Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМННАЯ РАБОТА моя.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Исходя из изложенного, попробуем определить, выгодно ли конкретному налогоплательщику переходить на упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога на вмененный доход, и если выгодно, то какой вариант налогообложения  для него предпочтительнее. Хотя выбор варианта не всегда является компетенцией предприятия, ему важно понять экономические последствия того или иного права выбора.

Для определения выгодности перехода малого предприятия  с общепринятой системы налогообложения на единый налог от валовой выручки или единый налог на вмененный доход возьмем некоторые данные бухгалтерской отчетности (см. таблицу 15) двух предприятий, осуществляющих разные виды деятельности:

  • ООО «А» осуществляет розничную торговлю промышленными товарами через магазин с торговой площадью 50 кв. м.;
  • ООО «Б» - предприятие, оказывающее парикмахерские услуги в салоне, оборудованном на 10 рабочих мест.

Таблица 15

Некоторые показатели финансово – хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за 2002 год.

Показатели

Сумма, руб.

ООО "А"

ООО "Б"

Выручка от реализации без НДС

5238460

3562045

Стоимость  приобретенных товаров

2000000

34106

Эксплуатационные расходы

36420

73010

Фонд оплаты труда

720000

976820

Прочие расходы

12638

-

Среднегодовая стоимость имущества

461290

298360


Законом КБР «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 25 августа 2001 г. № 88-РЗ определена методика исчисления единого налога на вмененный доход для организаций, осуществляющих различные виды деятельности. В приложениях к закону приведены размеры базовой доходности на единицу физического показателя и базовая сумма налога в расчете на месяц в разбивке по видам предпринимательской деятельности. Они могут корректироваться на понижающие (повышающие) коэффициенты. На основе этих данных, исходя из количества физических показателей деятельности, налогоплательщика и определяется сумма единого налога, подлежащая уплате за год конкретным предприятием (см. таблицу 16).

Таблица 16

Расчет размера единого налога на вмененный доход, подлежащего уплате за 2002 год.

Показатели

ООО "А"

ООО "Б"

Количественное выражение физического показателя, ед.

50

10

Базовая доходность на единицу физического показателя, руб. в год

3000

36000

Коэффициенты, понижающие (повышающие) базовую доходность

1

1

Размер вмененного дохода, руб. в год

150000

360000

Сумма единого налога на вмененный доход

22500

54000


При общепринятой системе налогообложения субъектами малого предпринимательства уплачиваются следующие налоги:

  • от валовой выручки  – налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда, транспортный налог, налог с реализации (продаж), налог на прибыль;
  • от среднегодовой стоимости имущества – налог на имущество;
  • от фонда оплаты труда – единый социальный налог.

В результате применения традиционной схемы налогообложения рассматриваемыми предприятиями в 2002 г. должны были бы быть уплачены приведенные в таблице 17 налоги в общей сумме примерно по 1,8 млн. рублей (с учетом косвенных налогов).

Таблица 17

Налоги, уплачиваемые предприятиями в 2002 году при использовании общепринятой системы налогообложения.

Налоги, исчисленные за год

Сумма, руб.

ООО "А"

ООО "Б"

Налог на прибыль

497495

488482

Налог на пользователей автодорог

130962

89051

Налог на имущество

9226

5967

НДС (с учетом возмещения по приобретенным товарам)

647692

705588

Налог с продаж

261923

178102

Единый социальный налог

256320

347748

Всего налогов

1803617

1814939


Законом Кабардино – Балкарской республики «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 13 июля 1996 г. №16-РЗ объектом налогообложения единым налогом при упрощенной системе была названа только валовая выручка.

Таблица 18

Расчет размера единого налога с валовой выручки, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в 2002 г.

Показатели

ООО "А"

ООО "Б"

Выручка от реализации, руб.

5238460

3562045

Ставка единого налога с валовой выручки

9%

9%

Единый налог с валовой выручки, руб.

471461

320584


Результаты расчета единого налога с валовой выручки для рассматриваемых предприятий за 2002 г. приведены в таблице 18.

Сгруппируем результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и суммы уплаченных ими налогов  в таблицу 19 и рассчитаем чистую прибыль предприятий. При этом следует учитывать, что в 2002 г. при любом варианте налогообложения предприятия уплачивали единый социальный налог.

Таблица 19

Влияние системы налогообложения на результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятий в 2002 г.

