Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую базу по земельному налогообложению;
- оценить экономическую и социальную значимость земельного налогообложения;
- проанализировать основные элементы земельного налога
- исследовать практику применения земельного налогообложения в муниципальных образования города Москвы;
- выявить проблемы и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;
- рассмотреть правовые аспекты вопроса земельного налогообложения;
-выявить роль информационного обеспечения в области кадастровой оценки земель.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Экономические основы и сущность земельного налогообложения 5
1.2. Нормативно-правовая база земельного налогообложения 14
Выводы 16
2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 17
2.1 Место земельного налога в структуре доходов города Москвы 17
2.2 Анализ обязательных и факультативных элементов земельного налога 21
2.3 Практика применения земельного налога на уровне муниципальных образований Москвы …………………………….…………………………………….28
Выводы 33
3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
3.1 Оценка существующих проблем применения земельного налога и пути их решения………………………………………………………………………………….34
3.2 Налог на недвижимость как перспектива развития земельного налогообложения в Российской Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..51
В январе-декабре 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило 1 302,6 млрд.руб. доходов, администрируемых Управлением ФНС России по г.Москве, или 102,0% от уровня поступлений в аналогичном периоде 2009 года (без учета ЕСН в ФБ темп роста составил 110,1%).
Платежи налогов и сборов в федеральный бюджет составили 559,3 млрд.руб., с темпом – 90,2% (без учета ЕСН в ФБ – 106,2%). В консолидированный бюджет города от организаций, состоящих на налоговом учете в Управлении ФНС России по г.Москве, поступило 743,3 млрд.руб. с темпом роста 113,2%.
Наибольшая доля в
общей сумме поступлений
Вторым по объему в
структуре налоговых
Налог на прибыль за отчетный период поступил в сумме 302,2 млрд.руб., его удельный
вес – 23,2%. По сравнению с январем-декабрем
2009 года его поступления возросли на 12,5%,
в том числе в консолидированный бюджет
города Москвы – на 17,5%.
С учетом налогов и сборов, поступивших от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Межрегиональных инспекциях ФНС России, в консолидированный бюджет города Москвы за отчетный период поступило 1010,7 млрд.руб. налогов и сборов, что превышает поступления в 2009 году на 19,0%6.
Рис. 2.1. Данные о поступлении доходов, администрируемых УФНС России по г. Москве в январе-декабре 2010 года
Рис. 2.2. Структура поступлений доходов в федеральный бюджета г. Москвы в январе-декабре 2010 года
Рис. 2.3. Структура налоговых доходов бюджета г. Москвы в январе-декабре 2010 года
В январе-апреле 2011 года в консолидированный бюджет РФ поступило 534,9 млрд.руб. доходов, администрируемых Управлением ФНС России по г.Москве, или 118,4% к уровню поступлений аналогичного периода 2010 года (без учета ЕСН в ФБ темп роста составляет 119,5%). Платежи налогов и сборов в федеральный бюджет составили 252,1 млрд.руб., с темпом роста – 120,6% (без учета ЕСН в ФБ – 123,1%). В консолидированный бюджет города от организаций, состоящих на налоговом учете в Управлении ФНС России по г.Москве, поступило 282,7 млрд.руб. с темпом роста 116,5%.
Наибольшая доля в общей сумме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ – 40,6% или 216,9 млрд.руб. обеспечена за счет налога на добавленную стоимость. Темп роста составил 119,6% к поступлениям за аналогичный период предыдущего года.
Вторым по объему в структуре налоговых доходов в отчетном периоде, с долей 27,4%, является налог на прибыль организаций, сумма поступления которого составляет 146,5 млрд. руб. или 126,8% к уровню января-апреля 2010 года, в том числе в федеральный бюджет темп роста составляет 139,8%, в консолидированный бюджет города Москвы – 124,5%.
Налог
на доходы физических лиц за
отчетный период поступил в сумме 117,3 млрд.руб.,
его удельный вес – 21,9%. По сравнению с
аналогичным периодом предыдущего года
поступления НДФЛ возросли на 10,5%.
С учетом налогов и сборов, поступивших
от налогоплательщиков, состоящих на налоговом
учете в Межрегиональных инспекциях ФНС
России, в консолидированный бюджет города Москвы за
январь-апрель 2011 года поступило 454,2 млрд.руб.
налогов и сборов, что превышает поступления
в аналогичном периоде 2010 года на 20%.
В Приложении представлены сведённые в таблицы цифры по начислению и поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010 году и в январе-апреле 2011 года, в частности, по региональным и местным налогам.
Следующим этапом является анализ структуры региональных и местных налогов. К сожалению, данных за 2010 и 2011 годы ещё нет в информационной базе УФНС по г. Москве, а данные за 2009 год приведены в Приложении.
В соответствии со статьей 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Следующим пунктом в анализе элементов земельного налога является объект налогообложения (ст. 389 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налоговая база по участкам, принадлежащим гражданам, определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых Роснедвижимостью.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регламентирован действующим законодательством достаточно подробно. В его основу положено определение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в пределах одного кадастрового квартала в разрезе различных видов разрешенного использования участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков, определенных в данном пункте статьи 391 Кодекса.
Таким образом, если налогоплательщику, относящемуся к одной из категорий, определенных в пункте 5 статьи 391 Кодекса, принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей только в отношении одного из этих земельных участков, по выбору налогоплательщика.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Данные отчетные периоды введены с 1 января 2008 года. До этого отчетными периодами являлись первый квартал, полугодие и 9 месяцев.
При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период (Ст.393 НК РФ).
Следующим этапом в анализе элементов земельного налога является анализ такого элемента налога, как налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).
Налоговый кодекс устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Сами же налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) и не могут превышать установленных НК РФ пределов, которые указаны ниже:
Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что большинство муниципальных образований, воспользовавшись возможностью дифференциации ставок земельного налога по категориям земель и видам разрешенного использования, смогли понизить ставки земельного налога по сравнению с их максимальными значениями, предусмотренные федеральным законодательством, по земельным участкам, используемым под личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство, а также дачное и гаражное строительство.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу законодательно закреплен за статьей 396 НК РФ.
Если для граждан устанавливается один авансовый платеж, то их суммы исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки, в размере, не превышающем одной второй ставки, установленной статьей 394 Кодекса. Если же установлены два авансовых платежа, - в размере одной третьей налоговой ставки.
Сумма налога к уплате по итогам налогового периода как сумма налога, исчисленная за период минусом суммы уплаченных авансовых платежей по налогу.
Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Организации и индивидуальные
предприниматели исчисляют
Последним этапом в анализе элементов земельного налога является рассмотрение порядка и сроков уплаты налога и авансовых платежей (ст.397 НК РФ).
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Срок уплаты налога для
налогоплательщиков - физических лиц,
не являющихся индивидуальными
Также стоит обратить внимание на налоговые льготы в области земельного налогообложения.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.