Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМННАЯ РАБОТА моя.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Уместно привести несколько примеров из налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации включает целый ряд статей, существенно ущемляющих права предпринимателей (статьи 120, 121 НК Российской Федерации, предусматривающие штрафные санкции и др.). Единый налог на вмененный доход вызвал неоднозначную реакцию предпринимателей: одни считают, что его вообще нужно отменить, другие — что нужно сделать не обязательным, а добровольным.

Федеральный закон от 14.06.95 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственными органами почти не выполняется. По данным независимых аналитиков из 23 статей этого закона федеральное правительство несет обязательства по 17, из которых 15 связаны с предоставлением прямой имущественной поддержки. Ни одно обязательство Российской Федерации по этим 15 статьям в полном объеме не выполнено [12, с. 26]. Многие статьи данного закона (например, статьи 6, 11,13 и др.) морально устарели. Значительно изменились за последние пять лет и смежные законы.

Несмотря на то, что малое предпринимательство является по законодательству объектом государственной поддержки, в последнее время наблюдается сужение и ухудшение по многим позициям «правового поля» малого предпринимательства. Это, прежде всего, касается критериев отнесения к категории малого предпринимательства и связанного с ним сокращения норм и объемов преференций и государственных льгот для малого бизнеса. Так, если в 1991 - 1993гг. к субъектам малого предпринимательства без образования юридического лица относили предприятия с численностью 150-200 человек, то с момента принятия федерального закона в 1995г. перевод на упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности предусматривает замену подоходного налога на предпринимательский доход стоимостью патента, но только для предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и организаций с численностью работающих по найму не более 15 человек. Вначале решение о переходе на упрощенную систему налогообложения принимали сами субъекты малого предпринимательства в соответствии с перечнем Минфина России о категориях малого предпринимательства, запрещенных к переводу на упрощенную систему, и оно было добровольным. В дальнейшем право добровольного выбора было ограничено для ряда малых предприятий введением Федерального закона от 31.07.98г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Введение с 01.01.99 г. Налогового кодекса РФ (часть I) привело к еще большему сокращению объема преференций и льгот для малых предприятий в федеральном законодательстве. Статья 56 НК РФ фактически уравнивает предпринимателей всех категорий с точки зрения получения налоговых преференций и льгот от федеральной власти, не учитывая специфику малого бизнеса. Так, например, налоговый кредит в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов предоставляется в шести случаях правовых оснований, из которых только два могут считаться приемлемыми для малого предприятия. При этом срок отсрочки или рассрочки не превышает шести месяцев. В случае предоставления инвестиционного налогового кредита срок может быть увеличен до шести лет, а сумма не может превышать 50% налоговых платежей (без учета кредита), а ставка должна составлять 0,5 — 0,75 ставки рефинансирования ЦБ. Такое кредитование малых предприятий мало чем отличается от банковского, поскольку нарушение договорных условий в течение месяца приводит к применению штрафных санкций.

Не способствует нормальному функционированию субъектов малого бизнес, а уж тем более развитию данной сферы экономики частота изменений в налоговом законодательстве, нарушающая один из основополагающих принципов налогообложения – стабильность налоговой системы. До принятия соответствующих глав Налогового кодекса в Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» от 29 декабря 1995 года № 222 – ФЗ изменения вносились 6 раз, в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года № 148 – ФЗ – 7 раз. Поправки к соответствующим республиканским законам принимались 4 (к закону Кабардино - Балкарской республики «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» от 13 июля 1996 года № 16 – РЗ) и 9 раз (к закону Кабардино - Балкарской республики «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 марта 1999 года №10 – РЗ). Даже в принятые лишь в середине прошлого года главы 26. 2 и 26. 3 НК РФ уже четыре раза вносились поправки.

И это только та часть налогового законодательства, которая непосредственно регулирует налоговые обязательства только субъектов малого предпринимательства (и то не всех). А ведь есть еще общая часть Налогового кодекса, есть малые предприятия, применяющие традиционную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц.

Таким образом, даже самое, казалось бы, простое требование – хорошее нормативно – правовое обеспечение предпринимательской деятельности оказывается на практике невыполнимым.

3. 2. Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Единый налог на вмененный доход носит преимущественно- фискальный характер и его применение изначально имело своей целью достижение значительного увеличения налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Введение этого налога было призвано сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.

Кроме того, единый налог по своей сути позволяет расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволяет снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволяет избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога должно было позволить подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.

По мнению разработчиков системы налогообложения, единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден для предпринимателей.

Противники подобной системы налогообложения утверждают обратное. Главным недостатком системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на сегодняшний день является то, что налоговые органы не способны точно оценить вмененный доход. При отсутствии проверенной методики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составляет 30-50%. А это чревато разорением половины предпринимателей.

Кроме того, система налогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест, связанных с не проработанностью системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать значительный рост злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.

Практика применения единого налога на вмененный доход за последние четыре года показала, что рост поступлений достигнут, прежде всего, за счет легализации предпринимательской деятельности, вывода доходов из теневого сектора экономики и увеличения числа индивидуальных предпринимателей, а также постоянного повышения в регионах (зачастую необоснованно) размера базовой доходности в расчете на единицу основного физического показателя по отдельным видам деятельности.