Показатели

ООО "А"

ООО "Б"

Общепринятая система налогообложения

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

3663060

2015185

Начислено налогов

1803617

1814939

Чистая прибыль

1575400

1546860

Упрощенная система налогообложения

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

3496839

1752268

Начислено налогов

727781

668332

Чистая прибыль

1741621

1809777

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

3047878

1485684

Начислено налогов

278820

401748

Чистая прибыль

2190582

2076361


Таким образом, при прочих равных условиях для рассматриваемых предприятий в 2002 г. было наиболее выгодным применение системы обложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Графическое изображение (см. рисунок 8) полученных в ходе расчетов результатов позволяет утверждать следующее.

Переход на уплату единого налога на вмененный доход является, безусловно, более выгодным для обоих предприятий. Причем для ООО «А» подобная смена схемы налогообложения гораздо сильнее скажется на результатах деятельности (в лучшую сторону). Также выгоден для предприятия переход на упрощенную систему с традиционной.

Рис. 8. Соотношение чистой прибыли и налогов при разных схемах налогообложения в 2002 г.

А вот для ООО «Б» в 2002 г. переход на упрощенку, в отличие от вмененки, был невыгоден.

С учетом произошедших в законодательстве изменений с 1 января 2003 года можно аналогичным образом определить выгодность  той или иной схемы налогообложения для налогоплательщика.

Как видно из таблицы 20, для ООО «А» невыгоден переход на упрощенную систему налогообложения, поскольку при этом чистая прибыль предприятия сократится на 1,5% либо на 2,5% в зависимости от выбранного объекта обложения. А вот при переходе на уплату единого налога на вмененный доход прибыль вырастет на 3,6%.

Таблица 20

Влияние системы налогообложения на результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятий в 2003 г.

Показатели

ООО "А"

ООО "Б"

Общепринятая система налогообложения

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

2679548

1407970

Начислено налогов

1647014

1435683

Чистая прибыль

1932388

1626671

Упрощенная система налогообложения (6% валовой выручки)

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

3021058

1425823

Начислено налогов

314458

212873

Чистая прибыль

1902944

1922349

Упрощенная система налогообложения (15% совокупного дохода)

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

3021058

1425823

Начислено налогов

332760

320583

Чистая прибыль

1884642

1815639

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Валовая выручка

5238460

3562045

Расходы

3021058

1425823

Начислено налогов

216000

240000

Чистая прибыль

2001402

1896222


С другой стороны, для ООО «Б» в любом случае более предпочтительным является применение одного из специальных режимов налогообложения. И здесь уже самой выгодной является схема уплаты единого налога в размере 6% валовой выручки (она даст увеличение чистой прибыли на 18,2% по сравнению с традиционной системой налогообложения).

Переход на систему в виде единого налога на вмененный доход позволяет ООО «Б» увеличить чистую прибыль на 16,6%, а на упрощенную систему с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов – лишь на 11,6%.

Что касается размера налоговых платежей предприятия, то переход на любой из особых налоговых режимов, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, предоставляет возможность их значительного сокращения (см. рисунок 9).

Рис. 9. Соотношение налоговых платежей предприятия  при разных схемах налогообложения в 2003 году.

Таким образом, нельзя сделать вывод об однозначной выгодности перехода на тот или иной специальный режим налогообложения для конкретного налогоплательщика. В целом немаловажной является сравнительная выгодность для налогоплательщика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, поскольку переход на неё является обязательным.

О выгодности перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход свидетельствует и то, что некоторые налогоплательщики стремятся сформулировать вид своей деятельности таким образом, чтобы уплачивать именно этот налог.

В отношении же перехода на упрощенную систему каждый налогоплательщик должен самостоятельно оценивать его эффективность, тем более, что увеличение прибыли за счет минимизации налоговых платежей (которая как раз и происходит) – не единственное, хотя и  главное её преимущество.

 

Глава ІІІ. Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1. Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.

Анализ современного состояния экономики России говорит о том, что малый бизнес по ряду объективных и субъективных причин еще не занял положенного ему места. Одной из центральных является проблема нормативно – правового обеспечения деятельности малых предприятий. Малый бизнес слабо защищен в правовом отношении. Предпринимателей беспокоит отсутствие необходимых законов, нестабильность, противоречивость и сложность законодательной базы по вопросам малого бизнеса.

Ни один из действующих нормативных актов по малому бизнесу не имеет четкого и продуманного механизма реализации, то есть подзаконные акты извращают дух и букву федеральных законов. Даже суды, принимая решение в пользу предпринимателя, не гарантируют его исполнения.

Информация о работе Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса