Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа
По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.
Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..
19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..
36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….
50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...
59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………
Мировая налоговая практика
предъявляет жесткие
В этих целях Главой государства принят Декрет от 19 апреля 2002 г. № 11 «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно Декрету было отменено предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам.
Одновременно было установлено, что отдельным категориям налогоплательщиков налоговым законодательством могут быть предоставлены преимущества в виде льгот по налогам в части освобождения от уплаты налогов, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных налогов.
Государственная поддержка может быть оказана налогоплательщикам индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:
По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана налогоплательщикам в иных видах.
Целью предоставления рассматриваемых льгот является обеспечение реализации особо важных государственных программ, стимулирование активизации деятельности субъектов хозяйствования в направлениях, соответствующих приоритетам развития экономики Республики Беларусь, обеспечение социальной адаптации наиболее незащищенных категорий граждан.
Основных адресатов налоговых льгот можно условно распределить на следующие группы.
1.Промышленные предприятия, функционирующие
в приоритетных для нашего
государства отраслях (сферах деятельности)
и (или) выполняющие градообразующие
функции. Такие предприятия, как
правило, являются крупнейшими нанимателями на рынке рабочей
силы соответствующей административно-
2.Опытно-конструкторские
3.Организации (учреждения), способствующие развитию в нашей республике физической культуры и спорта.
4.Граждане, относящие к категории наименее социально защищенных. В эту группу включаются в основном многодетные или малоимущие налогоплательщики, а также индивидуальные предприниматели, которым льготы предоставлялись решениями местных органов власти (по подоходному, единому налогу, налогу на недвижимость).
5.Прочие льготополучатели. В эту группу входят учреждения образования и здравоохранения, общественные благотворительные объединения, учреждения уголовно-исполнительной системы, иные организации, которым были предоставлены льготы по налогу на землю и недвижимость.
При рассмотрении вопроса о целесообразности предоставления индивидуальных налоговых преференций целесообразно руководствоваться следующим концептуальным подходом.
В масштабах экономики наибольшая эффективность субсидий достигается лишь при их максимальной концентрации в точках экономического роста. Из этого следует, что в условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов государство должно поддерживать только те предприятия, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения объемов и качества выпускаемой продукции, использовать гибкую ценовую политику в соответствии с потребностями внутреннего рынка. При этом такие предприятия должны стать "локомотивами макроэкономической стабилизации", способными вытянуть за собой всю цепь сопряженных производств, обеспечивая в дальнейшем за счет кумулятивного эффекта наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки. В противном случае предоставление индивидуальных налоговых льгот будет искусственной мерой поддержания текущего функционирования плательщика за счет бюджетных средств, использование которой приведет лишь к расширению круга низкорентабельных и убыточных предприятий и не способно позитивно повлиять на динамику экономических процессов в стране.
Следует отметить, что помимо пересмотра подходов к предоставлению индивидуальных налоговых преференций, начиная с 2000 года, в республике ведется работа по упорядочению концептуальных налоговых льгот. В наибольшей степени изменения коснулись налога на прибыль. Так, с 2004 года отменены все пониженные ставки и сохранена единая ставка налога на прибыль в размере 24 процентов. В 2005 году планируется исключить льготу по налогу на прибыль для вновь образованных организаций с иностранными инвестициями. В настоящее время коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых доля инвестора в уставном фонде составляет не менее 30%, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности).
Планируется также отказаться от практики уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы, использованные на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.
По НДС уточняется порядок применения пониженной (10%) ставки. При экспорте товаров, на которые установлена такая ставка, их налогообложение будет производиться на одинаковых с другими товарами условиях, т.е. с использованием ставок 0% и 18% в зависимости от принципа взимания косвенных налогов с соответствующим государством. В случае вступления в силу в 2005 году соответствующего закона будет отменена пониженная 10- процентная ставка НДС по товарам, произведенным с применением новых и высоких технологий, так как практика показала неэффективность данной льготы.