Здесь также следует отметить то, что, в частности, в Кабардино-Балкарской республике при определении размера вмененного дохода  до 1 января 2003 года учитывалась лишь часть факторов, оказывающих непосредственное влияние на финансовые результаты предпринимательской деятельности. Так, при расчете базовой доходности, как правило, учитываются тип  населенного  пункта, особенности дислокации места осуществления деятельности в рамках населенного пункта (центр, престижные районы, базовые магистрали, окраины, напряженность маршрутов и другие) количество посадочных или оборудованных рабочих мест, площадь торгового зала и тому подобное. И лишь в розничной реализации ГСМ учитываются пропускная способность АЗС и объем заправочных мощностей. То есть в основном при расчете единого налога на вмененный доход используются лишь общие характеристики деятельности, хотя они и корректируются на ряд коэффициентов. Однако эти коэффициенты не учитывают, в частности:

  • состав ассортимента реализуемой продукции;
  • качество предоставляемых услуг;
  • сезонность;
  • суточность работы;
  • производительность используемого оборудования;
  • возможности использования дополнительной инфраструктуры.

Учитываются лишь тип населенного пункта, расположение субъекта предпринимательской деятельности внутри населенного пункта и по отношению к дорогам.

В результате налогоплательщикам, реально работающим в достаточно разных условиях, могла вменяться одинаковая сумма дохода, соответственно порождающая обязанность уплатить одинаковые суммы налога.

Поэтому, во – первых, реальная тяжесть налогообложения налогоплательщиков одной и той же категории оказалась разной, что в свою очередь является нарушением одного из основополагающих принципов налогообложения. Во – вторых, у  налогоплательщиков возникал соблазн (а зачастую – и просто необходимость) занизить реальную величину физических показателей своей деятельности, являющихся базой для определения размера вмененного дохода.

Таким образом, не достигнута даже изначальная цель введения системы обложения единым налогом на вмененный доход – вывод из «тени» уже существующих субъектов малого предпринимательства. Многочисленные недоработки законодательной базы породили возможность её нарушения с обеих сторон – то есть не только налогоплательщиками, но и налоговыми органами.

Еще больше усугубили ситуацию изменения, внесенные в данную систему в связи с введением в действие главы 26. 3 НК РФ. Как оказалось, в новом году регионы могут остаться вообще без единого налога на вмененный доход. При расчете ставки этого налога региональные власти должны использовать специальный коэффициент, учитывающий кадастровую стоимость земли на данной территории. Чем земля дороже, тем сумма налога больше. Однако разработка кадастра до сих пор не завершена, а значит, коэффициент, собственно, как и сам налог, в итоге применяться не может. В результате Правительство предложило отложить введение в действие соответствующего коэффициента до 1 января 2004 года.

Таким образом, на сегодняшний день в КБР в соответствии с п. 4 ст. 4 закона Кабардино – Балкарской республики «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» при расчете единого налога на вмененный доход используется лишь один из трех предусмотренных Кодексом коэффициентов – К 2.

Естественно, предпринимателей очень волнует и коэффициент базовой доходности, уровень которого может колебаться от 0,1 до 1 и устанавливается региональными властями. В Кабардино - Балкарии значения этого коэффициента установлены республиканским законом «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 28 ноября 2002 года № 82 – РЗ и зависят на сегодняшний день от вида деятельности и населенного пункта, в котором она осуществляется.

Другим существенным упущением внесенных в данную систему налогообложения с 1 января 2003 года можно назвать то, что ни в Налоговом кодексе, ни в действующей редакции закона не нашла отражения норма п. 2 ст. 7 республиканского закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 25 августа 2001 года № 88 – РЗ, предусматривавшая возможность произвести  уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев.

В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшалась соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов, то есть размер платежа мог бы быть значительно ниже (см. таблицу 21).

Таким образом, налогоплательщикам предоставляется возможность снизить величину налогового бремени. В этом случае для оценки налоговой нагрузки следует рассчитать фактическую ставку налога, представляющую собой отношение уплаченной за период суммы налога к величине налоговой базы (см. таблицу 22).

Таблица 21

Возможности сокращения платежей по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Порядок уплаты налога 

Аптека

АЗС

Кафе

авансовый платеж за 1 месяц

1 200р.

10125

378

итого в расчете на год

14 400р.

121 500р.

4 536р.

авансовый платеж за 3 месяца

3 528р.

29 768р.

1 111р.

итого в расчете на год

14 112р.

119 070р.

4 445р.

авансовый платеж за 6 месяцев

6 840р.

57 713р.

2 155р.

итого в расчете на год

13 680р.

115 425р.

4 309р.

авансовый платеж за 9 месяцев

9 936р.

83 835р.

3 130р.

итого в расчете на год

13 248р.

111 780р.

4 173р.

авансовый платеж за 12 месяцев

12 816р.

108 135р.

4 037р.

Информация о работе Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса