Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа
По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.
Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..
19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..
36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….
50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...
59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………
Неэффективность
Перед республиками бывшего СССР стала задача по построению налоговых систем на новых, общепризнанных принципах.
Становление налоговых систем в постсоциалистических странах и в Республике Беларусь в частности не является единовременным актом, а представляет собой процесс адаптации мирового опыта к условиям конкретного государства. Осознание сущности налогов имеет при этом не только теоретическое, но и практическое значение для научной организации налоговой системы, для повышения ее эффективности в мобилизации доходов государственного бюджета.
Наиболее распространенный подход к рассмотрению сущности налогов состоит в том, что налоги – это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество. Вместе с тем, развитие налогообложения - объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его продвижение вперед. Следовательно, понятие «налог» представляет собой экономическую категорию.
К определению данной категории в экономической литературе сложилось два подхода.
1. «Налог» рассматривается
как форма проявления
2. «Интегральное» определение налогов как совокупность присущих им свойств.
Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.
В частности, такие известные экономисты начала ХХ века как И. М. Кулишер, М. И. Слуцкий, Н. И. Тургенев, Л. В. Ходский определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей.1
В фундаментальных работах современных налоговедов – И. В. Горского, В. В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д. Г. Черника и других, налог определяется как «одна из форм пополнения государственной казны2 или как сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей».3 Аналогичное определение налога приведено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации: «Налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».3
В отечественной экономической литературе налоги определяются «как обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».4
Второй подход к рассмотрению сводится к рассмотрению последнего как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономика, права, философии и др.
Подобная трактовка понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А. В. Брызгалин, Е. Н. Евстигнеев, Л. П. Окунева, Т. Ф. Юткина.
Например, по определению А. В. Брызгалина, «налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета… налог – это экономико-правовая категория».5
Г. Ф. Юткина рассматривает налоги как понятие, интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно-содержательных образах функционирования в государстве в определенный период времени».6 Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», считает автор, следует исследовать его категориальные свойства, причем в строго определенной и иерархической последовательности.
1.Налог как философская категория.
Высший философский смысл категории «налог» - это потребность каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. Соответственно, философия налогообложения базируется на этических поступках и принципах обязательного согласования финансовых интересов казны государства и плательщиков. «Философская» налоговая система – это своеобразный маяк, к которому должны устремиться все усилия налоговых реформаторов. Важно, что и в работах основоположников экономической науки: У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо налоги рассматриваются как добровольное подаяние на благо развития нации. Да и русское слово «подать», использовавшееся для обозначения государственных сборов в России до середины ХVIII века, произошло от слова «подаяние», т. е. добровольное пожертвование во имя приумножения общественного блага и развития конкретного человека.
2.Налоги как экономико-стоимостная категория.
Налоги выступают как совокупный компонент экономических процессов, а налогообложение – это метод достижения баланса финансовых интересов различных собственников.
3.Налоги как
финансово-
Налоги – это важнейший элемент перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами и в этом, пожалуй, их главный отличительный признак. Кроме того, участвуя в процессе перераспределения, налоги оказывают решающее влияние на другие фазы движения общественного продукта: производство, обмен, потребление.
Данное свойство налогов выражается через правовую формализацию системы отношений: «государство – налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов управления ими.
Это свойство налогов позволяет количественно оценить величину денежного потока от налогоплательщиков к государству, соразмерить данную величину с расходами бюджета. Полученные результаты позволяют определить размер требуемых неналоговых источников пополнения бюджета.
Примечательно, что в развитых демократических государствах иерархия категориальных свойств налога выстраивается именно в вышеуказанной последовательности. В условиях социально-экономических и политических преобразований, когда потребность в централизованных финансовых ресурсах возрастает, экономико-правовые нормы подчинены, главным образом, фискальному предназначению налогообложения. На практике это выражается в принятии налоговых норм, направленных на усиление налогового бремени.
Неоднозначность подходов к определению налогов свидетельствует об актуальности исследований налоговой тематики. Подтверждением тому служит мнение ряда видных российских экономистов о необходимости введения в образовательные системы экономических ВУЗов новой дисциплины – «Налоговедение». Вместе с тем, любое из рассмотренных нами определений налогов в той или иной мере отвечает на фундаментальный вопрос налоговой теории – вопрос о сущности налогов.
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Если рассматривать совокупный общественный продукт как C+V+m, то одна его часть прибавочного продукта (m) в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства(C) и рабочей силы (V), другая его часть направляется в доход государства.
Финансовые отношения с государством носят перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Посредством налогов осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общегосударственных нужд. Таким образом формируется доходная часть государственного бюджета. Изъятие же части стоимости общественного продукта (национального дохода) осуществляется государством в виде обязательных взносов юридических и физических лиц, в чем и состоит сущность налогов.
Взносы осуществляют основные участники производства общественного продукта:
Налоги носят объективный характер, поскольку они связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отражают реально существующие финансовые отношения.
Следовательно, объективная необходимость налогов, обусловленная существованием государства и их значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития государства и общества.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов. Причем, эти отношения не являются равноправными. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков.
Действие власти в организации системы налогообложения ограничены социально-экономическими условиями и демократическими нормами.
Наконец, налогам как экономической категории присущи определенные свойства. К их числу можно отнести следующие:
После уплаты налогов, исполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность, именно этот смысл хотел донести до нас А. Смит, утверждая, что налоги - для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. С позиции глубокого философского смысла, как уже упоминалось, налоги отражают общественную потребность жертвовать во благо всего общества, особенно во благо нуждающихся в защите и помощи. Опосредуя перераспределение общественного продукта, налоги балансируют интересы государства и налогоплательщиков и потому они демократичны в своей сущностной основе. Именно такое восприятие налога породило классические принципы налогообложения.
Социально-экономическую сущность налога отражают его элементы. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государств, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. В практике налогообложения распространены и общепризнанны в большинстве стран мира следующие элементы налога:
Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.
Объект налога (объект обложения) – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства; предметы потребления; доходы – заработная плата, прибыль и др.
Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль, подоходного налога – заработная плата, доходы лиц, работающих по найму, дивиденды и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата, она же источник налога.
Единица обложения (масштаб налога) – единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.
Налоговая ставка – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах. Различают четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.