Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа
По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.
Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..
19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..
36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….
50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...
59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………
Под налоговой базой принято понимать стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, определяемую применительно к каждому налогу и налогоплательщику.
На макроуровне основной налоговой базой выступает ВВП как совокупность вновь созданных стоимостей в целом по экономике. Он складывается из доходов, получаемых работниками за труд в форме заработной платы, прибыли субъектов предпринимательства, доходов, получаемых с капитала, а также доходов, получаемых налогоплательщиками в результате процесса перераспределения денежных доходов (рента, дивиденды, проценты по вкладам и т.д.). Все они выступают в качестве конкретных источников налоговых платежей. По этому поводу А. Смит писал: «Все налоги и всякий основанный на них доход – все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода – в конечном счете, получают из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или ренты земли». [ 39, с. 123]
Динамика налоговых платежей в целом по экономике зависит прежде всего от сложившихся темпов роста ВВП, т.е. при прочих равных условиях ВВП и налоговые поступления (как часть ВВП) находятся в прямой пропорциональной зависимости (см. таблицу 1.2.1).
Таблица 1.2.1
Сравнительный анализ динамики ВВП и налоговых поступлений
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
Валовый внутренний продукт |
103,0% |
106,0% |
104,1% |
104,7% |
106,8% |
Налоговые поступления |
105,7% |
105,7% |
100,4% |
100,9% |
115,1% |
Данные таблицы свидетельствуют, что в 1999-2003 гг. в Республике Беларусь рост ВВП сопровождался увеличением налоговых поступлений. Вместе с тем, за указанный период наблюдается некоторое несоответствие темпов роста ВВП и налоговых поступлений, что обусловлено влиянием нижеследующих факторов.
2. ВВП является производственным
показателем, характеризующим объемы
созданной в экономике
Таблица 1.2.2
Сравнительный анализ динамики ВВП, запасов готовой продукции, выручки и налогов с оборота
Темпы роста, % |
2001 |
2002 |
2003 |
ВВП |
104,1% |
104,7% |
106,8% |
Запасы готовой продукции |
103,2% |
101,8% |
95,2% |
Выручка |
122,3% |
94,6% |
106,1% |
Оборотные налоги, всего |
93,1% |
93,9% |
113,6% |
.
Таблица 1.2.3
Сравнительный анализ динамики НДС на таможне и объема импорта
Темпы роста, % |
2002 год |
2003 года |
НДС, уплаченный на таможне |
111,7% |
130,7% |
Объем импорта |
109,8% |
126,5% |
НДС, уплаченный внутри республики, в первую очередь зависит от динамики добавленной стоимости (ВВП). Помимо этого существенное влияние оказывает также и объем продукции и услуг, экспортируемых в дальнее зарубежье: чем больше экспорт, тем больше суммы возвратов(зачетов) НДС из бюджета по продукции, экспортируемой с применением «0» ставки, и тем ниже поступления по данному налогу. (См.табл.1.2.4)
Таблица 1.2.4
Сравнительный анализ динамики НДС и объема экспорта
Темпы роста, % |
2000* |
2001* |
2002 |
2003 |
ВВП |
106,0% |
104,1% |
104,7% |
106,8% |
НДС на территории РБ |
109,9% |
96,3% |
104,0% |
92,2% |
Объем экспорта по «0» ставке НДС |
124,1% |
101,3% |
108,7% |
124,0% |
4.Значительное влияние на
Таблица 1.2.5
Совокупный уровень налоговых изъятий в бюджет
по отдельным элементам
Оборотные налоги |
НДС |
Платежи от ФОТ* |
Налоги из прибыли |
Всего | |
Амортизационные отчисления |
4,5 |
20 |
--- |
--- |
24,5 |
Средства на оплату труда |
4,5 |
20 |
16 |
--- |
40,5 |
Прибыль |
4,5 |
20 |
--- |
29 |
53,5 |
* по платежам от ФОТ
совокупный уровень изъятий
Приведенные данные свидетельствуют о более высокой налогоемкости прибыли по сравнению со средствами на оплату труда. Как следствие, в 2002 году увеличение в структуре ВВП средств на оплату труда и уменьшение прибыли привело к значительным потерям налогов из прибыли, которые были не полностью компенсированы увеличением налогов от заработной платы. (См. табл. 1.2.6)
Сравнительный анализ динамики балансовой прибыли,
средств на
оплату труда и налоговых
Темпы роста, % |
2002 |
2003 |
Балансовая прибыль |
101,9% |
111,3% |
Налоги из прибыли |
76,4% |
108% |
Средства на оплату труда |
103,9% |
100,1% |
Налоги от заработной платы |
108,8% |
100,4% |
Что касается анализа динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций, то с позиций бюджета особую актуальность приобретает выявление факторов, повлекших за собой их отрицательную динамику. При этом всю совокупность причин, действие которых может негативно сказаться на динамике налоговых поступлений, с определенной долей условности можно разделить на две группы.
