Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

По мнению В. Гюрджан и Н. Масинкевич, выражающих точку зрения налоговых органов, отмена данных налогов займет, скорее всего, несколько лет и может быть осуществлена лишь по мере их замены на иные источники финансирования государственных затрат [12, с. 7]. Разумеется, их отмена может обернуться значительными потерями для бюджета. Однако когда в течение ряда лет происходило постоянное увеличение налогов и сборов, посредством которого налоговая система Республики Беларусь оказалась «перегружена» различными налоговыми платежами, никто не задумывался о налогоплательщиках как субъектах экономики. Когда же неэффективность налоговой системы стала настолько очевидной и принимаемые шаги по ее совершенствованию стали объективной неизбежностью, то постоянно возникают вопросы с «выпадающими» доходами (доходы, которые теряет бюджет в результате отмены ряда налогов и сборов или снижения ставок по ним).

В целях выравнивания условий налогообложения в налоговых  системах предусматривается определенное соотношение прямых и косвенных  налогов, которое, по мнению некоторых авторов, является важнейшей первоначальной характеристикой налоговой системы [25, с. 57].

Истоки обсуждения преимуществ и недостатков косвенных  и прямых налогов уходят в далекое  прошлое. А. Смит указывал, что прямому  налогообложению должны подвергаться все виды доходов, а к косвенным налогам относился двояко. По его мнению, с одной стороны, косвенные налоги уменьшают спрос потребления, что неизбежно влечет сокращение производства. С другой стороны, без косвенных налогов государство не получит необходимых ему доходов. Дискуссия о соотношении прямых и косвенных налогов продолжается и в настоящее время. На наш взгляд, следует учитывать как негативные, так и позитивные аспекты косвенных или прямых налогов. Так, налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и обеспечивает бесперебойное поступление денежных средств в бюджет. К тому же он имеет устойчивую базу обложения, которая не зависит от материальных затрат. Существенным недостатком косвенных налогов выступают их экономические последствия посредством влияния на цену товара в сторону ее увеличения с вытекающими проблемами (снижение платежеспособности граждан, рост социальной напряженности и т.п.). Главное преимущество прямых налогов – их чисто экономический характер взимания после осуществления непосредственно хозяйственной деятельности, что позволяет предприятиям изначально планировать направления своей инвестиционной деятельности. В то же время они менее выгодны для государства в силу нестабильности их поступления из-за экономической конъюнктуры.

Во всех налоговых  системах промышленно развитых стран  независимо от их национальной специфики  наблюдается преобладание прямых налогов  над косвенными. Сравнение доли прямых и косвенных налогов в нашей  стране с мировыми тенденциями показывает, что в отличие от ведущих стран мира налоговые поступления определяются преимущественно косвенными налогами и эта тенденция сохраняется на протяжении последних лет (Приложение 3).

В настоящее  время совокупное бремя косвенного налогообложения в Беларуси одно из самых высоких в мире, при том что фактическая способность населения к их уплате в силу низкого среднедушевого дохода весьма незначительна. В связи с этим поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных налоговых проблем. Решение данной проблемы в нашей стране, в силу значительной инфляции на протяжении последних лет (Беларусь занимает первое место не только среди всех европейских стран, но и стран СНГ), должно быть найдено в переходе от косвенного налогообложения к прямому, заключающемуся в отмене оборотных налогов и налога с продаж, а также снижении ставки налога на добавленную стоимость и повышении ставки налога на прибыль.

Переориентация  на прямое налогообложение, с закреплением в налоговом законодательстве принципа взимания налогов и сборов по результатам хозяйственной деятельности, позволит избежать фискального обременения субъектов хозяйствования до начала осуществления производственно-экономической деятельности. Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 г. № 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь» условием ввоза на территорию республики автомобильного бензина и дизельного топлива является внесение денежных средств на транзитные счета налоговых органов с последующим зачетом импортерам данных сумм в счет уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей по ввезенному и реализованному топливу. 

Переход от косвенного налогообложения к прямому имеет также важнейшее политическое значение. Взимание прямых налогов, демонстрируя гражданам, что именно они содержат государство, способствует распространению правовых идей о необходимости ответственности государства и его институтов перед обществом в расходовании народных средств. Это создает реальные предпосылки для развития инструментов контроля общества за финансовой деятельностью государства. Не случайно в странах с устоявшимися демократическими традициями высока доля прямых налогов по сравнению с косвенными. Доминирование косвенного налогообложения характерно для стран с низким уровнем развития демократических институтов. 

Большое количество налогов, преобладание косвенного налогообложения  в нашей стране обусловливают существование налоговой нагрузки, высокий уровень которой сегодня стал реальностью (Приложение 4).

