Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций

Краткое описание

Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;

Вложенные файлы: 1 файл

ответы.doc

— 156.45 Кб (Скачать файл)

 

   11. Характеристика налоговых правонарушений. Налоговое правонарушение – ϶то виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность. Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговой декларации (ст. 119 Налогового кодекса);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 Налогового кодекса);
  • неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 Налогового кодекса);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 Налогового кодекса);
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 Налогового кодекса);
  • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 Налогового кодекса);
  • неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 Налогового кодекса);
  • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 Налогового кодекса).  Из приведенного определения вытекают следующие юридические признаки налогового правонарушения:

*  виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);

*  противоправность (нарушение законодательства о налогах и сборах);

*  наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими налогового законодательства). Объект налогового правонарушения — охраняемые законодательством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля); субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста).

   12.Источники налогового права. Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.

К источникам налогового права можно отнести:

  1. международные источники:

а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;  
б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);  
в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;  
г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

  1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;
  2. специальное налоговое законодательство:

а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);  
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);  
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

  1. общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);
  2. подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);  
б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

  1. акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);  
б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

 

   13.Налоговые органы. Налоговые органы Российской Федерации - Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения. ФНС - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору В области налогов и сборов. Эта служба является правопреемником министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов государства в процедурах банкротства. В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ. Основной задачей, возложенной на налоговые органы, является контроль:

- за соблюдением законодательства  о налогах и сборах;

- правильности исчисления, полноты  и своевременности внесения в  бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ;

- за производством и оборотом  этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

        -за соблюдением  валютного законодательства РФ  в пределах своей компетенции.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

   14.Таможенные органы. Таможенные органы - единая система таможенных органов России, в которую входят: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Деятельность таможенных органов регламентируется Таможенным кодексом РФ (ТК РФ), принятым Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ таможенные органы взимают соответствующие их компетенции налоги, сборы, пошлины; контролируют правильность исчисления, своевременность их уплаты; принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены (п. 1 ст. 318 ТК РФ):

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  4. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  5. таможенные сборы.

Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов выступает декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно.

Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27-33 ТК РФ.

Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в налоговой сфере определены СТ. 33 11 34 НК РФ:

  • таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, а также иными федеральными законами;
  • должностные лица таможенных органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется СТ. 35 НК РФ.

Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

 

   15.Органы внутренних дел. В настоящее время в структуре МВД РФ действует особое подразделение - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП), которую возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ. Она образована на основании Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с передачей ей полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Данная служба не относится к налоговым органам, а является правоохранительным органом со специальными полномочиями в налоговой сфере. Порядок и условия участия ФСЭНП в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 НК РФ, Приказом МВД РФ от 13.08.2003 г. № 634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ», иными нормативными правовыми актами.

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ. Свои полномочия ФСЭНП обеспечивает непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, Министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.

Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств.

Основными задачами ФСЭНП являются:

  1. предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах;
  2. организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности;
  3. координация и организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по экономическим и налоговым преступлениям;
  4. обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
  5. выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Органы внутренних дел в лице Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям полномочны (п. 1 ст. 36 НК РФ) по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В Налоговом кодексе закреплен принцип разграничения компетенции.

Так, органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 СТ. 36 НК РФ).

В своей деятельности ФСЭНП наделена широкими полномочиями, в частности:

  • про водить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению ФСЭНД, а также обеспечения собственной безопасности;
  • пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • беспрепятственно входить в любые помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Информация о работе Лекции по "Налогам"