Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа
Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.
Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.
1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.
2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.
3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68
Как видно из таблицы 22, при уплате налога авансовыми платежами фактическая ставка налогообложения по единому налогу на вмененный доход уменьшается.
Таблица 22
Расчет фактической ставки налогообложения при уплате единого налога на вмененный доход авансовыми платежами за 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Порядок уплаты налога |
Размер фактической ставки налогообложения | ||
Аптека |
АЗС |
Кафе | |
авансовый платеж за 1 месяц |
15% |
15% |
15% |
авансовый платеж за 3 месяца |
14112/96000*100% = 14,7% |
119070/810000*100% = 14,7% |
4445/30240*100% = 14,7% |
авансовый платеж за 6 месяцев |
113680/96000*100% = 14,25% |
115425/810000*100% = 14,25% |
4309/30240*100% = 14,25% |
авансовый платеж за 9 месяцев |
13248/96000*100% = 13,8% |
111780/810000*100% = 13,8% |
4173/30240*100% = 13,8% |
авансовый платеж за 12 месяцев |
12816/96000*100% = 13,35% |
108135/810000*100% = 13,35% |
4037/30240*100% = 13,35% |
Причем, чем за большее количество месяцев производится авансовый платеж, тем сильнее снижается размер фактической ставки. При максимально возможной минимизации размера подлежащего уплате налога путем увеличения срока, за который вносится авансовый платеж, фактическая ставка налога составляет уже 13,35%, то есть сокращается на 1,65% по сравнению с маргинальной (15%).
3. 3. Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль. Несмотря на то, что в рамках упрощенной системы налог на прибыль называется налогом на доход, уменьшенный на величину расходов, по сути (составу расходов, учитывающихся при определении налоговой базы) это одно и то же.
Однако, несмотря на все преимущества налогообложения оборота, с 1 января 2005 года оно, согласно закону, будет отменено, и все налогоплательщики должны будут выбрать объектом налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов – систему, доказавшую свою неэффективность. Непонятно, для чего тогда нужно было разрабатывать новую систему обложения оборота с 6%-ой ставкой, которая могла бы реально повлиять на многие процессы в экономике?
Вместе с тем, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но речь, конечно же, не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.
Сохранение же с 2005 г. налогообложения прибыли в упрощенной системе налогообложения вместо налогообложения оборота (переход к которой был бы логичен и обоснован), не приведет к позитивному эффекту: отдача налоговых органов не повысится, собираемость этого налога не увеличится и в целом деятельность организаций останется в тени при отсутствии какого бы то ни было стимулирующего фактора.
Налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, законодатель подготовил сюрприз в качестве так называемого "минимального налога", рассчитываемого в размере 1 процента от налоговой базы, которой будут являться доходы (а с 2005 г. всем налогоплательщикам надо будет уплачивать налог именно по этой схеме!).
Согласно п. 6 ст. 34618 НК РФ такой налог уплачивается в том случае, если размер исчисленного в общем порядке налога составляет сумму, меньшею, чем 1% от суммы полученного налогоплательщиком дохода (то есть меньше суммы “минимального налога”). Это означает, что налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на сумму расходов, в любом случае (даже при наличии убытков) заплатит в бюджет сумму налога в размере не меньшем, чем 1% от полученных доходов. Суммы уплаченного минимального налога законодатель разрешил налогоплательщикам включить в составе расходов следующих налоговых периодов (либо учесть в составе убытков, переносимых на будущее)
Из буквального толкования п. 6 ст. 34618 НК РФ следует, что минимальный налог – это еще один налог помимо единого налога, который при соответствующих обстоятельствах следует уплачивать одновременно с единым налогом.
Такой вывод можно сделать по следующим причинам:
Представляется, что в таком виде нормы о минимальном налоге применяться не могут по следующим причинам.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ (и это – основа основ законодательства о налогах и сборах), налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все основные элементы налогообложения, коими являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Нормы о минимальном налоге включены в статью, которая регламентирует порядок определения налоговой базы, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). В то же время налоговая база, рассчитанная с учетом минимального налога, никак не связана с объектом налогообложения – доходами, уменьшенными на величину расходов. Такое несоответствие представляется недопустимым и позволяет говорить о том, что у налога не установлены все необходимые элементы налогообложения.
