Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМННАЯ РАБОТА моя.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Общих принципов определения такого критерия не существует, и они широко варьируются между странами. Иногда в качестве критерия используется численность работников предприятия (в Бельгии до 50 человек, в Германии - до 500 человек, в Нидерландах – до 10 человек для малого бизнеса, до 100 для среднего). Распространенным критерием является совокупный годовой оборот предприятия (во Франции в пределах 3,5 млн. франков для фирм, реализующих товары, и в пределах 1 млн. для производителей услуг, в Испании до 500 млн. песет). В Италии определяется доход предприятия, который не должен превышать 360 млн. лир для предприятий в сфере услуг и 1 млрд. лир для остальных фирм. В ряде случаев критерии более сложные. В Бельгии и Великобритании предприятие, имеющее право на признание малым, должно одновременно удовлетворять ограничениям на численность занятых, совокупный годовой оборот и валюту баланса (в Бельгии эти величины не должны превышать соответственно 100, 145 млн. бельгийских франков и 70 млн. бельгийских франков; в Великобритании – 250, 11,2 млн. фунтов стерлингов и 5,6 млн. фунтов стерлингов) [8, с. 6 - 8].

В некоторых странах предприятие должно для признания малым удовлетворять одному из сложных критериев. В Люксембурге малые предприятия должны иметь оборотный капитал, не превышающий 500000 люксембургских франков и годовой оборот в пределах 2 млн. или прибыль в пределах 60000 люксембургских франков[8, с. 8]. Для средних предприятий ограничения устанавливаются на те же показатели, что и в Бельгии и Великобритании, но в Люксембурге пороговыми значениями служат 50 человек для штата, 88 млн. люксембургских франков для оборота и 44 миллиона люксембургских франков для валюты баланса.

 

Глава ІІ. Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1. Состояние и перспективы  развития сферы малого бизнеса  в Кабардино-Балкарской республике.

В КБР проблема малого бизнеса является, прежде всего, вопросом самоорганизации населения, позволяющей властям снизить социальные издержки своих бюджетов, сбросить часть проблем - решить проблему занятости, бюджетного финансирования и т.д. Таким образом, даже если малое предприятие будет работать "в ноль" и платить минимальные налоги – это уже очень большое дело, большой положительный эффект: человек занят сам, организовал себе работу, ему ничего не надо от государства, его не надо опекать, не надо решать какие-то его социальные вопросы. В этом смысл малого бизнеса.

В  республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2002-2006 гг.» программе приоритетными для предпринимателей сферами в ней названы производство и переработка сельхозпродукции, развитие стройиндустрии и обслуживание жилищного фонда и дорог, курортный комплекс. До 2006 г. планируется создать 35 тысяч дополнительных рабочих мест, что наполовину покроет потребность республики [5 , с. 10].

По оценке Минэкономразвития КБР, в малом бизнесе республики трудится 51 тыс. человек или почти 17% занятых в экономике. Однако их вклад в валовой региональный продукт не превышает 12%.

Доля малых предприятий в приращении основного капитала не выше 2,5%. Предпринимательство тяготеет к быстроокупаемому, не требующему больших стартовых вложений бизнесу.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли КБР вклад малого бизнеса в формирование валового регионального продукта в 2002 году оценивается на уровне 17%.

В Кабардино – Балкарской республике субъекты малого предпринимательства применяют в основном одну из двух систем налогообложения: уплачивают либо единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, либо единый налог на совокупный доход (валовую выручку). Оба эти налога заменяют целый ряд других налоговых платежей и позволяют налогоплательщику упростить ведение учета и представление отчетности. Однако часть налогоплательщиков – субъектов малого предпринимательства по разным причинам применяет традиционную схему налогообложения.

По данным Управления МНС России по КБР и МНС РФ (см. таблицы 3 и 4) на территории КБР удельный вес малых предприятий в общем числе юридических лиц на 2% выше, чем по России, хотя, например, «Российским обозрением малых и средних предприятий 2001 г.» регион и входит в группу «аутсайдеров» по степени развития малого предпринимательства [7, с. 71].

Таблица 3

Доля субъектов малого предпринимательства в составе предприятий и организаций, состоящих на налоговом учете по состоянию на 01. 01. 2002 г.

Наименование показателя

КБР

РФ

Количество

Удельный вес, %

Количество

Удельный вес, %

Зарегистрированные юридические лица

10785

100,00

3100000

100,00

В том числе малые предприятия

3290

30,51

879300

28,36

В том числе предприятия, применяющие специальный налоговый режим

1260

11,68

202930

6,55

Плательщики единого налога на совокупный доход при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

251

2,33

66830

2,16

Плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

1009

9,36

136100

4,39


Распространенность в республике упрощенной системы налогообложении, учета и отчетности соответствует среднероссийскому уровню в части плательщиков – юридических лиц. Систему используют примерно по 7,6% зарегистрированных юридических лиц, имеющих право на её применение. Причем в КБР это составляет около 11% организаций, а в РФ – менее 9%.

Значительно большее распространение на территории Кабардино – Балкарии получила система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Удельный вес малых предприятий, переведенных на уплату данного налога, в КБР в 2 раза выше, чем в среднем по РФ. Возможно, что это в немалой степени обусловлено неодинаковым подходом к введению данной системы налогообложения в разных регионах России.

Удельный вес индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в численности субъектов малого предпринимательства в КБР примерно соответствует среднероссийскому уровню (лишь на 1,7% ниже) и составляет 81,9 %. То есть большая часть данной сферы экономики представлена именно индивидуальными предпринимателями.

Таблица 4

Структура индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, состоящих на налоговом учете по состоянию на 01. 01. 2002 г.

