Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций
Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
Для данной категории налогоплательщику налоговый период устанавливается как квартал.
Налоговые ставки. налогообложение производится по налоговой ставке 0% от реализации товаров вывезенных в таможенном режиме (экспорт), при условии представления в налоговые органы соответствующих документов;
Налогообложение производится по налоговой ставке 10% в системе товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического содержания.
Налогообложение производится по налоговой ставке 18%в случаях не указанных в п.1,2,3
В случае, когда в соответствии с НК сумма налога должна определяться по расчетным методам, налоговая ставка определяется на % отношение налоговой ставки и налоговой базы, принятые за 100 и увеличенное на соответствующий размер налоговой ставки.
Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные ст.171 НКРФ налоговые вычеты. Вот некоторые вычеты:
Во всех этих случаях должны быть выполнены 2 условия:
1. услуга должна быть оказана.
2. услуга должна быть оплачена.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, налогоплательщик может данную сумму налога поставит к вычету.
Уплачивать налог, подавать налоговую декларацию налогоплательщик обязан не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом.
В счет фактуры. Счет фактура является документом служащим, основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан представить счет налога, вести журналы учета полученных и выставленных в счет фактур, книг продаж.
37.Система налогов РФ. Система налогов — это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные, региональные, местные налоги и сборы. Принципы построения налоговой системы РФ, согласно ст.3 гл.1 НКРФ:
1) каждое лицо должно
уплачивать законом
2) законодательство о налогах и сборах основывается на признание всеобщности и равенства налогообложения.
3) при установлении налогов
учитывается фактическая
4) налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно
5) не допускаются установления
дифференцированной ставки о
налогах, налоговых сборах в
6) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
7)не допустимы налоги
и сборы препятствующих
8) не разрешается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономические пространство РФ.
9) федеральные налоги устанавливается, изменяется и отменяется НКРФ.
10) при установлении налогов должны, определенны все элементы налогообложения.
11) акты и законодательство
о налогах и сборах должны
формулироваться таким образом,
чтобы каждый точно знал какие
налоги и сборы должны, когда
и в каком порядке быть
12) все не устранимые сомнения, не ясности актов толкуется в пользу налогоплательщика.
В РФ устанавливается трех уровневая налоговая система, в которой выделяют: федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Отнесение налогов к тому или иному виду осуществляется на основании территориального (географического) признака. По сфере их единообразного применения и полномочий властей различного уровня регулировать налоговое правоотношение на подведомственной им территории.
Федеральные налогами и сборами признаются налог и сборы, которые установлены настоящим кодексом и обязано к уплате на всей территории РФ, ст.12 НКРФ. Но это не означает сто все поступления по этим налогам идут в федеральный бюджет, часть налогов может передаваться на региональный и местный уровень.
К федеральным налогам и сборам относят:
1) налог на добавленную стоимость
2) акцизы
3) налог на доходы физических лиц
4) единый социальный налог
5) налог на прибыль организации
6) налог на добычу полезных ископаемых
7) налог на наследие и дарение
8) водный налог
9) сборы за право пользования
объектами животного мира и
за пользование объектами
1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);
2) транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
3) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ).
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог (гл. 31 НК РФ).
Российское законодательство предоставляет возможность использовать отдельным категориям налогоплательщиков не только традиционную систему налогообложения, но и специальные налоговые режимы (ст. 18НКРФ).
Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К таким режимам относятся:
1) система налогообложения
для сельскохозяйственных
2) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ)
38.Характеристика налоговой системы РФ. Налоговую систему любой страны характеризуют экономические показатели: налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
Налоговый гнет (налоговое бремя) — это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). В России в последние пять лет это отношение находится в пределах 30-34%. Другой показатель — «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет (в России оценивается как 40-45%).
Соотношение прямых и косвенных налогов — это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России характеризуется низкой долей прямых налогов в доходной части бюджета и высокой долей косвенных налогов (75-80%). Такое соотношение обусловлено незначительными поступлениями в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12 : 1, в России — примерно 2:1.
Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.). В меньшей степени применяется прогрессивное (налог на имущество физических лиц) и регрессивное (единый социальный налог) налогообложение.
Налоговая система государства описывается также с учетом политико-правовых характеристик. Эти характеристики отражают: 1) пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; 2) роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; 3) степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:
* разные налоги — эта форма подразумевает полное и неполное раз-. деление прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а субъекты и органы на местах — региональные и местные налоги;
* разные ставки — означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а территориальные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в бюджет конкретной территории;
* разные доходы — для этой формы характерна ограниченность действий территориальных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.
Обычно на практике используются комбинации всех трех форм.
Налоговая система Российской Федерации начиная с 90-х гг. XX в. находится в процессе реформирования, т. е. преобразования, исходя из направлений государственной политики:
1) достижения стабильности
и определенности налоговой
2) фискального стимулирования. Предусматривает следующие основные меры: введение рыночного механизма налогообложения недвижимости; постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса; повышения собираемости налогов путем последовательного перехода к исчислению налогов по отгрузке; налогообложения у источника выплаты; введения механизма реального контроля доходов физических лиц; совершенствования методов банковского контроля; усиления контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению.
39. Существенные условия