Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………
Анализ налоговой системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что в ней с момента создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль (57,1% в общей сумме налогов). Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.
В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился с 4,7 до 16,2%.
В структуре косвенных налогов лидирующие позиции принадлежат налогу на добавленную стоимость (52,3%), платежам, исчисленным из выручки от реализации продукции (20,9%), акцизам(20,1%).
Структура контролируемых МНС доходов в разрезе видов плательщиков за анализируемый период в целом не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики.
На государственный сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей.
В анализируемом периоде наполняемость бюджета характеризовалась нарастанием концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.
Основную часть
налоговых поступлений в
Не следует забывать о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.
При стремительно стареющем населении и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009-10гг. нагрузка на бюджет вырасла.
Нельзя сказать,
что налоговая система
По своим основным характеристикам налоговая система значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.
Эти отличия носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:
1 Количество
применяемых в Беларуси
2 Вторым важным
системным отличием являются
существенные расхождения в
К отличиям методологического характера налоговой системы Республики Беларусь от оптимальной относятся прежде всего различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов.
В ходе написания
работы и анализа элементов налоговой
системы был выявлен ряд
- особое внимание
уделяется не расширению налого
- актуальна
проблема увеличения удельного
веса косвенных платежей; высокий
уровень налогообложения
- еще не найдены и оптимальные значения ставок налогов;
- количество налогов и сборов, а также их нестабильность;
- нестабильность налоговых законов;
- применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов; - требует доработки вопрос предоставления налоговых льгот;
налоговая система почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;
- недостаточная
разработка механизмов
С целью совершенствования налогообложения в Республики
Беларусь предлагаем следующие меры:
-следует больше внимания уделять стимулирующей
функции налогообложения. Постепенно
снижая налоговую нагрузку и обеспечивая
тем самым стабилизацию экономической
ситуации в республике необходимо последовательно
сокращать количество налогов с оборота
и смещать акценты на прямое налогообложение;
-представляется
возможным отмена отчислений
в государственные целевые
-целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий;
-возможность
комментировать и разъяснять
законодательные акты
- при расчете
подоходного налога следует
Позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.
Налоговая политика
должна учитывать особенности
При проведении налоговых реформ должна анализироваться взаимосвязь всех видов налогов, обеспечиваться взаимная компенсация изменений их влияния на экономическое поведение потребителей и производителей, соблюдаться интересы бюджета, а, следовательно, и общества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