Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций
Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
28.Налог на имущество организаций. Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.
Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные прс дета в итсл ьств а. объектом признается находящееся на российской территории недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектом налогообложения:
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в России через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Допускается дифференциация ставок налога в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества. В Москве налоговая ставка установлена в максимальном размере для всех налогоплательщиков. Налоговые льготы предусмотрены ст. 381 НК в виде полного освобождения от уплаты отдельных категорий плательщиков и некоторых видов имущества, находящихся на балансе налогоплательщика. Например:
29.Государственная пошлина. Федеральным законом № 127-ФЗ от 02.11.04 принята глава 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Указанная глава вступила в силу с 1 января 2005 года.
Главой 25.3 НК РФ установлены плательщики государственной пошлины, ее размеры, порядок, сроки и особенности уплаты, основания и порядок возврата или зачета, особенности предоставления рассрочки и отсрочки, а также льготы по уплате государственной пошлины.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:
Государственная пошлина уплачивается в наличной и безналичной форме.
Факт уплаты госпошлины подтверждается платежным поручением, либо квитанцией банка, либо квитанцией органа, которому производилась оплата. Форма последней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Главой 25.3 НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины для органов государственной власти, судов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также отдельных категорий физических лиц и организаций. Остановимся на льготах, предоставленных юридическим лицам (за исключением государственных органов).
Организации, независимо от организационно-правовой формы, освобождаются от уплаты госпошлины:
а) при государственной регистрации выпуска (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
б) при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ;
в) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям:
- заявлений об отсрочки (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;
- жалоб на действия судебного
пристава-исполнителя, а также жалоб
на постановления по делам
об административных
- частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом.
Кроме того, организации не уплачивают госпошлину за:
- вывоз культурных ценностей, истребованных
из чужого незаконного
- государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;
- государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;
- государственную регистрацию
соглашения об изменении
Главой 25.3 НК РФ определены также случаи возврата госпошлины. Уплаченная пошлина может быть возвращена налогоплательщику только в случаях:
Для возврата уплаченной пошлины налогоплательщик должен в течение трех лет со дня уплаты подать заявление в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена пошлина.
Плательщики госпошлины могут также зачесть излишне уплаченную пошлину в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
30.Сборы за пользование
С 1 января 2004 года порядок взимания, исчисления и уплаты налоговых сборов за вылов водных биологических ресурсов, а также за изъятие и некоторые иные виды пользования объектами животного мира регулируется только Налоговым кодексом РФ. При этом следует заметить, что кроме указанных налоговых сборов платность биологических ресурсов включает в себя и неналоговые платежи за оформление лицензий на право пользования данными ресурсами.
Согласно ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира являются все организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ. в случае безлицензионного пользования к плательщику применяются нормы административного законодательства как к нарушителю правил природопользования.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено следующее: пользование объектами животного мира без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Не облагаются сбором объекты животного мира, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
Статьей 333.3 НК РФ предусмотрено установление ставки сбора в размере О руб., в том случае, если пользование осуществляется в целях:
Согласно ст. 333.4 НК РФ сумма сбора для пользователей объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и установленной ставки сбора.