В странах с  переходной экономикой уровень налоговой  нагрузки в период рыночных реформ достигает 26-28%, который является наиболее приемлемым и для нашей страны. Определение приемлемого уровня налогового бремени всегда вызывает многочисленные споры. Решение вопроса о высоте налогообложения было отчасти найдено американским ученым А. Лаффером в середине 70-х гг. ХХ в. в рамках теории предложения. Он установил математическую зависимость дохода бюджета от налоговых ставок. Сокращение ставок налогов будет способствовать снижению масштабов уклонения от их уплаты, повысит степень мотивации к расширению объемов производства, в результате чего увеличится и налоговая база. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе приведет к сокращению поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоговые ставки, по выводам А. Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в зарубежных странах в 80-е гг.

Попытки правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в течение короткого периода. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны. Субъекты хозяйствования все в большей степени начинают заниматься налоговым планированием и оптимизацией налоговых платежей.

Проведение  налоговых преобразований предполагает отмену ряда налогов и сборов, а  также существенную трансформацию  сохраняющихся налогов. Налоговое  законодательство должно быть дополнено  новыми нормами в отношении определенных режимов налогообложения применительно к изменяющимся экономическим условиям и новым общественным отношениям в сфере налогообложения, возникшим и развивающимся в последние годы и не нашедшим еще адекватного отражения в нормативных правовых актах.  

Основной целью налоговой политики на последующие годы станет снижение налоговой нагрузки предусмотренной Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы создание конкурентоспособной налоговой системы.

Предусмотрено повышение в ближайшее время рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» до не менее чем 70-го места.

Как сказано в Программе с 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на три процентных пункта. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога, рассмотрения вопроса о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, введения механизма переноса убытков на будущие прибыли, сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счёт отчислений из прибыли подчинённых государственных организаций и расширение сферы применения упрощённой системы налогообложения

Помимо этого будет проводиться улучшение механизмов взимания установленных налогов, сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран. Произойдет снижение временных затрат на расчёт и уплату налогов. радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах, снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций, упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

Реализация  указанных направлений налоговой  политики позволит снизить налоговую  нагрузку в 2015 г до 26%к ВВП.[6, с.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное налоговое  законодательство трактует понятия  «налог», «пошлина», «сбор», другие платежи  исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Эти понятия определены как «обязательный  взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» и как «форма финансового участия граждан, иных физических и юридических лиц в обеспечении доходной части бюджета всех уровней».

Налогообложение рассматривается как общественно-необходимый  процесс и представляет собой  совокупность экономико-правовых отношений, формирующихся при перераспределении  части созданной в производстве стоимости.

Методология налогообложения  наполняет реальным содержанием все присущие налоговому платежу элементы: плательщики, объект обложения, ставки, сроки, льготы и др. Оно осуществляется в зависимости от принятых законодательством видов налогов и задач, стоящих перед налоговой системой каждой страны. Первоначально происходит выработка концептуальных основ налогообложения, которая опирается на внутренние экономические интересы страны. При этом за основу берутся параметры экономического роста, определяется возможный налоговый потенциал, моделируются схемы возможного влияния выбранной концепции налоговой системы на экономический рост.

Общими принципами построения налоговых систем могут  служить справедливость, простота и  дешевизна налогов, как это определил  А.Смит. Однако можно предложить более  развернутую классификацию принципов построения систем налогообложения.

Налоговая система  должна быть справедливой. Это может  достигаться через соблюдение правил горизонтальной справедливости (когда  люди с одинаковым доходом должны платить равные налоги) и вертикальной (когда на неравные доходы должны налагаться неравные налоги).

Налоговая  система  должна быть эффективной. Эффективными являются налоги, которые имеют минимальные  негативные последствия для распределения  ресурсов. Такой принцип достигается  через построение налоговых систем либо исходя из платежеспособности налогоплательщиков либо через налогообложение тех субъектов, которые получают блага от деятельности государства. На практике два подхода к построению налоговой системы применяются одновременно.

Простота и  дешевизна налоговой системы. Этот принцип достигается через создание четкого налогового законодательства и равнонапряженную налоговую систему с небольшим количеством социальных и инвестиционных льгот.

Для соответствия всем этим принципам современные  налоговые системы используют различные виды налогов.

 Развитие  налоговой системы, отвечающее  государственной стратегии развития, является одной из наиболее  актуальных проблем теории и  практики реформирования национальной  экономики.

Действующая в  Республике Беларусь налоговая система сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП).

Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось  фискальной направленностью, нестабильностью.

За время  функционирования национальная налоговая система претерпела существенные изменения, выразившиеся в совершенствовании методик исчисления основных видов налогов и сборов и расширении базы налогообложения с учетом новых видов хозяйственной деятельности и в укреплении ее правовых основ.

Основу налоговой системы Беларуси составляет Общая часть Налогового  кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. И Особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 01.01.2010 г.

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь