Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую базу по земельному налогообложению;
- оценить экономическую и социальную значимость земельного налогообложения;
- проанализировать основные элементы земельного налога
- исследовать практику применения земельного налогообложения в муниципальных образования города Москвы;
- выявить проблемы и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;
- рассмотреть правовые аспекты вопроса земельного налогообложения;
-выявить роль информационного обеспечения в области кадастровой оценки земель.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Экономические основы и сущность земельного налогообложения 5
1.2. Нормативно-правовая база земельного налогообложения 14
Выводы 16
2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 17
2.1 Место земельного налога в структуре доходов города Москвы 17
2.2 Анализ обязательных и факультативных элементов земельного налога 21
2.3 Практика применения земельного налога на уровне муниципальных образований Москвы …………………………….…………………………………….28
Выводы 33
3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
3.1 Оценка существующих проблем применения земельного налога и пути их решения………………………………………………………………………………….34
3.2 Налог на недвижимость как перспектива развития земельного налогообложения в Российской Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..51
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансово-экономический
Кафедра налогов и налогообложения
Курсовая работа
по дисциплине: «Налогообложение физических лиц»
на тему:
«Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности физических лиц. Анализ существующей практики»
Выполнил: Кокорева И.М.
Группа: НВ-302
Научный руководитель:
Горохова Н.А.
Москва – 2011 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Создание рыночной системы землепользования требует научных разработок, прослеживающих эволюцию российского законодательства в сфере земельного налогообложения от дореволюционной до современной России, учитывающих как зарубежный опыт, так и экономические и политические реалии Российской Федерации.
В нашей стране происходит формирование демократической модели местного самоуправления. Земельный налог, несмотря на небольшую долю в общем объеме доходных поступлений на федеральном уровне, выступает в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц. Поэтому проблемы становления и совершенствования правовой базы, регулирующей вопросы земельного налога, следует рассматривать и в контексте формирования правовых основ местного самоуправления.
Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение реформировать земельное налогообложение.
Как известно, в проект налогового кодекса РФ включен новый налог - налог на недвижимость. Представляется, что при формировании новой нормативно-правовой базы будет полезно обратиться к уже накопленному опыту, сфокусированному в принципах правового регулирования отдельных видов налогов (в том числе и земельного налога).
Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.
В соответствии с поставленной
целью выпускной
- изучить теоретическую
базу по земельному
- оценить экономическую и социальную значимость земельного налогообложения;
- проанализировать основные элементы земельного налога
- исследовать практику
применения земельного
- выявить проблемы и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;
- рассмотреть правовые аспекты вопроса земельного налогообложения;
-выявить роль информационного
обеспечения в области
Объектом предстоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога на территории города Москвы.
Земля является объектом налогообложения с древних времён. Пожалуй, это один из самых простых объектов налогообложения, учёт которого не требует больших затрат и данный объект практически невозможно занизить, а тем более, скрыть от налоговых органов. А при правильной организации работы по взиманию земельного налога, можно достаточно точно прогнозировать величину налоговых поступлений в бюджет.
Земельный налог в Российской
Федерации, да и в большинстве
развитых
стран, является местным налогом. Данный
налог зачисляется в полном объёме в местный
бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.
Учитывая, что одно из основных направлений
реформ в нашей стране заключается в переносе
части функций управления в регионы (например,
вопросов социальной сферы), закономерно
возникает вопрос о передачи части бюджетных
доходов в местные бюджеты путём закрепления
за ними местных налогов. Всё это и определяет
важность земельного налога для экономического
развития России на современном этапе.
Введение земельного налога было связано с переходом от монопольной собственности государства на землю к многообразию форм собственности, землевладения и землепользования. С возникновением многоукладной экономики споры о земельной ренте как научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели большой практический интерес, так как именно рентные отношения определяют функции земельного налога и на их основе, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок.
Земельный налог – одна
(но не единственная) из форм
проявления земельной ренты. Последняя
присутствует также в цене земли, влияет
на другие элементы налогообложения.
Кроме этого, вхождение в рыночную экономику, принятие нормативных актов, касающихся развития аграрной реформы и земельных отношений, коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономических отношениях. Введение платы за землю, не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело к непосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователей граждан, превратив целесообразность введения этого налога в свою противоположность. Буквально до недавнего времени методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывали многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это было связано, в первую очередь, с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.
В соответствии со ст. 15 первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является одним из двух местных налогов, существующих на данный момент в системе налогов Российской Федерации (другим местным налогом является налог на имущество физических лиц).
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Согласно ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Население непосредственно путем
местного референдума, на собраниях (сходах)
граждан или представительные органы
местного самоуправления с учетом мнения
населения могут предусматривать разовое
добровольное внесение жителями средств
для финансирования решения вопросов
местного значения.
Земельный
налог и налог на имущество физических
лиц устанавливаются НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов
поселений (муниципальных районов), городских
округов о налогах и обязательны к уплате
на территориях соответствующих поселений
(межселенных территориях), городских
округов.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
В целях своевременного
зачисления региональных и местных
налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ
и бюджетами муниципальных образований,
в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального
банка) Банка России, кредитных организациях
на территории субъекта РФ органам федерального
казначейства Министерства финансов РФ
открыт лицевой счет на балансовом счете
N 40101 "Налоги, распределяемые органами
федерального казначейства". На указанном
балансовом счете открывается отдельный
лицевой счет с символом отчетности банка
02 в 15-м и 16-м разрядах номера лицевого
счета.
Лицевой
счет с символом отчетности банка 02 на
балансовом счете N 40101 открывается Управлению
федерального казначейства по субъекту РФ
и его отделениям в установленном порядке
при условии заключения соглашения между
территориальным органом федерального
казначейства Министерства финансов РФ
и соответствующим органом местного самоуправления
об обслуживании исполнения бюджетов
муниципальных образований. При этом необходимо
учесть, что органами федерального казначейства
Министерства финансов РФ должно быть
представлено в ГРКЦ, РКЦ Главного управления
(Национального банка) Банка России, кредитной
организации распоряжение соответствующего
органа исполнительной власти субъекта РФ
и органа местного самоуправления о предоставлении
им права на распределение поступающих
региональных и местных налогов и сборов,
подлежащих распределению между бюджетом
субъекта РФ и бюджетами муниципальных
образований по нормативам, установленным
в соответствии с налоговым и бюджетным
законодательством РФ, а также решениями
органов представительной власти субъекта РФ
и органов местного самоуправления.
С момента
открытия органам федерального казначейства
Министерства финансов РФ лицевого счета
с символом отчетности банка 02 на балансовом
счете N 40101 налоги и сборы, подлежащие распределению
между бюджетом субъекта РФ и бюджетами
муниципальных образований, отдельным
платежным поручением налогоплательщика
по каждому виду налога в полной сумме
зачисляются на указанный лицевой счет.
Налоговые органы извещают налогоплательщиков
об указанных изменениях.
Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В подпункте 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 марта 2005 г.) (далее - ГК РФ) местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).
Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются заповедники, национальные парки и ботанические сады, научные организации, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства, НИИ, учреждения социального обслуживания, инвалиды войны, труда, инвалиды детства и т.д.
Не облагаются
земельным налогом земли, занятые
полосой слежения вдоль государственной
границы для обеспечения