Наименование показателя

КБР

РФ

Количество

Удельный вес, %

Количество

Удельный вес, %

Индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете

14917

100,00

4496800

100,00

В том числе предприниматели, применяющие специальный налоговый режим

14118

94,64

1806400

40,17

Плательщики единого налога на совокупный доход при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

626

4,20

130400

2,90

Плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

13492

90,45

1676000

37,27


Кроме того, как видно из приведенных в таблице 4 данных, среди данной категории налогоплательщиков более распространено применение специальных налоговых режимов.

Так, если на один из предусмотренных для малого бизнеса режимов налогообложения перешли 38,3% кабардино – балкарских и 23,1% российских малых предприятий, то в отношении физических лиц эти цифры значительно выше – 94,6% и 40,2% соответственно.

Большая часть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированных на территории Кабардино – Балкарии, уплачивает единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. В России же их удельный вес значительно ниже – 37% против 90% в КБР. Упрощенную же систему индивидуальные предприниматели применяют реже, чем организации, хотя в республике удельный вес данной категории налогоплательщиков почти в 1,5 раза превышает среднероссийское значение.

Таким образом, сложившаяся в КБР в сфере малого бизнеса ситуация в части применения особых режимов налогообложения может быть охарактеризована на фоне российской как более благоприятная. Особенно заметно это в отношении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, переход на которую является добровольным. В республике более распространено применение специальных налоговых режимов, предусмотренных законодательством для субъектов малого бизнеса, чем в среднем по РФ.

Сложившаяся к концу прошлого года отраслевая структура сферы малого бизнеса республики приведена на рисунке 3.

Рис. 3. Отраслевая структура сферы малого бизнеса КБР в 2002 г.

Большая часть субъектов малого предпринимательства сосредоточена в сфере оптовой и розничной торговли. Значителен удельный вес транспорта (7,4%) и промышленности (5,5%).Примерно по 2 – 3 % составляет доля субъектов, занятых бытовым обслуживанием, общественным питанием, производством сельскохозяйственной продукции и строительством.

Причем для распределения отдельных групп субъектов малого бизнеса по отраслям экономики характерны некоторые различия (см. таблицу 5).

В составе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица порядка ¾ составляют лица, занятые в сфере торговли, причем большей частью розничной. Достаточно значительная часть индивидуальных предпринимателей сосредоточена в сфере грузовых и пассажирских перевозок – 8,3%.

Немногим менее 4% предпринимателей оказывают бытовые услуги населению, примерно по 3% заняты в сфере общественного питания и производства промышленной продукции.

Таблица 5

Распределение субъектов малого предпринимательства в КБР по отраслям в 2002 году.

Вид деятельности

Малые предприятия

ПБОЮЛ

Всего субъектов малого бизнеса

Количество

Удельный вес, %

Количество

Удельный вес, %

Количество

Удельный вес, %

Бытовое обслуживание

26

0,73

961

3,81

987

3,43

Материально - техническое снабжение и сбыт

238

6,66

240

0,95

478

1,66

Общественное питание

110

3,08

781

3,10

891

3,10

Промышленность

934

26,16

659

2,61

1593

5,54

Связь

18

0,50

25

0,10

43

0,15

Сельское хозяйство

357

10,00

504

2,00

861

2,99

Строительство

387

10,84

248

0,98

635

2,21

Торговля

797

22,32

18709

74,21

19506

67,80

Транспорт

37

1,04

2087

8,28

2124

7,38

Прочие

667

18,68

994

3,94

1661

5,77

ИТОГО

3571

100,00

25210

100,00

28768

100,00


Распределение же малых предприятий по сферам деятельности несколько более равномерно и заметно отличается от структуры предпринимателей.

Во – первых, здесь преобладают предприятия, занятые промышленным производством (26%). Торговые же предприятия занимают лишь 2 место – их удельный вес составляет 22%.

Во – вторых, более значительна доля малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере строительства и производства сельскохозяйственной продукции (примерно по 10%), а также материально – технического снабжения и сбыта (6,6%), тогда как занятых здесь индивидуальных предпринимателей гораздо меньше.

За последние 4 года (то есть со времени введения на территории КБР единого налога на вмененный доход) наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, что отражено на рисунке 4.

Рис. 4. Изменение количества плательщиков, применявших специальные режимы налогообложения для субъектов малого бизнеса в КБР в 1999 - 2002 гг.

Однако, как видно из приведенных в таблице 6 данных, этот рост носит достаточно неравномерный характер в разрезе отдельных категорий налогоплательщиков и разных систем налогообложения.

Так, если количество плательщиков единого налога на совокупный доход (валовую выручку) при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности увеличивается в среднем на 9,2% в год за рассматриваемый период, то темпы прироста количества налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, были значительно выше и составили примерно 39,1% в год.

Таблица 6

Динамика количества плательщиков единого налога на валовую выручку при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности в КБР в 2000 – 2002 гг.

Категория плательщиков

2000 год

2001 год

отклонение 2001 год к 2000

2002 год

отклонение 2002 год к 2001

отклонение 2002 год к 2000

Количество

Количество

абсолютное

относит. (%)

Количество

абсолютное

относит. (%)

абсолютное

относит. (%)

Единый налог с совокупного дохода

766

877

111

12,7

1205

328

27,2

439

36,4

Юридические лица

203

251

48

19,1

237

-14

-5,9

34

14,3

Индивидуальные предприниматели

563

626

63

10,1

968

342

35,3

405

41,8

Единый налог на вмененный доход

13031

14501

1470

10,1

23635

9134

38,6

10604

44,9

Юридические лица

978

1009

31

3,1

946

-63

-6,7

-32

-3,4

Индивидуальные предприниматели

12053

13492

1439

10,7

22689

9197

40,5

10636

46,9

Информация о работе Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса