Налогооблажение Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение и изучение этапов формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Для достижения названных целей в работе решены следующие задачи:
- изучена сущность, задачи, функции и принципы построения налоговой системы, ее основные элементы;
- рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь;
- охарактеризованы элементы налоговой системы Республики Беларусь;
- проанализирована структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, их динамика;
- исследована структура и уровень налоговой нагрузки на экономику, а также динамика налоговой нагрузки бюджетообразующих отраслей промышленности Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ….
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения……………………………………………………………………….
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….
2.1 Развитие и реформирование налоговой системы Республики Беларусь…
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………..
3.1 Сравнительный анализ с налоговыми системами европейских стран и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………
3.2 Направления совершенствование налогового законодательства…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути совершенствования.doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

-вознаграждения  за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;

-пенсии, пособия,  стипендии и другие доходы.

Объект налогообложения  и его источник могут совпадать  или не совпадать между собой. Например, выручка от реализации продукции, работ, услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и других местных налогов и сборов [14, c. 22-25].

Методы построения налоговых ставок. В теории и практике налогообложения важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода исчисления ставок: твердые (или равные), пропорциональные и регрессивные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме  на субъект либо объект налога (например, ставка за определенный объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении).

Пропорциональные  ставки устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу либо стоимости  имущества. Они одинаковы для  всех плательщиков с единицы обложения (например, ставки по налогу на прибыль, на недвижимость и т.п.).

Прогрессивные ставки – это ставки, которые увеличиваются с ростом объекта по установленной шкале (например, подоходный налог с граждан взимается по прогрессивным ставкам в диапазоне от 9 до 30 процентов в зависимости от дохода плательщика).

Прогрессия  бывает двух видов – простая и сложная: простая прогрессия означает рост ставки налога и распространение его на всю сумму облагаемого дохода; сложная прогрессия означает, что возросшая ставка относится к определенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки (объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется своя ставка).

Регрессивные  ставки – это ставки, которые  понижаются по мере роста объекта  налога.

Ставка налога должна быть оптимальной, так как  существует зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями [14,c. 25-27].

Американский  экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.

Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя па выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения, осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики  может дать тройной эффект:

во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);

во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е расширения объемов производства;

в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.

В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35 - 37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном счете к стагнации или спаду производства [25, c. 40-41].

Методы налогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов.

Наряду с  признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют  три способа взимания налогов: декларационный; кадастровый; административный.

Первый способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ создает условия для уклонения от уплаты налогов, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Производственные  объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налоги на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы.

Второй способ предполагает использование кадастра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые применяются при исчислении соответствующего налога.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие  налога у источника образования  объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком- предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [14, с.26-28].

Применяются следующие  методы уплаты налога:

-наличный платеж, когда плательщик вносит в  казну определенную сумму наличных денег;

-безналичный  платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;

-гербовыми марками,  покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми  на официально признанный документ [1].

Налоговые льготы. Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных формах. Наиболее характерными льготами являются: полное освобождение от уплаты налога отдельных категорий плательщиков; изъятия или выведения из-под налогообложения отдельных объектов; установления необлагаемого минимума; скидки или сокращения налоговой базы на сумму определенных законом расходов налогоплательщика; снижение ставки налога; перенесение сроков исполнения налогвого обязательства в виде отсрочки платежа и т.д.

К важным характеристикам налоговых систем относится также соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому в менее развитых странах доля косвенных налогов, как правило, выше.

Среди параметров налоговых систем необходимо отметить и структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений [25, c.38].

Выделяют следующие  признаки несовершенной налоговой  системы:

- неясное определение налоговой базы в законодательстве; множество нормативных актов, поправок, разъяснений. Такое явление свойственно современному белорусскому и российскому законодательствам;

- множество  налогов, взимаемых с одной  налоговой базы;

- сложность  распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней;

- отсутствие  прогрессивного обложения прибыли,  доходов;

-нарушение системы  ценообразования путем исключения  отдельных субъектов и товаров из обложения налогом на добавленную стоимость;

- множество  льгот и вычетов, способствующие уклонению от налогов;

- индивидуальные  льготы [1].

Обобщая итоги  развития налоговой системы, можно  констатировать, что структура налоговой  системы определяется следующими факторами:

- уровень экономического  развития (развития производительных сил);

- общественно-экономическое  устройство общества (сочетание  рынка и государства);

- господствующая  в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство);

- государственное  устройство стран (федеративное или унитарное государство) [25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

2.1 Развитие  и реформирование налоговой системы  Республики Беларусь

 

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов  и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Перед Республикой  Беларусь стала задача разработки и развития эффективной налоговой политики, и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Наиболее наглядно очертить контуры реформирования налоговой системы нашей страны и показать наиболее прогрессивные направления ее совершенствования представляется возможным сквозь призму истории, так как именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать. Рассмотрим по этапам, основные моменты развития и изменения налоговой системы, на примерах нескольких налогов, а в особенности основных.

Первый этап. Реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой системы начался  с принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1996 г. № 464, которым  были утверждены Основные направления «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы», [16] предусматривающие конкретные меры по преобразованию налоговой системы страны и снижению налоговой нагрузки. Указанным документом были определены следующие основные задачи:

- совершенствование  структуры и сокращение количества  применяемых налогов за счет  отмены малоэффективных сборов  и отчислений в различного  рода целевые бюджетные и внебюджетные  фонды;

- существенная  модернизация методов расчета,  механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В  качестве основной формы решения  была избрана подготовка проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. С введением кодекса планировалось реально повысить эффективность налоговой системы: с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой – снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.

В течение 1997 – 2001 годов были осуществлены следующие крупные преобразования налоговой системы.

Отменен сбор на содержание государственной пожарной службы и налоги на валютную выручку, отчисления в фонд содействия конверсии  военного производства. Декретом Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 года № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам» установлен единый унифицированный порядок предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, направленный на ограничение их применения.

В течение 1998 – 2001 годов практически все внебюджетные фонды (за исключением Фонда социальной защиты населения) были преобразованы  в целевые бюджетные фонды, ставка чрезвычайного налога снижена до 4 %.

С начала 1998 года введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «Об акцизах», предусматривающая введение ставок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов взимания акцизных сборов, они взимаются по единым ставкам для отечественных и импортных товаров. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) стал включать ювелирные изделия и легковые автомобили. С 1999 года введён единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (сельхозналог). Ставка единого налога устанавливалась в размере 2% от валовой выручки филиала или иного обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет. С 1999 года введен налог с продаж автомобильного топлива, зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта. Введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», в соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов, существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная ставка снижена до 30 %).Основная ставка налога на прибыль в 1999-2000 гг. была равна 25 %.

с 1 января 2000 года новой редакцией Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную  стоимость» введена общепринятая в  мировой практике зачетная система  взимания налога на добавленную стоимость, одновременно с введением новой системы взимания налога на добавленную стоимость. Вместо налога на прибыль и налога на добавленную стоимость был введен специальный налог на доходы, уплачиваемый банками, страховыми и другими финансовыми организациями в размере 30% с налоговой базы, включающей помимо прибыли расходы на оплату труда, амортизацию и износ нематериальных активов. Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами установилась в размере 40 %.

Информация о работе Налогооблажение Республики Беларусь