Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую базу по земельному налогообложению;
- оценить экономическую и социальную значимость земельного налогообложения;
- проанализировать основные элементы земельного налога
- исследовать практику применения земельного налогообложения в муниципальных образования города Москвы;
- выявить проблемы и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;
- рассмотреть правовые аспекты вопроса земельного налогообложения;
-выявить роль информационного обеспечения в области кадастровой оценки земель.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Экономические основы и сущность земельного налогообложения 5
1.2. Нормативно-правовая база земельного налогообложения 14
Выводы 16
2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 17
2.1 Место земельного налога в структуре доходов города Москвы 17
2.2 Анализ обязательных и факультативных элементов земельного налога 21
2.3 Практика применения земельного налога на уровне муниципальных образований Москвы …………………………….…………………………………….28
Выводы 33
3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
3.1 Оценка существующих проблем применения земельного налога и пути их решения………………………………………………………………………………….34
3.2 Налог на недвижимость как перспектива развития земельного налогообложения в Российской Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..51
Ставки земельного налога утверждаются органами власти исходя из средних ставок, установленных законом «О плате за землю» который дифференцируется по зонам различной ценности. Налог за часть площади земельного участка сверхустановленной нормы отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли, анятые жилищным фондом в границах городской черты исчисляется в размере 3-х % ставки земельного налога для соответствующих зон города или поселка городского типа. Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской и поселковой черты исчисляется в размере 3 % ставки земельного налога. Налог за часть площади гаражей сверх установленных норм отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15% от ставки налога, а свыше двойной нормы по полным ставкам земельного налога для городских земель.
Земельный налог носит целевой характер, и средства от данного платежа могут быть использованы только на конкретные мероприятия.
Теоретической и экономической
основой земельного налога является
земельная рента. Земельная рента
- доход, получаемый владельцем земли
от арендаторов земельных участков
К ренте земельной
относится также рента с
То есть рента является
экономической основой
Согласно ст.6 Земельного кодекса, объектами земельных отношений признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков. Таким образом, Земельным кодексом земельный участок определен не только как часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений. Кроме этого, в Российской Федерации ведется государственный земельный кадастр, содержащий сведения о правовом режиме земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель.
Государственный земельный кадастр ведется для следующих целей: - обеспечения рационального землепользования и охраны земель; - защиты прав собственников, землепользователей и арендаторов; создания основы для определения цены земли, земельного налога и арендной платы за землю. Учет количества и качества земель ведется по фактическому состоянию и использованию1.
Учету подлежат все категории
земель. При ведении учета
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли применяется для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита. Таким образом, нормативная цена земли обеспечивает возможность экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении коллективно-долевой собственности на землю, при передаче земли по наследству и в случаях ее дарения. Нормативная цена земли по конкретным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения2.
При этом за минимальный уровень ставки для расчета нормативной цены земли принимается 0,1 руб. за га. Размер нормативной цены земли устанавливается на уровне, не превышающем 75% рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения. За основу при исчислении нормативной цены земли принимаются средние ставки земельного налога. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду.
Арендаторами земли
могут выступать как
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: - землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель, компенсация собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование.
Проблемы правового регулирования земельного налога всегда актуальны и имеют первостепенное значение. Это связано с тем, что налоговая политика, налоговая система, налогообложение земли постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве.
В связи с принятием новой главы НК РФ "Земельный налог" и сохранением силы отдельных положений Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в настоящее время остается в силе только одна статья – это ст. 25, которая закрепляет понятие «нормативная цена земли» – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации) сложилась непростая ситуация с правовым регулированием земельного налога, при которой земельный налог был внесён в Налоговый кодекс РФ, но продолжал взиматься по закону «О плате на землю».
В 2010 г. в НК РФ внесены изменения более чем 25 Федеральными законами. Законодатели не обошли стороной и земельный налог4. Анализ того, что было в Налоговом законодательстве до 2010 года и что стало в 2010 году приведено в Приложении 1.
В целях упорядочения
и лучшего понимания
Систему законодательства
о земельном налоге можно определить
как совокупность законодательных
актов и принимаемых органами
муниципальных образований
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Определён 31 главой 2 Части, (раздел 10).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственным земельным кадастром признается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
Назначение земельного кадастра заключается в обеспечении правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки и определять дифференциацию ставок по местным налогам.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем констатировать, что обложение земли играло основополагающую. Земельный налог, став первой формой прямого реального обложения, первоначально носил чрезвычайный характер и устанавливался по случаю войн и походов, что было характерно почти для всех древних государств. Этот период занимал небольшой отрезок времени, вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.
Роль земли как объекта налогообложения понижается с выдвижением наряду с землей других объектов налогообложения – городской недвижимости, торговых и промышленных предприятий, денежного капитала. Земельный налог взимался не только с собственника земли, но и с землепользователей. В то же время, в историческом развитии обложения земли его основаниями выступали площадь земли, валовой доход и чистая земельная рента
Одна из особенностей современного состояния правового регулирования земельного налога состоит в том, что сразу несколько отраслей российского законодательства (налоговая, земельная, бюджетная, водная, лесная) в той или иной степени затрагивают вопросы обложения земельным налогом, в связи, с чем возникают проблемы их "разведения" в регулировании земельного налога.
Одна из причин скорейшего реформирования земельного налогообложения - недостаточность доходных источников местных бюджетов. Земельный налог в настоящее время обеспечивает незначительную долю налоговых поступлений на всех уровнях бюджетной системы. Доля земельного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета регионов в 2010 году по г. Москве составила 543 941 руб5. (это менее 1% от консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации). Это свидетельствует о том, какое незначительное место занимает земельный налог в структуре доходов бюджета города Москвы.
Подробнее рассмотрим итоги работы Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве в 2010 г.