Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа
Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.
Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.
1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.
2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.
3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68
Прирост числа налогоплательщиков в обоих случаях достигнут большей частью за счет увеличения числа применяющих систему налогообложения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Более того, за последний год сократилось число организаций, применяющих как упрощенную, так и вмененную систему, почти до уровня 2000 г. А число организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, оказалось даже ниже уровня 2000 г. на 3,4%.
В то же время для индивидуальных предпринимателей характерна устойчивая тенденция быстрого роста плательщиков как единого налога на совокупный доход, так и единого налога на вмененный доход. В среднем он составляет 10% для упрощенки и 42% для вмененки.
Для территориальной структуры налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, также характерна неравномерность, что, впрочем, отражает как особенности распределения всех хозяйствующих субъектов по территории республики, так и связанные с этим тенденции неравномерного экономического развития районов республики.
Таблица 7
Распределение налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы по районам КБР в 2002 году.
Вид деятельности |
Налог на совокупный доход |
Налог на вмененный доход | ||
Количество плательщиков |
Удельный вес (%) |
Количество плательщиков |
Удельный вес (%) | |
Баксанский район |
112 |
8,69 |
1394 |
5,90 |
Зольский район |
17 |
1,32 |
529 |
2,24 |
Майский район |
20 |
1,55 |
827 |
3,50 |
Прохладненский район |
50 |
3,88 |
2115 |
8,95 |
Черекский району |
13 |
1,01 |
178 |
0,75 |
Терский район |
33 |
2,56 |
325 |
1,38 |
Урванский район |
453 |
35,16 |
1324 |
5,60 |
Чегемский район |
41 |
3,20 |
1045 |
4,42 |
Эльбрусский район |
14 |
1,09 |
727 |
3,08 |
г. Нальчик |
536 |
41,55 |
15171 |
64,19 |
ИТОГО |
1289 |
100,00 |
23635 |
100,00 |
Большая часть налогоплательщиков зарегистрирована в Нальчике. Здесь состоит на учете почти половина (42%) плательщиков единого налога на совокупный доход (валовую выручку) (см. таблицу 7) и 64% плательщиков единого налога на вмененный доход. Около трети применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности зарегистрировано в Урванском районе, значителен удельный вес Баксанского района – почти 9%.
По числу плательщиков единого налога на вмененный доход на втором после Нальчика месте стоит Прохладненский район. Его удельный вес в числе плательщиков единого налога на вмененный доход составляет 8,95%. Далее идут Баксанский и Урванский районы – по 5,9% и 5.6% соответственно.
Таким образом, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется относительно небольшим числом налогоплательщиков. С одной стороны это объясняется тем, что в виду сложившейся отраслевой структуры значительная часть субъектов малого предпринимательства попадает под действие единого налога на вмененный доход. Особенно это касается индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, порядка 90% которых в обязательном порядке применяет данную систему налогообложения. С другой стороны, практика применения упрощенной системы показала, что, несмотря на предоставленное им право добровольного перехода на эту систему, особой популярности среди налогоплательщиков данный налоговый режим не приобрел, прежде всего, из-за жестких ограничений в ее применении (численность работающих, совокупный размер валовой выручки и др.), необоснованного завышения, в ряде случаев, годовой стоимости патента, а также слабой популяризации этой системы среди налогоплательщиков.
2. 2 Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
Налоговые платежи, взимаемые в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, уплачиваются единым платежом и расщепляются по законодательно закрепленным нормативам между звеньями бюджетной системы. На федеральном уровне устанавливается процент налога, зачисляемый в бюджет Российской федерации и государственные внебюджетные фонды. Распределение же оставшейся части налогового платежа между региональным и местным бюджетом отнесено к ведению органов законодательной власти субъектов РФ. Региональные и местные власти имеют право предоставлять льготы в части налогов, зачисляемых в соответствующий бюджет.
Единый налог на совокупный доход (валовую выручку) и единый налог на вмененный доход в бюджетной классификации объединены в одну группу доходов бюджета 1030000 «Налоги на совокупный доход».
Следует отметить, что роль единых налогов на совокупный и на вмененный доход в поступлениях в бюджетную систему РФ, получаемых на территории республики, заметно выше их роли в формировании доходов консолидированного бюджета КБР. При этом если удельный вес данной группы налогов во взимаемых на территории республики доходах Федерального бюджета чуть меньше их доли в доходах консолидированного бюджет РФ (см. приложения 1 и 2), то значимость налогов на совокупный доход в формировании доходов консолидированного бюджета КБР примерно в два раза выше (см. приложения 1 и 3).
Таблица 8
Удельный вес налоговых платежей, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого предпринимательства, в доходах бюджетов всех уровней на территории Кабардино – Балкарской республики в 2000 – 2002 гг. (тыс. рублей).