В целях усиления контроля за предоставлением льгот по НДС применение отдельных льгот будет исчисляться по перечням льготируемых товаров (услуг), утверждаемым Советом Министров по согласованию с Президентом. Это касается лекарственных средств, а также медицинской техники, изделий из медицинского (ветеринарного) назначения, медицинских (ветеринарных) услуг, продовольственных товаров и товаров для детей, которые облагаются НДС по ставке 10%. Действующая льгота по услугам сферы образования будет предоставлена только учебным заведениям, финансируемым из республиканского либо местных бюджетов.
Таким образом, в результате выравнивания условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков повышается уровень нейтральности налоговой системы и создаются благоприятные условия для экономического роста и активизации инвестиционных процессов во всех секторах национальной экономики.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Посредством налогов осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общегосударственных нужд. Таким образом формируется доходная часть государственного бюджета. Изъятие же части стоимости общественного продукта (национального дохода) осуществляется государством в виде обязательных взносов юридических и физических лиц, в чем и состоит сущность налогов.
В настоящее время, на долю налогов, являющихся важнейшими средствами формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90% всех бюджетных поступлений в развитых странах. В Республике Беларусь за 2003 год за счет налогов было сформировано 86,7% доходов бюджета.
Эффективность проведения государственной политики в налоговой сфере во многом зависит от принципов, на которых она базируется. Так, существует несколько основополагающих принципов налогообложения, которые были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других..
Речь идет о следующих принципах:
Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизации средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.
В основе моделей оптимизации налогов и определения предельного уровня налоговых изъятий лежит теория Лаффера, сущность которой в следующем: чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив у производителей для уклонения от уплаты налогов
В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % от доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35-37% доходов, то это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и, в конечном итоге, к стагнации или спаду производства.
Поэтому не случайно
эффективность деятельности
В Республике Беларусь для оценки величины налогового бремени на экономику используются такие показатели, как уровень централизации и номинальная (реальная) налоговая нагрузка. В частности, за 2003 год уровень централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета республики составил 33,9%, а налоговая нагрузка на экономику без учета фонда социальной защиты - 29,3% к ВВП. С учетом последнего величина налоговой нагрузки на экономику республики за 2003 год составила 40,1%, а всего в распоряжение государства поступает и централизованно перераспределяется 44,7% ВВП.
Для
расчета налоговой нагрузки на
микроуровне в нашей
Подчеркнем, что величина налоговой нагрузки организаций во многом зависит от таких показателей, как трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость. Отечественная налоговая система предусматривает различный уровень налогового бремени с различных элементов выручки, при этом наибольшему налоговом давлению подвергаются предприятия с высоким уровнем трудоемкости и, соответственно, со значительной величиной расходов на ФОТ. Практическим подтверждением нашего утверждения могут служить приведенные в работе данные о величине налоговой нагрузки известных предприятий республики с различной структурой затрат. При этом наиболее значителен уровень налоговой нагрузки предприятий с большой долей расходов на оплату труда. Например, налоговая нагрузка « трудоемких» ОАО "Брестский чулочный комбинат" составляет 26%, РУП "Борисовский завод медицинских препаратов" -17,7%.В то же время налоговое бремя материалоемких организаций ниже - ОАО "Амкодор-Ударник"-12,3%, РУП "БелАЗ" - 9,9%, УП "Минский тракторный завод"-12,5%.
В рамках совершенствования финансовых отношений организаций и бюджета особую актуальность приобретает вопрос оптимизации уровня налоговой нагрузки. При этом необходимо решать одновременно две разнонаправленные задачи. С одной стороны, целесообразно ослабить налоговое давление на отечественных товаропроизводителей, создать предпосылки для восстановления утраченных ими оборотных фондов и в перспективе способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках.
С другой стороны, при существенном снижении налогового бремени остро встает проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, обеспечения республиканских и местных потребностей. Это может потребовать изыскания дополнительных резервов увеличения поступлений в бюджет.
Наиболее перспективным направлением оптимизации налоговой нагрузки является снижение ставок платежей от выручки и от фонда оплаты труда.
Для оценки экономического
эффекта от снижения