Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа
По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.
Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..
19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..
36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….
50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...
59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………
Отечественная налоговая система предусматривает различный уровень налогового бремени с различных элементов выручки, о чем свидетельствует таблица 3.1.3.
Таблица 3.1.3
Совокупный уровень налоговых изъятий в 2004 году по отдельным элементам выручки
Оборотные налоги |
НДС |
Платежи от ФОТ |
Налоги из прибыли |
Всего | |
Амортизационные отчисления Материальные и приравненные к ним затраты |
4,15 |
20 |
--- |
--- |
24,15 |
Средства на оплату труда |
4,15 |
20 |
40 |
--- |
64,15 |
Прибыль |
4,15 |
20 |
--- |
29 |
53,15 |
Как следует из данной таблицы, наибольшему налоговому давлению подвергаются предприятия с высоким уровнем трудоемкости и, соответственно, со значительной величиной расходов на ФОТ. Проиллюстрируем наше утверждение, используя информацию о величине налогового бремени ряда отечественных предприятий – материалоемких, фондоемких, трудоемких. (См. таблицу 3.1.4)
Таблица 3.1.4
Уровень налоговой нагрузки на предприятия Республики Беларусь в 2003 году
Наименование организации |
Налоговая нагрузка в 2003 году |
трудоемкие | |
ОАО «Брестский чулочный комбинат» |
26,0% |
РУП «Борисовский завод медицинских препаратов» |
17,7% |
СООО «Белвест» |
14,0% |
фондоемкие | |
СООО «Мобильные ТелеСистемы» |
11,0% |
СП ООО «МЦС» |
12,0% |
материалоемкие | |
ОАО «Амкодор-Ударник» |
12,3% |
РУП «БелАЗ» |
9,9% |
УП «Минский тракторный завод» |
12,5% |
Прямым следствием высокого налогового давления на фонд оплаты труда являются все увеличивающиеся масштабы сокрытий от налогообложения его реальной величины. Данные налоговых проверок и экспертные оценки показывают, что декларируемый фонд оплаты труда на предприятиях ниже его реальной величины в несколько раз, а по некоторым организациям – и в десятки раз. Решение столь непростой ситуации, на наш взгляд, лежит в плоскости реформирования системы социального налогообложения и, одновременно, введения системы совокупного декларирования и уплаты подоходного налога по фактически произведенным расходам.
Таким образом, вышеизложенная система показателей измерения налогового давления позволяет решить следующие задачи:
Однако, рассматриваемый способ определения налоговой нагрузки оставляет за бортом аналитического исследования проблему налоговой отягощенности различных элементов выручки, таких, как фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль. Определение и оптимизация величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль) является краеугольным камнем современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента.
Поэтому далеко не случайно, например, в Российской Федерации для оценки налогового давления на микроуровне действует целая система обобщающих и частных показателей. При этом механизм расчета каждого показателя производен от целей и задач аналитического исследования. Так, для изучения степени жесткости и эффективности налоговой системы в расчете состава налоговых издержек фигурируют исключительно налоговые платежи без финансовых санкций и пени. С другой стороны, при оценке эффективности работы предприятия по исполнению налогового законодательства россияне рекомендуют оперировать не только величиной непосредственно налогов и сборов, но и учитывать также суммы штрафных санкций и пени, дополняющих платежи в казну.