Наименование показателя |
2000 год |
2001 год |
2002 год | |||
Сумма |
Уд. вес (%) |
Сумма |
Уд. вес (%) |
Сумма |
Уд. вес (%) | |
Всего доходов бюджетов |
2 511 508 |
100,00 |
2 920 412 |
100,00 |
2 645 031 |
100,00 |
Налоговые доходы |
2 254 762 |
89,78 |
2 908 277 |
99,58 |
2 644 194 |
99,97 |
Налоги на совокупный доход |
63 469 |
2,53 |
94 569 |
3,24 |
122 351 |
4,63 |
Налог на совокупный доход, взимаемый при упрощенной системе налогообложения, учет и отчетности: |
12 545 |
0,50 |
21 457 |
0,73 |
26 957 |
1,02 |
|
10 560 |
0,42 |
16 862 |
0,58 |
23 089 |
0,87 |
|
1 985 |
0,08 |
4 595 |
0,16 |
3 868 |
0,15 |
Налог на вмененный доход для определенных видов деятельности: |
50 924 |
2,03 |
73 112 |
2,50 |
95 394 |
3,61 |
|
23 300 |
0,93 |
29 611 |
1,01 |
31 062 |
1,17 |
|
27 624 |
1,10 |
43 501 |
1,49 |
64 332 |
2,43 |
Так, например, в 2000 г. в КБР поступления по налогам на совокупный доход составили 3,5% налоговых доходов консолидированного бюджет против 1.6% в РФ. То есть в республике их удельный вес более чем в два раза выше. А со временем при увеличении доли рассматриваемых налогов в доходах бюджетов вырос на 17% и этот разрыв: в Кабардино – Балкарии доля налогов на совокупный доход в налоговых доходах в 2002 г. составила уже 5.8%, а в целом по России – 2,5%.
Удельный вес данной группы налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета КБР на протяжении последних трех лет стабильно увеличивался (см. таблицу 8). Также увеличился удельный вес налогов на совокупный доход в общей величине взимаемых в республике налогов с 2,8% до 4,6%, то есть более чем в 1,5 раза при одновременном росте доли последних в общей величине доходов бюджетов.
Кроме того, до 2002 г. единый налог на вмененный доход в части, взимаемой с индивидуальных предпринимателей, в республиканский бюджет вообще не зачислялся.
В отличие от консолидированного и республиканского бюджетов, удельный вес налогов на совокупный доход в поступлениях в местные бюджеты на территории Кабардино – Балкарии гораздо выше. За период с 2000 по 2002 гг. он увеличился с 5,4% до 9,5% (см. приложение 5).
При этом достаточно весома роль именно единого налога на вмененный доход в формировании доходов местных. Его удельный вес за три года вырос почти в два раза (с 4,7% до 8,2%).
В целом, хотя фискальная роль как налоговых платежей, взимаемых в связи с применением особых режимов налогообложения малого бизнеса невелика, для данной группы доходов бюджета характерен стабильный рост ее доли.
Практику применения упрощенной системы налогообложения на территории республики характеризует также перевыполнение заданий по мобилизации связанного с её применением единого налога. В 2001 году план поступления налога был перевыполнен на 122% (см. приложение 6). А уже в 2002 году эта цифра снизилась почти на 50%, более того, в части налога, взимаемой с индивидуальных предпринимателей, план был недовыполнен на 3%.
По единому налогу на вмененный доход, напротив, стабильно не выполняется задание по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему. Как видно на рисунке 5 имеет место тенденция снижения выполняемости плана по мобилизации рассматриваемых налоговых платежей в бюджетную систему. И если для единого налога на совокупный доход следствием этого является лишь сокращение размеров перевыполнения плана, то в отношении задания по мобилизации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности увеличился процент его невыполнения.
Рис. 5. Динамика выполнения плана по мобилизации единых налогов на совокупный и вмененный доход на территории КБР в 2000 - 2002 гг.
Если в 2000 году план по мобилизации единого налога на вмененный доход был перевыполнен всего лишь на 9%, то по результатам 2002 – недовыполнен на 19%. Этим и обусловлен приведенный в таблице 9 прогноз поступления налоговых платежей, а также значительными изменениями, произошедшими в рассматриваемых системах налогообложения с 1 января 2003 года.
Так как прогнозные показатели поступления платежей по единому налогу на совокупный доход (валовую выручку) определялись с учетом произошедших в законодательстве значительных изменений (в частности снижения ставок налога почти в 2 раза), они оказались ниже уровня поступлений по налогу в 2001 году почти на 25%. Прогноз же поступлений по единому налогу на вмененный доход составляет 90% фактически поступивших в 2002 году (причем фактические показатели в данном случае на 4% ниже оценочных).
Таблица 9
Прогноз поступления налоговых платежей в бюджетную систему РФ на территории КБР на 2003 год (тыс. рублей).
Наименование показателя |
2001 г. отчет |
2002 г. оценка |
2003 г. прогноз |
Налог на совокупный доход при упрощенной системе: |
21457 |
23037 |
17214 |
|
16862 |
19670 |
13443 |
|
4595 |
3367 |
3771 |
Налог на вмененный доход для определенных видов деятельности |
73112 |
99420 |
86687 |
|
29611 |
33216 |
18507 |
|
43501 |
66204 |
68180 |
Таким образом, за последние три года в республике заметно увеличилась роль платежей по единому налогу на вмененный доход и единого налога на совокупный доход в формировании доходов бюджетов разных уровней. При этом также в целом можно назвать удовлетворительной собираемость рассматриваемых налоговых платежей.