Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМННАЯ РАБОТА моя.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов для доходов и 15 процентов для доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, выбравшими объектом обложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом налогоплательщиками - организациями и не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками - организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении определенных п. 2 ст. 34626 НК РФ видов предпринимательской деятельности.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность корректируется (умножается) на ряд коэффициентов.

Корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле:

К1 = (1000 + Коф) / (1000 + Ком),

где Коф - кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком;

Ком - максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности;

1000 - стоимостная оценка прочих  факторов, оказывающих влияние на  величину базовой доходности, приведенная  к единице площади.

При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать базовую доходность на корректирующий коэффициент К2. Его значения определяется субъектом Российской Федерации на календарный год, и могут быть установлены в пределах от 0,1 до 1.

В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога в соответствии с п. 3 ст.3462 и п. 2 ст. 34632 НК РФ не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

1. 3. Практика налогообложения  субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.

Мировая практика доказывает необходимость специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий. Однако единой теории налогообложения малого бизнеса не существует. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения преследуются различные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению – в разных странах различны традиции уплаты налогов, различна налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, различаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, различна степень коррумпированности властей.

В развитых странах с достаточно давними налоговыми традициями основной целью смягчения налогового режима для малых предприятий является устранение налоговой дискриминации, которая проявляется главным образом в двух направлениях. Во-первых, издержки законопослушания для малого предприятия с большой вероятностью выше, чем для крупного, поскольку документация и информация, необходимая для налогового декларирования, в любом случае собирается и хранится крупными предприятиями для собственных целей. Во-вторых, можно предположить, что при равных ставках налогообложения эффективная ставка налога для малого предприятия будет больше (в отсутствие специальных льгот), поскольку возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации) у малых предприятий меньше. В таких случаях применяются пониженные налоговые ставки или дополнительные возможности начисления амортизации от ускоренной амортизации до свободного списания. Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Люксембурге, Великобритании и США.

В ряде развитых стран традиционно применяется особый режим налогообложения малого бизнеса. Во Франции для предприятий с совокупным годовым оборотом, не превышающим определенного порога (3,5 млн. фр. для предприятий, продающих товары, и 1 млн. фр. для предприятий, оказывающих услуги) применяется контрактный налог3. Для его применения налогоплательщик должен предоставить следующую информацию по итогам прошедшего года: закупки, продажи, стоимость запасов на конец учетного периода, количество занятых, сумма выплаченной заработной платы, количество автомобилей, которыми владеет плательщик. Налоговая администрация затем рассчитывает контрактный налог, который предполагается оценить как доход, который предприятие может в норме производить. Нетрудно видеть, что информация, которая предоставляется плательщиком, требует ведения значительного количества записей и по существу содержит всю информацию, необходимую для определения налогооблагаемого дохода, кроме общих расходов на бизнес. На основе предоставленной информации налоговая администрация делает оценку дохода с учетом специфики отрасли, и затем эта оценка становится предметом соглашения с налогоплательщиком. Согласованные суммы применяются два года, предшествующий и текущий. Они могут отличаться для этих лет и суммы для второго года могут быть распространены на один или несколько последующих лет.

Налогоплательщик может выбрать обычный учет дохода взамен метода контрактного налога, но в этом случае использование обычного метода лимитировано тремя годами.

Подобный подход применяется в некоторых других странах. В Бельгии налоговые власти могут заключить соглашение с налогоплательщиком о вмененном налогообложении, которое сохраняет действие в течение последующих трех лет. Применение метода ограничено налогоплательщиками, не способными вести надлежащий учет.

В Израиле применялся налог, основанный на вменении по косвенным признакам, который базируется на различных факторах, в наличии которых можно убедиться, разрабатываемых для конкретных отраслей. Например, рестораны могут облагаться на основе размещения, количества мест, средних цен пунктов меню. Цель - определить чистую прибыль. Вменение по косвенным признакам, включает элементы соглашения между налогоплательщиками и налоговыми властями, но соглашение о вменении по косвенным признакам, вообще (о котором договариваются с представителями отрасли), а не его применении к конкретному плательщику.