Обобщающие показатели
Показатели налоговой нагрузки
Наименование показателя |
Механизм расчета |
Источник данных | |
Обобщающие показатели налоговой нагрузки | |||
налоговая нагрузка на доходы предприятия |
налоговые платежи/ выручка |
Налоговые платежи |
Налоговые декларации плательщика |
Выручка |
Форма 2 баланса, стр.010+НДС,акцизы,целевые бюджетные фонды, местные налоги с выручки + внереализационное сальдо | ||
налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия |
налоговые платежи/ среднегодовая сумма валюты баланса |
Среднегодовая сумма валюты баланса |
Форма № 1(гр.3 строка890+гр.4стр.890)/2 |
налоговая нагрузка на собственный капитал |
налоговые платежи/ собственный капитал |
Собственный капитал |
форма № 1, раздел 3 , стр.590 |
Частные показатели налоговой нагрузки | |||
налоговая нагрузка на выручку |
налоговые платежи, относимые на выручку/ выручка |
Налоговые платежи, относимые на выручку |
Налоговые декларации по НДС, акцизам, оборотным налогам, местным налогам с продаж и сборам за услуги |
Выручка |
Форма 2 баланса, стр.010+НДС,акцизы,целевые бюджетные фонды, местные налоги с выручки + внереализационное сальдо | ||
налоговая нагрузка на себестоимость |
налоговые платежи, отно-симые на себестоимость/ себестоимость |
Налоговые платежи, относимые на себестоимость |
Налоговые декларации по платежам от фонда оплаты труда и ресурсным налогам |
Себестоимость |
Форма 2, стр. 020 по гр. 3 | ||
налоговая нагрузка на прибыль от реализации |
налоговые платежи, относимые на прибыль/ прибыль от реализации |
Налоговые платежи, относимые на прибыль от реализации |
Налоговые декларации по налогу на недвижимость, налогу на доходы, налогу на прибыль и местным налогам из прибыли |
Балансовая прибыль |
Форма № 2 баланса, стр.160 | ||
прибыль в распоряжении |
налоговые платежи, относимые на прибыль, остающуюся в распоряжении/ прибыль, остающуюся в распоряжении |
Налоговые платежи, относимые на прибыль в распоряжении |
экономические санкции, экологический налог за сверхлимитную добычу и выбросы, налог на приобретение автотранспортных средств |
Прибыль в распоряжении |
Форма № 2 баланса , стр.180 |
Помимо этого, налоговая нагрузка может быть показана в расчете на одного работника. При анализе ее сравнение с показателями средней заработной платы на 1 чел., прибыли на 1 чел. позволит установить вклад каждого работника в формирование прибыли предприятия, государственного бюджета и собственного дохода.
Современная теория налогов является развитой отраслью экономической науки, широко использующей экономико-математические методы. В основе моделей оптимизации налогов и определения предельного уровня налоговой нагрузки лежит теория Лаффера, сущность которой в следующем: чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив у производителей для уклонения от уплаты налогов.
Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя на выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения: осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном итоге, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.
Рассматривая налоговые поступления как продукт налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую зависимость между ними (См. рисунок 3.1.1).
Ставка налога
(налоговых изъятий)
100
Налоговые поступления
где, m – ставка налога, обеспечивающая максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет;
М – максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет.
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:
во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);
во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства;
в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.
В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % от доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35-37% доходов, то это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и, в конечном итоге, к стагнации или спаду производства.
Вместе с тем, для оценки оптимального уровня налоговых изъятий, позволяющего обеспечить необходимые поступления в бюджет, не оказывая при этом сдерживающего влияния на развитие экономики, необходимо наряду с ориентацией на вышеуказанные общие теоретические посылки учитывать уровень экономического развития государства и масштабы его социальной ориентации.
3.2. Налоговое планирование
как способ оптимизации
В экономической литературе встречаются различные определения налогового планирования на предприятии. Вот некоторые из них: использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимального сокращения своих налоговых обязательств [40, с. 82]; планирование себестоимости и расходов из прибыли с целью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующему законодательству России [41, с. 23]; целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет [42, с. 4]; извлечение дополнительных выгод предприятия путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства [41, с. 3]; искусство освобождать капитал от налогов [43, с. 1] и др. Из данных определений следует, что в основе налогового планирования лежит наиболее полное и правильное применение всех разрешенных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умелое использование пробелов, существующих в налоговом законодательстве, учет позиции налоговой администрации, а также понимание финансовой и инвестиционной политики государства с целью минимизации налоговых взносов [40, с. 86]_