Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа
По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.
Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..
19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..
36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….
50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...
59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………
Финансовый результат организации (в упрощенной модели) формируется посредством вычитания из выручки от реализации товаров, работ, услуг налогов из выручки и себестоимости реализованных товаров, работ, услуг. В связи с этим изменение балансовой прибыли и налогов из прибыли подвержено влиянию динамики вышеназванных показателей. Так, в рассматриваемом примере падение выручки на 9,2% и рост затрат на 1,2% привели к сокращению прибыли от реализации на 41,4% и налогов из прибыли на 42,8%.
В современных условиях хозяйствования к типовым причинам отрицательной динамики основных налоговых баз можно отнести следующие.
1. Выручка от реализации
2. Прибыль от реализации. При выявлении причин сокращения прибыли от реализации необходимо исследовать динамику определяющих ее элементов: выручка, себестоимость, внереализационное сальдо, косвенные налоги.
При изучении влияния себестоимости на динамику балансовой прибыли следует учитывать, что само по себе увеличение себестоимости как фактор сокращения балансовой прибыли рассматривается в том случае, когда темп роста себестоимости реализованной продукции опережает темп роста выручки от реализации продукции, т.е. растут затраты на единицу реализованной продукции (при этом динамика косвенных налогов и выручки от реализации достаточно близка).
В случае выявления на предприятии существенного увеличения себестоимости реализованной продукции, следующим этапом анализа является исследование структуры и динамики ее экономических элементов (в случае невозможности выделения структуры по реализованной продукции, проводится по структуре себестоимости произведенной продукции). Определяются конкретные статьи затрат, нарастающие опережающими темпами. При проведении такого рода анализа целесообразно учитывать следующее.
В случае, если темпы падения основных элементов (выручка, себестоимость, косвенные налоги), определяющих величину балансовой прибыли, достаточно близки, а темпы падения балансовой прибыли существенно их превышают, целесообразно проанализировать структуру и динамику внереализационных доходов и расходов и выявить факторы, определяющие сложившиеся тенденции. При этом увеличение внереализационных расходов, как правило, связано с отрицательными курсовыми разницами по операциям в иностранной валюте, отнесением на финансовые результаты сумм НДС в размере 6,5% и 4% выручки от реализации товаров, облагаемых НДС по «0» ставке, списанием дебиторской задолженности нереальной к взысканию, штрафами, пеней и неустойками по нарушенным хоздоговорам, судебными издержками и арбитражными сборами и т.д..
Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 года. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической ситуации, зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.
Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в Республике Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.
Налоги и сборы, взимаемые в Республике Беларусь, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь
Косвенные налоги и сборы |
Местные налоги с продаж и сборы за услуги |
НДС |
Налог с продаж автомобильного топлива |
Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог |
Целевые сборы в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. |
Акцизы |
Налоги, сборы, отчисления, относимые на себестоимость |
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости |
Земельный налог |
Экологический налог (относится на себестоимость в пределах установленных лимитов) |
Сбор за проезд автомобильных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования |
Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования |
Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам |
Плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде (относится на себестоимость в пределах установленных лимитов) |
Плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню |
Прямые налоги и сборы |
Налог на прибыль |
Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов |
Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство |
Подоходный налог с физических лиц |
Налог на недвижимость |
Налог на приобретение автотранспортных средств |
Местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов предпринимательства, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, исчисляемых от выручки |
Первоначально налоговая
Начиная с 2000 года в Республике Беларусь отмечается тенденция оптимизации структуры налогов путем пересмотра количества и объединения в единый платеж налогов и сборов, исчисляемых от аналогичной налоговой базы.
В частности, с 2001 года в единый платеж объединены:
Помимо этого с 2001 года были отменены целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений, а с 1 января 2004 года – отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции.
Попытаемся более детально рассмотреть сложившуюся структуру налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь и оценить роль ее отдельных элементов в процессе формирования государственной казны. (См. диаграмму 2.1)
Роль различных групп налогов в формировании государственного бюджета Республики Беларусь в 2003 году
(в % к доходам бюджета)
Как показывают данные диаграммы 2.1, бюджет республики ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходной части бюджета. Более того, прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов.
Одним из важнейших косвенных доходных источников бюджета традиционно является НДС, доля которого на протяжении последних пяти лет колеблется в диапазоне 25,1-27,6%.(См. приложение 1)
В целях унификации отечественного налогового законодательства с Российской Федерацией в 2000 году был осуществлен переход на зачетный метод исчисления налога. Однако, несмотря на новую методологию, существенного изменения доли НДС в доходах бюджета не произошло. Это объясняется тем, что поступления по данному налогу зависят от действия двух разнонаправленных факторов: величина добавленной стоимости и объем возмещений налога из бюджета по «0» ставке.
Среди косвенных налогов вторыми по значимости в доходной части бюджета являются платежи в целевые бюджетные фонды из выручки. Поскольку данная группа платежей не зависит от результатов финансовой деятельности предприятий, то поступления по ним являются достаточно весомым и стабильным источником в доходной части бюджета. Более того, благодаря присущему им каскадному эффекту даже при невысоких налоговых ставках доля платежей в целевые бюджетные фонды в нашей республике почти в три раза превышает долю такого традиционно значимого косвенного налога, как акцизы.
В частности, в течение последних пяти лет удельный вес этих платежей из выручки в доходах бюджета был относительно невысоким только в 1998 году. Однако уже с 1999 года наметился рост данной группы платежей, что обусловлено как увеличением ставки сбора на содержание ведомственного жилого фонда, так и введением в практику налогообложения нового платежа - отчислений в фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В 2000 году происходило дальнейшее усиление косвенного налогообложения. Так, была увеличена ставка отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия с 1% до 1,5% и введен новый сбор - отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд.
Определенные изменения претерпела также и методология исчисления целевых сборов на содержание ДДУ и отчислений в дорожный фонд. Так, начиная с 2000 года объектом налогообложения отчислениями на содержание ДДУ стала выручка, а не фонд оплаты труда, как это было раньше. Изменилась также и налогооблагаемая база по отчислениям пользователями автомобильных дорог (в 1999 году данным сбором облагался объем произведенной продукции, а в 2000 году - выручка от реализации продукции за исключением НДС и других косвенных платежей). В результате указанных изменений в 2000 году количество отчислений в целевые бюджетные фонды достигло своего максимального значения, а их доля в доходах бюджета повысилась до уровня 23,1%.
Однако, несмотря на свою фискальную привлекательность, эти отчисления вызывали справедливые нарекания со стороны налогоплательщиков как в части сложности методологии исчисления, так и с позиций их негативного влияния на финансовый потенциал субъектов предпринимательства. Поэтому в 2001 году отечественным законодателем были приняты меры по снижению ставок и уменьшению количества налогов из выручки. Так, все существующие сборы были объединены в два платежа из выручки – в республиканский и местные бюджеты, а их совокупная ставка снижена с 5,75% до 4,9-4,5% (в течение года ставка по отчислениям в республиканский бюджет на некоторое время была повышена с 2% до 2,4%).