория, на которой оно осуществляется;

 

2) цели, задачи, формы и основные направления  деятельности территориального  общественного самоуправления;

 

3) порядок  формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий  органов территориального общественного  самоуправления;

 

4) порядок  принятия решений;

 

5) порядок  приобретения имущества, а также  порядок пользования и распоряжения  указанным имуществом и финансовыми  средствами;

 

6) порядок  прекращения осуществления территориального  общественного самоуправления.

 

10. Дополнительные требования к  уставу территориального общественного  самоуправления органами местного  самоуправления устанавливаться  не могут.

 

11. Порядок организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления, условия и порядок  выделения необходимых средств  из местного бюджета определяются  уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа  муниципального образования.

 

 

 

http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/57_5.html#p932

© КонсультантПлюс, 1992-2012

 

 

 

 

 

 

 

Одной из форм участия населения в осуществлении  местного самоуправления является территориальное  общественное самоуправление (ТОС), под  которым понимается самоорганизация  граждан по месту их жительства на части территории поселения для  самостоятельного и под свою ответственность  осуществления собственных инициатив  по вопросам местного значения. ТОС - максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. Она сочетает и прямое волеизъявление граждан, и деятельность органов, избираемых гражданами.

  Порядок организации и деятельности  ТОС устанавливается в уставе  и нормативных правовых актах  муниципального образования. Оно  считается учрежденным с момента  регистрации его устава уполномоченным  органом местного самоуправления  соответствующего поселения. В  уставе устанавливаются:

- территория, на которой осуществляется  ТОС;

- цели и задачи, формы и основные  направления деятельности ТОС;

- порядок формирования, прекращения  полномочий, права и обязанности,  срок полномочий органов ТОС;

- порядок принятия решений;

- порядок приобретения имущества,  а также пользования и распоряжения  указанным имуществом и финансовыми  средствами;

- порядок прекращения осуществления  ТОС.

  ТОС может являться юридическим  лицом и подлежит государственной  регистрации в форме некоммерческой  организации. В отличие от местного  самоуправления, органы ТОС:

- не имеют властных полномочий (это - общественное самоуправление), хотя и могут наделяться отдельными  распорядительными полномочиями  по решениям муниципальных органов;

- не носят обязательного характера  (на какой-то части территории  муниципального образования они  могут действовать, на другой - нет);

- не имеют законодательно установленного  перечня решаемых вопросов, его  устанавливают сами жители применительно  к местным условиям;

- могут заниматься или не заниматься  хозяйственной деятельностью и,  соответственно, иметь или не  иметь статус юридического лица. 

Ф3 №131 от 6 октября 2003 г. в развитие положений Конституции РФ выделяет две формы общественного самоуправления жителей: непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления (гл. 5). Непосредственно население осуществляет местное самоуправление посредством проведения сходов, выборов, референдумов, голосований по вопросам местного значения. Формами участия населения в осуществлении местного самоуправления являются собрания, конференции жителей, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы граждан, правотворческие инициативы граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.

Критерием разграничения указанных  форм общественного самоуправления жителей является юридическая сила решения, принятого по результатам  проведения того или иного мероприятия. для непосредственного осуществления  населением местного самоуправления характерна обязательность принятого решения. Так, решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования  и не нуждается в утверждении  какими-либо органами государственной  власти, их должностными лицами или  органами местного самоуправления. Аналогична юридическая сила результатов муниципальных  выборов, сходов граждан, голосования  по отзыву выборных лиц местного самоуправления. Следовательно, указанные формы  являются формами непосредственного  осуществления населением местного самоуправления. Решения собраний, конференций, территориального общественного  самоуправления, результаты публичных  слушаний, правотворческие инициативы граждан подлежат обязательному  рассмотрению органами местного самоуправления, однако носят для органов власти рекомендательный характер. Следовательно, они являются формами участия  населения в осуществлении местного самоуправления. Необходимо сказать, что  в определенных случаях и результаты голосования по вопросам изменения  границ и преобразования муниципальных  образований также имеют рекомендательный характер.

Обе формы необходимы для того, чтобы реально активизировать деятельность населения в эффективном развитии самоуправления на местах. Как правило, участвовать в осуществлении  местного самоуправления имеют право  граждане Российской Федерации, достигшие  восемнадцатилетнего возраста, постоянно  или преимущественно проживающие  на территории соответствующего муниципального образования, обладающие избирательным  правом. Граждане имеют равные права  на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В некоторых  случаях законодательство предоставляет  право на участие в осуществлении  местного самоуправления гражданам, достигшим  шестнадцатилетнего возраста. Ярким  примером является право участия  в территориальном общественном самоуправлении (ст. 27 ФЗ №131 от 6 октября  2003 г.).

В качестве исключения иностранные  граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

 