Хотя общий подход к вменению по косвенным признакам, подобен контрактному налогу, его юридический статус в Израиле отличается от статуса контрактного налога во Франции. Он не был особо санкционирован в законе, кроме предусмотренных общих полномочий облагать по усмотрению администрации. С тех пор, как он был введен, налогоплательщики практически полагались на него, не ведя или не раскрывая достаточного учета, в ситуациях, охватываемых вменением по косвенным признакам, особенно когда в результате возникали преимущества для плательщика. Одним из следствий системы вменения по косвенным признакам была недооценка налога, так как он был одностороннего действия: плательщики полагались на нее в благоприятных случаях, но вели учет, когда это было более благоприятным. Хотя существование данной системы не освобождало плательщиков от обязательства вести адекватный учет, на практике плательщики не наказывались за его отсутствие, что приводило к возможности налогового планирования путем выбора той или иной методики налогообложения самим предприятием в зависимости от соотношения фактически получаемого дохода и среднего для данного вида деятельности. При рассмотрении случаев с налогообложением на базе вменения по косвенным признакам суды полагали, что налогообложение может быть изменено судом, если плательщик мог показать, что оно было произвольным в конкретном случае.

Другое важное отличие израильского вменения по косвенным признакам от контрактного налога состоит в том, что последний применяется только к плательщикам с оборотом ниже определенных сумм, а сфера применения первого не ограничена.

В ряде случаев основной целью вмененного налогообложения является уменьшение возможности ухода от налогообложения. В таких случаях вводятся минимальные налоги, часто наряду с льготным или упрощенным налогообложением малого бизнеса. Например, Италия применяет минимальный вмененный налог, дифференцированный по видам деятельности.

Пример успешной налоговой реформы в Аргентине. Основным направлением налоговой реформы в Аргентине, последовавшей после кризиса производства и высокой инфляции, стало существенное упрощение налогообложения. Прежняя система была сложной, включала 25 категорий налогов, что затрудняло их исчисление и взимание. Осталось пять - налог на добавленную стоимость (ставка 18%), налог на прибыль, акцизные сборы на винно-водочные и табачные изделия, налог на недвижимость и подоходный налог. К середине 90-х годов общий уровень налогообложения составил 30% доходов. Налоги стали понятными простым налогоплательщикам. При всей жесткости налоговой политики аргентинцы проявляли гибкость. Когда посыпались протесты мелких торговцев, недовольных суммой отчислений, им уменьшили налоговые платежи.

В результате реформы центральный (федеральный) бюджет утверждается Национальным конгрессом, который одобряет только расходные статьи, поскольку считается, что заранее нереально определить доходы государства, которые зависят от непрогнозируемой экономической деятельности. В результате введенных новшеств в 1992 г. удалось сбалансировать ранее дефицитный бюджет (в 1993 г. доходы даже несколько превысили расходы), сохранить устойчивость национальной валюты, неизменность установленного курса (песо было приравнено к доллару), обуздать инфляцию. Если до реформы уклонение от налогов не считалось предосудительным, число неплательщиков достигало 80-90%, то постепенно ситуация стала меняться, и не только благодаря суровым санкциям к нарушителям. Сказались активная разъяснительная работа, контроль и гласность в использовании налогов.

Ограничения для признания предприятий малыми или микро-, помимо дохода включают в себя форму собственности, вид деятельности (не разрешается налогообложение по системе малых предприятий для кредитно-финансовых, страховых, арендных, инвестиционных, охранных предприятий, производящих операции с ценными бумагами, валютой, недвижимостью), участие в уставном капитале данного предприятия определенных лиц (иностранные граждане и юридические лица, предприятия с участием госучреждения), участие самого предприятия в уставном капитале других юридических лиц, по осуществления экспортно-импортных сделок, вид оказываемых услуг (недопустимо в системе оказание услуг маклера, певца, торгового представителя, автора, предпринимателя, режиссёра театра, композитора, балетмейстера, терапевта, дантиста, медицинской сестры, ветеринара, инженера, архитектора, физика, химика, экономиста, бухгалтера, аудитора, статиста, администратора, программиста, адвоката, психолога, преподавателя, журналиста, публициста и др.) наличие дебиторской задолженности по обязательным платежам, социальному страхованию, превышение совокупного дохода владельца от данного предприятия и участия в других предприятиях определенного предела.

Информация о работе Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса