Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций
Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ различают два способа защиты прав налогоплательщиков: 1) административный; 2) судебный.
Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Порядок административной защиты регулируется ст. 138-141 НК РФ.
В ст. 139 НК РФ оговариваются порядок и сроки подачи жалобы. Налогоплательщик имеет право подать жалобу в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен только при наличии уважительной причины (например, тяжелой болезни, форс-мажорных обстоятельств). До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика. Однако при этом налогоплательщик теряет право на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу).
Срок рассмотрения жалобы — не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы налоговым органом (долж постным лицом) в течение месяца принимается одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового
органа и назначить
3) отменить решение и
прекратить производство по
4) изменить решение или вынести новое решение.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику или иному обязанному лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).
Преимущества административного способа — относительная простота процедуры обращения, быстрое рассмотрение жалобы, отсутствие пошлины, возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела.
Основной недостаток административной защиты заключается в большой вероятности принятия субъективных решений вышестоящим налоговым органом или его должностными лицами.
Установленный административный порядок рассмотрения не лишает права лица обжаловать акты ненормативного характера, действия и бездействие налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами.
Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137-138 Кодекса. В самых общих чертах порядок судебной защиты прав налогоплательщика следующий:
* определение подведомственности ведения дел;
* разграничение компетенции по рассмотрению споров (виды исков);
* исполнение решения суда;
* обжалование решения в вышестоящих судебных инстанциях.
Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков: о признании недействительным ненормативного акта налогового органа; о признании недействительным нормативного акта налогового органа; о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа; о признании поручения не подлежащим исполнению; о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
Результатом судебного разбирательства является исполнение судебных решений, которое производится на основании положений Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Специфика исполнения судебных решений по налоговым спорам отражена в НК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 79 НК сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного
решения.
Преимущества судебного разрешения конфликтов проявляются в четкой определенности всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством и относительной объективности рассмотрения спора. Кроме того, имеется возможность но некоторым видам исков запретить налоговому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу, а также получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
К недостатку судебной защиты можно отнести достаточно высокие расходы, связанные с ведением судебного процесса.
Особый способ судебной защиты прав налогоплательщика — обращение в Конституционный Суд РФ. Однако такое право возникает у налогоплательщика только после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
21. Характеристика налоговых правонарушений. См 11.
22.Земельный налог. С 1 января 2005 года часть вторая НК РФ дополнилась новым разделом х. "Местные налоги» и входящей в него главой 31 "Земельный налог». В главе 31 определены круг плательщиков налога, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения и уменьшения.
Налогоплательщики:
- собственники земельных
- землевладельцы и
Налоговый период: календарный год. Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются l-й квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. В соответствии со ст. 393 НК РФ местные органы могути не устанавливать отчетный период.
Налоговая ставка: максимальный размер не может превышать 0,3 % для земель, используемых для сельскохозяйственного производства и занятых жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, 1,5 % - для других катeгoрий земель. Moгут быть установлены дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Кроме того, могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налоговая база: кадастровая оценка земли. В тех регионах, где кадастровая стоимость земель не утверждена и не принят местный документ о новом земельном налоге, в 2005 году будет действовать старый Закон РФ № 1738-1 «О плате за землю».
Налоговые декларации по налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются в течение налоговогo периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
23.Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог). Федеральным законом № 147-ФЗ от 11.11.03 с 1.01.04 года введена в действие новая редакция главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ. Предусмотренная данной главой система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в добровольном порядке.
При применении указанной системы налогообложения налогоплательщиками уплачивается единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХИ), исчисляемый ими по результатам их хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период. Уплата ЕСХИ заменяет уплату:
Иные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Кроме того, указанными налогоплательщиками уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01.
ЕСХН Налогоплательщиками ЕСХН при знаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ЕСХН только в том случае, если по итогам 9 месяцев года подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН в общем объеме полученных такими налогоплательщиками доходов от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов, полученных от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 %. Не вправе применять данную систему налогообложения:
организации, имеющие филиалы и (или) представительства. в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик изъявил желание перейти на уплату ЕСХН, им подается в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) заявление по форме № 26.1-1, утвержденной приказом МНС России № САЭ -3-22/415 от 07.07.04.
При этом следует отметить, что добровольный отказ налогоплательщика от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и переход на общеустановленную систему налогообложения до окончания налогового периода по ЕСХН не допускается. Переход может быть осуществлен только с начала очередного календарного года. Об этом налогоплательщик обязан в письменном виде уведомить налоговые органы не позднее 15 января года, с которого они предполагают перейти на общеустановленную систему налогообложения.
Налогоплательщик теряет право на дальнейшее применение данной системы налогообложения, если по итогам налогового периода доля доходов, полученных от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 %.
О переходе на общеустановленную систему налогообложения и пересчете в связи с этим налоговых обязательств за весь налоговый период налогоплательщик обязан в письменном виде сообщить в налоговый орган в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода (года), в котором ими было утрачено право на применение ЕСХН, и до 1 февраля того же года произвести уплату исчисленных в соответствии с общеустановленной системой налогообложения сумм налогов.
Порядок признания доходов
В целях исчисления налоговой базы по ЕСХН налогоплательщики организации учитывают доходы, полученные от реализации товаров (Работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются организациями в соответствии со ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Порядок признания расходов
При исчислении налоговой базы по ЕСХН учитывают только те расходы, которые предусмотрены п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты (кассовый метод).
Исчисление налоговой базы по ЕСХН
Налоговой базой по ЕСХН при знается денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов. При этом следует иметь в виду, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения таких доходов и (или) на дату осуществления таких расходов. Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества, учитываются в совокупности с доходами, полученными в денежном выражении. Денежное выражение таких доходов определяется исходя из рыночных цен (без учета НДС), определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ.
Налогоплательщики имеют право уменьшить (но не более чем на 30 %) исчисленную ими за налоговый период налоговую базу по ЕСХН . на сумму убытков, полученных ими по итогам предыдущих налоговых периодов применения данного специального налогового режима. Перенос убытков может быть осуществлен не более чем на 10 очередных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, по итогам которого впервые получены убытки.
24.Упрощенная система налогообложения. Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты: