Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 10:16, курс лекций
Понятие и определение налога. Налог - нахождение компромисса между налогоплательщиком (частные интересы) и государством (публичные интересы). Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». Кроме этого к понятию налог относим следующие моменты:
а) законодательная власть устанавливает налоги;
б) односторонний характер установления налогов;
11. Характеристика налоговых правонарушений. Налоговое правонарушение – ϶то виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность. Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
* виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);
* противоправность (нарушение законодательства о налогах и сборах);
* наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими налогового законодательства). Объект налогового правонарушения — охраняемые законодательством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля); субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста).
12.Источники налогового права. Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.
Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.
К источникам налогового права можно отнести:
а) международные акты, устанавливающие
общие принципы налогового права и налогообложения;
б) международные налоговые соглашения
(соглашения об устранении двойного налогообложения,
заключаемые РФ с различными странами);
в) международные договоры, регулирующие
отдельные вопросы налогообложения;
г) решения международных судов о толковании
международных соглашений;
а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые
на основании и в соответствии с ним);
б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие
на территории соответствующих субъектов
установленные федеральным законодательством
о налогах и сборах региональные налоги
или сборы);
в) нормативные правовые акты о налогах
и сборах, принятые представительными
органами местного самоуправления;
а) акты органов общей компетенции
(Указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, подзаконные нормативные правовые
акты);
б) акты органов специальной компетенции:
ведомственные подзаконные нормативные
правовые акты органов специальной компетенции
по вопросам, связанным с налогообложением,
издание которых прямо предусмотрено
Налоговым кодексом РФ;
а) акты органов конституционной
юстиции (постановления и определения
КС РФ и конституционных судов субъектов
РФ);
б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных
судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ,
решения по делам о налоговых спорах, обзоры
судебной практики).
13.Налоговые органы. Налоговые органы Российской Федерации - Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразделения. ФНС - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору В области налогов и сборов. Эта служба является правопреемником министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов государства в процедурах банкротства. В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ. Основной задачей, возложенной на налоговые органы, является контроль:
- за соблюдением
- правильности исчисления, полноты
и своевременности внесения в
бюджеты налогов и иных
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
-за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах своей компетенции.
ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
14.Таможенные органы. Таможенные органы - единая система таможенных органов России, в которую входят: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Деятельность таможенных органов регламентируется Таможенным кодексом РФ (ТК РФ), принятым Государственной Думой 25 апреля 2003 г.
В соответствии со ст. 403 ТК РФ таможенные органы взимают соответствующие их компетенции налоги, сборы, пошлины; контролируют правильность исчисления, своевременность их уплаты; принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.
Полномочия таможенных органов распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены (п. 1 ст. 318 ТК РФ):
Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов выступает декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно.
Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27-33 ТК РФ.
Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в налоговой сфере определены СТ. 33 11 34 НК РФ:
Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется СТ. 35 НК РФ.
Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
15.Органы внутренних дел. В настоящее время в структуре МВД РФ действует особое подразделение - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП), которую возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ. Она образована на основании Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с передачей ей полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Данная служба не относится к налоговым органам, а является правоохранительным органом со специальными полномочиями в налоговой сфере. Порядок и условия участия ФСЭНП в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 НК РФ, Приказом МВД РФ от 13.08.2003 г. № 634 «Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ», иными нормативными правовыми актами.
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ. Свои полномочия ФСЭНП обеспечивает непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, Министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.
Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств.
Основными задачами ФСЭНП являются:
Органы внутренних дел в лице Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям полномочны (п. 1 ст. 36 НК РФ) по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
В Налоговом кодексе закреплен принцип разграничения компетенции.
Так, органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 СТ. 36 НК РФ).
В своей деятельности ФСЭНП наделена широкими полномочиями, в частности: