Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций

Краткое описание

Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.doc

— 156.45 Кб (Скачать файл)

 

   16.Министерство финансов и государственные социальные внебюджетные фонды. Министерство финансов Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, которому подчиняется Ф Н С. Его основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности его доходной части. Департамент налоговой политики, входящий в состав Министерства финансов России, выполняет следующие функции в налоговой сфере:

  • анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России;
  • участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и
  • оценка эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства;
  • разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства;
  • подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ;
  • обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета.

Казначейство. В составе Министерства финансов действует единая централизованная система органов Федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя Главное управление федерального казначейства Минфина РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Главная задача Федерального казначейства в налоговой сфере - перераспределение сумм поступивших налогов по уровням бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.

Государственные социальные внебюджетные фонды

В соответствии с п. 7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Государственные социальные внебюджетные фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37, 39, 41). Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение:

  • социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд РФ);
  • обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях (Фонд социального страхования РФ);
  • бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Взносы в эти фонды отнесены СТ. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства.

С 1 января 2001 Г. изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды: все взносы уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН). То есть с введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы, для них лишь установлена единая налоговая база - выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

В связи с этим система социальных налогов России в настоящее время состоит из:

  • единого социального налога, который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ -14%;
  • страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%).

Следовательно, основное назначение ЕСН - мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь (ст. 234 НК РФ). В отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

 

   17.Понятие и вид налогового контроля. Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля. В зависим.ости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

  1. государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);
  2. негосударственный контроль: а) внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит - налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Министерства финансов России.

По времени проведения налогового контроля различают:

  1. предварительный контроль - проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
  2. текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;
  3. последующий (периодический) контроль - проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.

в зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

  1. документальный контроль - проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;
  2. фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля. В зависим.ости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

  1. государственный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);
  2. негосударственный контроль: а) внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит - налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Министерства финансов России.

По времени проведения налогового контроля различают:

  1. предварительный контроль - проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
  2. текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;
  3. последующий (периодический) контроль - проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.

в зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

  1. документальный контроль - проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;
  2. фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

 

   18.Камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка согласно ст.88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Она проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки сотрудники налоговой инспекции не только проверяют правильность исчисления того или иного налога, но также сопоставляют показатели, отражаемые в разных отчетностях, для выявления возможных ошибок. Также особое внимание уделяется проверке "свежих" показателей, то есть тех, которые были введены в налоговое законодательство за непродолжительное время до проведения проверки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

 

   19.Выездная  налоговая проверка. Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

1) Сплошной

2) Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

Выездные проверки бывают:

● комплексные и тематические;

● плановые и внеплановые,

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видамналогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с:

  • реорганизацией предприятия;
  • ликвидацией предприятия;
  • контролем за деятельностью налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.

В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.

На представление возражений на акт проверки предоставляется месяц, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.

Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении месяца с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суде.

 

   20.Виды защиты налогоплательщиком своих интересов. Защита прав налогоплательщиков — это допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.

Информация о работе Лекции по "Налогам"