1. Объективные причины, обусловленные
воздействием на субъект
2.Субъективные причины, обусловившие полученные плательщиком результаты финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, динамику основных баз налогообложения.
В последние несколько лет, когда нормативно-правовое поле налогообложения в республике достаточно стабильно, отрицательная динамика налоговых поступлений отечественных предприятий, как правило, обусловлена субъективными причинами. Поэтому при прочих равных условиях (стабильная нормативно-правовая база) анализ причин отрицательной динамики налоговых платежей связан с поиском причин, обусловивших отрицательную динамику основных налоговых баз (выручка, себестоимость, балансовая прибыль, расходы на оплату труда) и элементов их формирования. Проанализируем причины отрицательной динамики налоговых платежей во взаимосвязи с их налоговыми базами на примере предприятия «А». Исходную информацию об основных результатах финансово-хозяйственной деятельности и расчет динамики налоговых баз и поступлений в бюджет отразим в таблице 1.2.7.
Таблица 1.2.7
Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых поступлений в 2003-2004 гг.
9 мес. 2003 |
9 мес. 2004 |
Темп роста в сопост. ценах, % | |||
Сумма, млн.руб. |
% в выручке |
Сумма, млн.руб. |
% в выручке |
||
Выручка от реализации продукции |
101 |
100% |
110 |
100% |
90,8% |
Налоги из выручки |
12,5 |
12,4% |
12 |
10,9% |
87,0% |
Себестоимость реализованной продукции |
70 |
69,3% |
85 |
77,3% |
101,2% |
Фонд оплаты труда |
25 |
24,8% |
30 |
27,3% |
100,0% |
Налоги от ФОТ |
10 |
9,9% |
12 |
10,9% |
100,0% |
Прибыль от реализации продукции |
18,5 |
18,3% |
13 |
11,8% |
58,6% |
Налоги из прибыли |
5,1 |
5,0% |
3,5 |
3,2% |
57,2% |
При расчетах использован индекс инфляции 120%
Данные таблицы убедительно свидетельствуют, что динамика налоговых баз в значительной мере предопределяет величину налоговых поступлений. В частности, снижение выручки как базы обложения налогами из выручки (НДС и оборотные налоги) на 9,2% привело к сокращению соответствующей группы налоговых поступлений на 13%. Отмеченное несоответствие динамики налоговой базы и налогов связано с сокращением поступлений по НДС и оборотным налогам. В свою очередь падение НДС обусловлено увеличением налоговых вычетов и уменьшением размера налога к уплате за счет роста материальных затрат, о чем свидетельствует рост себестоимости при сохранении неизменных размеров фонда оплаты труда. Падение поступлений по оборотным налогам связано как со снижением налоговой базы (выручки), так и с сокращением совокупной налоговой ставки с 4,5% до 4,15%.
Что касается налогов от фонда оплаты труда (единый платеж от ФОТ и отчисления в фонд социальной защиты населения), то при условии сохранения его размеров и механизма налогообложения, такие налоги находятся в прямой пропорциональной зависимости от соответствующей налоговой базы.