Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа
По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.
Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..
19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..
36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….
50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...
59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………
При планировании прибыли от определенного вида деятельности предприятие стремится минимизировать разницу между величиной прибыли до и после уплаты налога. Это соотношение будет тем меньше, чем меньше величина (оклад) налога. Величина налога определяется путем умножения налогооблагаемой базы на ставку. Ставки налогов предприятие менять не может, следовательно, регулирование оклада возможно только путем изменения налогооблагаемой базы. Налогооблагаемая база является количественным выражением объекта налога. Самим же объектом налога является юридический факт, обусловливающий обязанность налогоплательщика заплатить налог. Юридическим фактом признается факт, с которым закон прямо связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений [43, с. 485]. Примерный перечень объектов налогообложения включает в себя: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованные товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Зная объекты обложения различными налогами, рассчитывая базы налогообложения, можно регулировать оклады налогов, снижая таким образом свои фискальные обязательства. Известен случай, когда биржевой маклер в Лондоне перечислял крупные суммы на счет, владельцем которого номинально являлась его собака (по британским законам имущество животных налогом не облагается).
Следовательно, понятие «налоговое планирование на предприятии» включает в себя целенаправленные усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров его объекта. Следует, однако, заметить, что объект налогов — лишь один из элементов налога, а достижению цели оптимизации уровня налогообложения может способствовать манипуляция и с другими его составляющими.
Возьмем, к примеру, налоговые льготы. В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Перечень льгот устанавливается в законах по каждому конкретному налогу. Знание и грамотное использование льгот может способствовать уменьшению фискальных обязательств налогоплательщика.
Таким образом, представляется возможным определить понятие налогового планирования на предприятии как планирование налоговых обязательств путем воздействия на элементы налогов.
Налоговое планирование является важной составной частью финансовой деятельности предприятия. Методика его осуществления в странах с рыночной экономикой детально разработана и постоянно совершенствуется. Со второй половины 1960-х гг. при проведении бюджетной и налоговой политики во многих странах подсчитываются налоговые льготы, предусматриваемые законами, их объем указывается в основном финансовом плане страны отдельной строкой.
Содержание налогового планирования можно трактовать в широком и узком смысле слова. В широком понимании необходимость налогового планирования обусловлена следующими причинами:
Принципы налогового планирования можно образно представить следующими высказываниями и положениями:
| 1. «Смерть и налоги неизбежны» (Т. Ч. Халибертон).
2. «Платить налоги нужно. Но с умом» (Б.А.Рагозин),
3. «Налоговое планирование, не нарушающее закон, — обычная практика бизнеса по всему миру... Кредо налогового планирования —ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве» (Джон Пеппер).
4. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов.
5. Полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот.
6. Платить налоги необходимо
в последний день
7. Налоговое планирование
По совершенно справедливому утверждению А. Н. Медведева, «бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль, как конечную цель любой предпринимательской деятельности».[42]
Элементами налогового планирования являются:
Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта в широком смысле слова можно условно подразделить на четыре этапа.
На первом этапе решается задача выбора профиля предпринимательской деятельности, ее организационно-правовой формы. Например, предприятие, производящее медицинскую продукцию, находится в лучшем налоговом режиме, т. е. имеет больше налоговых льгот, чем, скажем, организация, специализирующаяся на производстве подакцизной продукции. Если оно относится к субъектам малого предпринимательства, то границы льгот расширяются. Еще более они расширяются, если предприятие зарегистрировано в оффшорной зоне. Последнее положение относится ко второму этапу налогового планирования, когда решается вопрос о выгодном с налоговой точки зрения расположении как самого предприятия, так и его структурных подразделений. При этом под выгодным расположением предприятия подразумевается не только льготный налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность беспошлинного перевода полученных доходов из одного региона (страны) в другой, условия получения налогового кредита, заключения налоговых соглашений и т. д.
Третий этап налогового планирования является основным, так как здесь изучаются возможности максимально полного и правильного использования налоговых льгот, снижения объемов налоговых платежей по результатам текущей деятельности налогоплательщиков. При этом на сокращение налоговых обязательств оказывают влияние не только перечисленные факторы (первый и второй этапы), но и такие, как выгодное заключение с налоговой точки зрения сделки, привлечение финансовых и трудовых ресурсов, кругооборот основных и оборотных средств, ускоренная амортизация, хорошее знание налогового законодательства и др.
Четвертый этап налогового планирования — рациональное с налоговой точки зрения размещение финансовых средств и активов предприятия. Задачей финансового менеджера является изучение налогового климата и налогового законодательства страны, соответствующий выбор инвестиционной политики с целью получения максимальной прибыли при минимизации затрат, в том числе налоговых.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое и тактическое налоговое планирование. Первое определяет долговременный курс предприятия в области легального снижения налоговых расходов и предусматривает решение крупномасштабных задач, которые ставятся на первом, втором и четвертом этапах налогового планирования. Тактическое налоговое планирование призвано решить задачи третьего этапа, имеющие текущий, повседневный характер, т. е. вопросы конкретного периода деятельности налогоплательщика путем своевременной перегруппировки финансовых средств, изменения способов организации финансовых и хозяйственных отношений, правильного использования налоговых льгот и т. д. Содержание налогового планирования в узком смысле слова — это организация и методика расчетов объемов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и среднесрочное налоговое планирование.
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не превышает 15 % общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.
При уровне налогового гнета в пределах 20—35 % в мелких и средних предприятиях целесообразно иметь специалиста, а в крупных организациях — группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию. Если налоги забирают 40—50 % и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы. Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших организациях обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедряться без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов.
Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация бухгалтерского учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. Как уже отмечалось, текущее налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.
В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей:
• источник платежа (статья расходов);
• бухгалтерская проводка;
• налогооблагаемая база;
• ставка налога;
• сроки уплаты;
• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
• реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;
• льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
Затем согласно учредительным документам организации и на основе Гражданского кодекса РБ формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.
Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.
С практической точки зрения налоговое планирование включает в себя три ступени:
1) организация надежного
2 ) контроль за правильностью расчетов налогов;
3) минимизация налогов в рамках действующего законодательства.
Причем работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.
Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются серьезными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75 % ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета.
Причинами
налоговых ошибок, возникающих в
практической деятельности
• отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов;
• ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;
• несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном;
• арифметические и счетные ошибки;
• несвоевременное представление отчетной налоговой документации;
• просрочка уплаты налогов.
Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Всякая технология предусматривает разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а также процедур их реализации.
Важными принципами технологий внутреннего контроля являются следующие:
• в рамках технологий внутреннего контроля все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового решения;
• все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного другого решения. При изменении ситуации налоговое решение принимает группа экспертов (комиссия);