Таким образом, законность установления данного налога (если считать его иным налогом кроме единого при применении упрощенной системы) вызывает большие сомнения. Что касается установления главой 26. 2 НК РФ (в имеющейся на сегодняшний день редакции) элементов налогообложения минимальным налогом, можно смело утверждать, что ни один элемент налогообложения не установлен за исключением налоговой ставки.
Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ). Как мы уже выяснили, это требование НК не соблюдено. А это значит, что налог нельзя считать законно установленным и подлежащим уплате в бюджет. Ведь в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не обладающие установленными НК признаками налогов и сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Поэтому минимальный налог уплате не подлежит как незаконно установленный.
Из перечня расходов, учитываемых при налогообложении, оказались исключенными отдельные крупные статьи, такие, как амортизация основных средств, затраты на НИОКР, стоимость приобретаемых ценных бумаг и имущественных прав, добровольное страхование имущества, судебные расходы.
Кроме того, при значительном упрощении системы налогового и бухгалтерского учета отдельные расходы (на рекламу, личный транспорт, уплату процентов по кредитам и займам и др.) требуют сохранения усложненного порядка учета, который существует при налогообложении прибыли. В результате возникает парадокс: одна статья Налогового кодекса упрощает учет, а другая - сохраняет старый режим учета. Введение двух ограничений при уплате налога на доходы, уменьшенные на величину расходов, а именно 15% (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1% от величины доходов), не позволяет низкорентабельным малым предприятиям переходить на новую систему налогообложения, так как уплата налога на прибыль в размере 24% им более выгодна. Многие предприятия, особенно в период становления, остаются низкорентабельными МП. Негативные последствия возникают при потере права на "упрощенку" или "вмененку", так как предприятия обязаны при этом уплатить все налоги, от которых были освобождены (на прибыль, НДС, с продаж, на имущество, единый социальный), либо с начала отчетного квартала, либо с начала налогового периода. При этом НДС и налог с продаж на реализованную продукцию подлежат восстановлению за счет собственных средств. Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.
Заключение
Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствуют подлинной цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.
В мире используются разные способы поддержки малого предпринимательства. Выбор между фискальными и нефискальными инструментами основывается на критериях экономической эффективности, справедливости, административной простоте, минимизации затрат.
С учетом того, что в РФ за последние годы доказала свою неэффективность система прямой поддержки предпринимательства, особенно актуальной становится проблема разработки эффективной системы налоговых преференций. Кроме того, при сопоставлении различных инструментов в пользу налоговых льгот обычно приводят следующие аргументы: они приносят политические дивиденды, реализуются существующим аппаратом налоговой администрации; благодаря упрощению налоговых правил снижаются затраты на соблюдение налогового законодательства; изменение параметров налоговой системы требует немало времени, поэтому их можно использовать в конъюнктурных целях, в частности в борьбе с безработицей; налоговые меры не дискреционные (т.е. чиновник не вправе по своему произволу освободить от налога одних налогоплательщиков и заставить платить других).
Концепция государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства должна базироваться на признании малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
Одной из важных причин неразвитости малого бизнеса называют большое количество налогов. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства.
Отчасти эта проблема решается применением специальных налоговых режимов. Однако со времени введения упрощенной системы в 1995 г. она не получила значительного распространения. Налог на вмененный доход вообще вводился с целью минимизировать потери бюджетной системы в сферах, где результаты деятельности хозяйствующего субъекта плохо поддаются контролю.
Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всех уровней, несмотря на то, что в 2000 – 2002 гг. поступления по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности увеличивались.
В целом, практика применения вышеуказанных систем налогообложения к субъектам малого предпринимательства свидетельствует о необходимости их серьезного реформирования с целью создания благоприятных условий для легального развития малого бизнеса, воспитания законопослушных, добросовестных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере экономики и создающих рабочие места для населения. При этом необходимо учесть имеющийся положительный опыт в данном вопросе зарубежных стран и СНГ, а также мнение региональных органов власти и самих предпринимателей.
Список литературы