    1. Система организации, роли И ФУНК ТОС
  1. Российская практика организации ТОС
  2. В настоящее время Российская Федерация идёт по пути становления новой государственности, функционирующей на принципах демократии. Реальная демократия – это власть народа, осуществляемая посредством народа и в интересах народа. Поэтому не случайно в большинстве демократических стран обязательным элементом конституционного строя является местное самоуправление, суть которого заключается в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
  3. С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основное назначение которого - стимулировать процесс развития форм общественного самоуправления на местах, а в конечном итоге обеспечить реальное участие населения в управлении государством. Но внедрение закона идёт очень медленно и трудно, а по некоторым вопросам – налицо срыв планов и программ по разным причинам, одна из которых – неучастие населения в самоуправлении.
  4. Пассивность населения определяется, прежде всего, недостатком информированности общественности о действиях власти, недоверием населения к любому властному уровню. Кроме того, сама организация местного самоуправления делает общественное участие в местном самоуправлении абсолютно непривлекательным (имеется в виду отсутствие стимулов). Таким образом, в целом по стране население не видит своей активной роли в новых структурах муниципальной власти, а сами эти структуры не видят возможностей для более активного включения жителей муниципальных образований в решение общественных и собственных проблем.
  5. Государство пока не разработало чётких критериев, условий, стимулов, гарантий, которые бы способствовали вовлечению в процесс решения местных вопросов главного субъекта муниципальной власти – жителей муниципальных образований. Пока длится переходный период, решаются законодательно основные организационные вопросы, образно говоря, до вопросов организации территориального общественного самоуправления у законодателей пока «не доходят руки». Но очень скоро закончится переходный период, разрешатся вопросы передачи полномочий, финансирования, кадров и т. д. во вновь образованных муниципальных образованиях и, по нашему мнению, остро встанет вопрос активизации социального потенциала местного самоуправления.
  6. Если государство заинтересовано в формировании гражданского общества, оно должно организовать этот процесс, создавать условия и стимулы для привлечения населения к самоуправлению.
  7. С одной стороны это противоречит самой идее гражданского общества, которое должно «вызреть» в недрах общества и проявиться в форме инициатив «снизу», со стороны самих граждан и общественных организаций, а не создаваться «сверху», со стороны государства. С другой стороны понятно, что на данном этапе, пока в России ещё не сформированы развитые структуры гражданского общества, государство вынуждено взять на себя инициативу, чтобы «запустить» механизм саморегуляции общества.
  8. Авторы проекта совершенно убеждены в существовании большого потенциала социальной активности у населения нашей страны, которое имеет в своей основе такие предпосылки как особенности менталитета русского человека, (способность сопереживать, помогать, решать проблемы «всем миром»), исторический опыт создания муниципальных институтов в России (земское и городское самоуправление в России в 18-19 вв., Советы) и т. д.
  9. Под активностью понимается осознанное, социально признанное целенаправленное поведение, результатом которого является преобразование объективных социальных условий.
  10. Гражданская активность, гражданское общество получают своё развитие там, где создаются механизмы участия людей в решении вопросов общественной значимости.
  11. Согласно законодательству, население муниципальных образований имеет право на участие в осуществлении местного самоуправления в различных формах. При этом «государственные органы и органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления». (ст. 33 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6. 10. 2007г.)
  12. Другими словами, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны активизировать население объединяться в социальные группы для эффективного разрешения общественных и личных проблем, искать новые формы для преодоления социальной пассивности граждан. Но нигде в законодательстве не указаны санкции за невыполнение этих обязательств, поэтому данное требование не звучит как норма, а существует скорее как декларация. В результате органы местного самоуправления очень мало занимаются данной проблемой, ссылаясь на то обстоятельство, что население пассивно.
  13. Но так ли пассивно население муниципальных образований, или этим фактом должностные лица местного самоуправления прикрывают своё бездействие?
  14. При условии, что население будет получать больше информации о реформе местного самоуправления, а местные органы власти умело привлекут к общественной деятельности сначала самых активных и авторитетных жителей, которые, в свою очередь, будут иметь стимулы для такой деятельности, процесс этот может сдвинуться и дать неплохие результаты.
  15. Конституционное право граждан на объединение реализуется посредством учреждения негосударственных организаций в различных организационно-правовых формах.
  16. Территориальное общественное самоуправление является одной из лучших форм участия граждан в решении вопросов местного значения, тех вопросов и проблем, которые нас окружают и в большей степени волнуют. ТОСы обладают широкими возможностями по оказанию помощи населению. Сферы применения инициативы граждан – работа с детьми, охрана общественного порядка, клубы по интересам, домовые комитеты, ТСЖ и т. д.
  17. Что касается последнего, объединение владельцев квартир в многоэтажных домах в товарищества собственников жилья – это необходимость после вступления в силу Жилищного Кодекса РФ от 29. 12. 2004 №188-ФЗ. Если жильцы сами не объединятся в ТСЖ, администрация поселения вправе от имени жильцов заключить договор на обслуживание дома сроком до 5 лет с управляющей кампанией, которая ей удобна и выгодна.
  18. Население реально осознаёт собственные проблемы, некоторые люди готовы принимать участие в их решении, но не знают, с чего начать, как организовать процесс создания органа ТОС, правовая грамотность населения в муниципальных образованиях находится на очень низком уровне. При этом должностные лица местного самоуправления занимают выжидательную позицию, обвиняя население в пассивности, законодательство расплывчато и неконкретно.
  19. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации, нужно определить те силы, которые должны научить, направить в нужное русло активных людей, показать им реальную выгоду от того, что они сами будут определять пути решения собственных проблем, подключить к этому процессу все заинтересованные органы, т. е. взять на себя координацию действий на первых порах.
  20. При этом первым шагом должно стать законодательное обоснование процесса участия граждан в территориальном общественном самоуправлении.
  21. На сегодняшний день федеральное законодательство даёт лишь общее представление о различных формах участия населения в муниципальном управлении (принципы, порядок образования и т. д.), предоставляя право муниципальным образованиям самостоятельно принимать нормативные правовые акты, регламентирующие более конкретные положения.
  22. Проведенный анализ законодательства субъектов Федерации показывает, что законов об организации ТОС в субъектах Федерации существует множество, но они были приняты до начала реформы местного самоуправления и в настоящее время должны быть приведены в соответствие с современным Федеральным законодательством.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление