Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций
Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
16.Министерство финансов и государственные социальные внебюджетные фонды. Министерство финансов Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, которому подчиняется Ф Н С. Его основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности его доходной части. Департамент налоговой политики, входящий в состав Министерства финансов России, выполняет следующие функции в налоговой сфере:
Казначейство. В составе Министерства финансов действует единая централизованная система органов Федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя Главное управление федерального казначейства Минфина РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.
Главная задача Федерального казначейства в налоговой сфере - перераспределение сумм поступивших налогов по уровням бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.
Государственные социальные внебюджетные фонды
В соответствии с п. 7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов относятся к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Государственные социальные внебюджетные фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ (ст. 37, 39, 41). Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение:
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Взносы в эти фонды отнесены СТ. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства.
С 1 января 2001 Г. изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды: все взносы уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН). То есть с введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы, для них лишь установлена единая налоговая база - выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.
В связи с этим система социальных налогов России в настоящее время состоит из:
Следовательно, основное назначение ЕСН - мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь (ст. 234 НК РФ). В отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.
17.Понятие и вид налогового контроля. Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Виды налогового контроля. В зависим.ости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:
По времени проведения налогового контроля различают:
в зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:
Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Виды налогового контроля. В зависим.ости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:
По времени проведения налогового контроля различают:
в зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:
18.Камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка согласно
ст.88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов)
и документов, представленных нал
Она проводится без какого-либо
специального решения руководителя налогового
органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщик
При проведении камеральной налоговой проверки сотрудники налоговой инспекции не только проверяют правильность исчисления того или иного налога, но также сопоставляют показатели, отражаемые в разных отчетностях, для выявления возможных ошибок. Также особое внимание уделяется проверке "свежих" показателей, то есть тех, которые были введены в налоговое законодательство за непродолжительное время до проведения проверки.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
19.Выездная налоговая проверка. Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.
Существует 2 метода выездной налоговой проверки:
1) Сплошной
2) Выборочный
Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.
Выездные проверки бывают:
● комплексные и тематические;
● плановые и внеплановые,
Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видамналогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Выездная проверка производится в целях контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная проверка может проводиться также в связи с:
В день окончания выездной проверки проверяющий составляет справку об окончании проверки. В течение двух месяцев с указанного дня составляется акт выездной налоговой проверки. В акте должны быть указаны сведения о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах, либо об отсутствии таковых. Акт вручается налогоплательщику либо его представителю.
На представление возражений на акт проверки предоставляется месяц, после чего в течение 10 рабочих дней материалы проверки и представленные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности.
Решение, вынесенное по результатам проверки, вступает в силу по истечении месяца с момента вынесения и может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в суде.
20.Виды защиты налогоплательщиком своих интересов. Защита прав налогоплательщиков — это допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.