Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование является выявление существующих проблем в области земельного налогообложения и определение возможных путей их решения на основе рассмотрения правовых и теоретических аспектов земельного налогообложения, а также практики его применения муниципальными образованиями города Москвы.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы были сформулированы и поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую базу по земельному налогообложению;
- оценить экономическую и социальную значимость земельного налогообложения;
- проанализировать основные элементы земельного налога
- исследовать практику применения земельного налогообложения в муниципальных образования города Москвы;
- выявить проблемы и перспективы перспектив развития земельного налогообложения;
- рассмотреть правовые аспекты вопроса земельного налогообложения;
-выявить роль информационного обеспечения в области кадастровой оценки земель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
1.1. Экономические основы и сущность земельного налогообложения 5
1.2. Нормативно-правовая база земельного налогообложения 14
Выводы 16
2. АНАЛИЗ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ 17
2.1 Место земельного налога в структуре доходов города Москвы 17
2.2 Анализ обязательных и факультативных элементов земельного налога 21
2.3 Практика применения земельного налога на уровне муниципальных образований Москвы …………………………….…………………………………….28
Выводы 33
3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
3.1 Оценка существующих проблем применения земельного налога и пути их решения………………………………………………………………………………….34
3.2 Налог на недвижимость как перспектива развития земельного налогообложения в Российской Федерации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..51

Вложенные файлы: 1 файл

Земельный налог.doc

— 581.00 Кб (Скачать файл)

Полностью освобождаются  от уплаты земельного налога:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  2. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  3. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  4. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%:

- в отношении земельных  участков, используемых ими для  осуществления уставной деятельности;

- организации, уставный капитал  которых полностью состоит из  вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются указанные  общероссийские общественные организации  инвалидов, - в отношении земельных  участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

  1. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  2. физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  3. организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
  4. организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций (пункт введен ФЗ от 28.09.2010 N 243-ФЗ).

При этом в п.2 статьи 387 НК РФ сказано, что при установлении земельного налога нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований могут также устанавливаться  свои собственные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

На основании выше проведенного анализа элементов земельного налога в следующем параграфе будет  рассмотрена практика применения земельного налогообложения на уровне представительных органов муниципальных образований г.Москвы.

Рассмотрим практические примеры расчета земельного налога7

 1. Допустим, есть единственный собственник земельного участка и льгот у него нет. Кадастровая стоимость участка составляет 23000 рублей, а ставка земельного налога — 1,5%.

Делаем расчет суммы земельного налога:

23000 руб. х 1,5 : 100 = 345 руб.

2. Допустим, в апреле прошлого года был приобретён в собственность земельный участок для жилищного строительства. Кадастровая стоимость его составляет 400000 рублей. Следует учесть, что в период 3-летнего срока проектирования и строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенную недвижимость, начисление налога производится с коэффициентом 2. Налоговая ставка установлена муниципалитетом в размере 0,3%. Коэффициент правообладания земельным участком за 9 месяцев (3/4 года) будет равен 0,75. Делаем расчет суммы земельного налога:

400000 руб. х 2 х 0,75 х 0,3 : 100 = 1800 руб.

3. Допустим, гражданин Иванов и гражданин Петров приобрели для жилищного строительства земельный участок. Он находится в их совместной собственности в равных долях, а его кадастровая стоимость составляет 300000 рублей. Делаем расчет суммы земельного налога Гр. Иванову:

150000 руб. х 0,3% : 100 = 450 руб.

Гр. Петрову:

150000 руб. х 0,3% : 100 = 450 руб.

2.3 Практика  применения земельного налога  на уровне муниципальных образований  Москвы

В соответствии с НК РФ земельный налог, устанавливаемый  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образованиях.

При введении земельного налога представительным органам муниципальных  образований, предоставляется право  определять, в пределах норм НК РФ, основной элемент налога - ставку, и обязательные элементы налога - порядок и сроки его уплаты. В НК РФ отмечено, что представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать дополнительный элемент налога - налоговые льготы, основания и порядок их применения, в т.ч. и размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Законом «О земельном налоге» г. Москвы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 
          1) 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных , предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; (в ред. Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; (в ред. Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)

3) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

.Освобождаются от налогообложения:

1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

2) учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

3) государственные учреждения города Москвы, созданные по решениям Правительства Москвы и финансируемые из бюджета города Москвы, - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

4) организации и физические лица - в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением;

5) организации и физические лица - в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами; 
6) государственные научные центры, а также научные организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, - в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;

7) учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными , ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами; организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных , используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных ). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

9) органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;

10) органы, подразделения и организации пожарной охраны - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

11) товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. 
(п. 11 введен Законом г. Москвы от 10.10.2007 N 40).

В 2010 году произошли изменения  в законе. Изменения коснулись  статьи Закона "О земельном налоге", устанавливающей порядок и сроки  уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Согласно внесенным поправкам налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приведём пример расчёта  земельного налога (авансового платежа, если участок расположен в двух муниципальных образованиях).

ООО «Март» владеет двумя  земельными участками. Они расположены  на территории двух муниципальных образований, находящихся в ведении одного налогового органа, в котором общество состоит на учете в качестве налогоплательщика земельного налога.

Первый участок (условный кадастровый номер — 23 : 22 : 146745 : 0001) расположен в городе и принадлежит  обществу на праве собственности. На участке находится здание цеха по производству медикаментов. Кадастровая  стоимость участка — 3 500 000 руб. Условный код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится участок, — 11401100000.

Второй земельный участок (условный кадастровый номер 17 : 12 : 146745 : 0004) предоставлен обществу местными органами власти в 1999 году в бессрочное пользование для организации детского оздоровительного лагеря. Кадастровая стоимость участка — 800 000 руб. Условный код по ОКАТО муниципального образования — 11403700000.

В муниципальном образовании, на территории которого находится земельный участок, занятый производственным объектом, ставка земельного налога согласно нормативному акту органа местного самоуправления — 1,5%. Тем же актом для налогоплательщиков, использующих земельные участки в производственных целях, установлена не облагаемая налогом сумма в размере 40 000 руб. Кроме того, налогоплательщики, которые производят товары медицинского назначения, пользуются льготой в виде уменьшения исчисленной суммы налога на 50%.

В муниципальном образовании, на территории которого находится оздоровительный лагерь, ставка земельного налога для земель, используемых в оздоровительных целях, составляет 1,2%.

ООО «Март» должно заполнить  раздел 2 по каждому участку, перенести  итоговые данные в раздел 1 и представить  расчет в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика земельного налога8.

Информация о работе Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности физических лиц